ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-381/15 от 21.09.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№       3-381/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской       Федерации

        «21» сентября 2015 года       Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой       Г.Л. при секретаре Дюсембаеве А.А.

        рассмотрел в открытом судебном       заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной       ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой       стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, возмещении       судебных расходов.

установил:

        Общество с ограниченной       ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» (далее ООО       «Лукойл-Уралнефтепродукт») 07 августа 2015 года обратилось в суд с       заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с       кадастровым номером 74:34:1800011:70, расположенного по адресу:       Челябинская область, город Миасс, улица 60 лет Октября, площадью 3641 +/-       21 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом       использования «для общественно-деловых целей под размещение АЗС № 61»       равной рыночной стоимости в размере 3 623 436 рублей по состоянию на 17       марта 2010 года и возмещении судебных расходов в размере 2000 рублей. В       обоснование заявленных требований общество указала на принадлежность ему       на праве собственности земельного участка с кадастровым номером       74:34:1800011:70. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная       по результатам государственной кадастровой оценки, не соответствует       рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права заявителя как       плательщика земельного налога, установление кадастровой стоимости равной       рыночной стоимости позволит снизить размер платежа. В судебном заседании       представитель заявителя Жаркова В. В. заявленные требования поддержала,       настаивала на их удовлетворении.

        Представители заинтересованных       лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской       области, Управления Росреестра по Челябинской области, Правительства       Челябинской области, Администрации Миасского городского округа Челябинской       области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения       дела извещены надлежаще. Дело в соответствии с частью 1 статьи 150 Кодекса       административного судопроизводства РФ рассмотрено в их       отсутствие.

                      Изучив материалы дела, письменные       отзывы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской       области и Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит       заявленные требования подлежащими удовлетворению.

        Установление рыночной стоимости       объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений,       поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной       власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении       кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их       кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые       обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику       названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные       правоотношения.

        Кадастровый учет земельных       участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О       государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр       недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.       Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом       кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном       настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено       настоящим Федеральным законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч.5 ст. 4 Федерального       закона «О государственном кадастре недвижимости»).

        Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7       Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено,       что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения       о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании       земельного участка.

        В соответствии с п. 2 ст. 66       Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных       участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за       исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная       кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством       Российской Федерации об оценочной деятельности.

        В силу п. 3 ст. 66 Земельного       кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно       являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой       кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента       вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных       законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в       котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой       стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр       недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом       оспаривания.

                      Статьей 24.18 Федерального закона       от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской       Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена       возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными       лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного       участка.

        Результаты определения       кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или       комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой       стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.       Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут       быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при       определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении       объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на       которую была установлена его кадастровая стоимость.

        Как следует из материалов дела,       ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» принадлежит на праве собственности земельный       участок с кадастровым номером 74:34:1800011:70, расположенного по адресу:       Челябинская область, город Миасс, улица 60 лет Октября, площадью 3641 +/-       21 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом       использования «для общественно-деловых целей под размещение АЗС № 61»       кадастровая стоимость которого согласно кадастровой справке о кадастровой       стоимости объектов недвижимости и данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по       Челябинской области, изложенным в письме от 08.09.2015 года № 10715       определена по состоянию на 17 марта 2010 года в размере 10 544 190,36       рубля.

        Действующие результаты       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области по состоянию на 01.01.2010 год утверждены постановлением       Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об       утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель       населенных пунктов Челябинской области». Спорный земельный участок не       вошел в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых       утверждена указанным постановлением.

        Комиссия по рассмотрению споров о       результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по       Челябинской области заявление ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» от 26.06.2015       года отклонила письмом от 01.07.2015 года № 74-2015/458.

        Согласно представленного       заявителем в суд отчета № 5404 от 27.04.2015 года об определении рыночной       стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:34:1800011:70,       подготовленного ООО «Стремление», его рыночная стоимость составила 3 623       436 рублей.

                      Положительным заключением       экспертизы № 150817-1017 т 18.08.2015 года на подтверждение стоимости       объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, проведенной экспертами       К. А.Ю. и Ш. Ю.В., состоящей в трудовых отношениях с       Некоммерческим партнерством саморегулируемая организация «Национальная       коллегия специалистов -оценщиков», отчет об определении рыночной стоимости       земельного участка с кадастровым номером 74:34:1800011:70 одтверждена       рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете об оценке №       5403 от 27.04.2015 года.

        Оценивая представленные       доказательства с соблюдением положений статьи 84 Кодекса административного       судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость       спорного земельного участка подтверждена заключением эксперта №       150817-1016 от 18.08.2015 года и отчетом об оценке № 5404 от 27.04.2015 г.       на спорный земельный участок.

        Заключения эксперта подготовлены       лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования,       специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения       доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости       спорного объекта.

        Из отчета об оценке № 5404 от       27.04.2015 г. следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных       участков Челябинской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих       влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного       участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода       сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный       исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в       заключении обоснован и сомнений не вызывает.

        Применяя сравнительный подход к       оценке, оценщик выбрал шесть аналогов - земельных участков, предложенных к       продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в Челябинской       области, в которой расположены объекты оценки. В отчете присутствуют       ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и       распечаток. Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1       кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных       участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о       местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных       оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного       объекта недвижимости.

        В качестве объектов-аналогов       выбраны земельные участки, отличающиеся от оцениваемого земельного участка       по условию рынка, по изменению цен на земельные участки, по составу       передаваемых прав, по местоположению и проведена корректировка по данным       элементам

                      4

                      сравнения. Отказ от проведения       корректировок по другим элементам сравнения, в отчете об оценке спорного       земельного участка также мотивирован и сомнений не вызывают. В отчете об       оценке приведен не только расчет, но и пояснения к ним, обеспечивающие       проверяемость выводов и результатов, полученных в результате оценке       спорных земельных участков.

        В силу статьи 3 Закона об       оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается       наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть       отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, что и было предметом       оценки.

        При таких данных оснований для       вывода о недостоверности отчета об оценке № 5404 от 27.04.2015 г. на       спорный земельный участок, соответствие которого требованиям       законодательства Российской Федерации и подтверждение соответствия       указанной в этом отчете об оценке рыночной стоимости спорного объекта       недвижимости, подтверждающихся заключениями экспертов, у суда не       имеется.

        Во всяком случае, доказательств       иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости заинтересованными       лицами в суд не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы       в суде ими не заявлено. На допущение экспертом каких-либо нарушений       действующего законодательства об оценочной деятельности никто из       заинтересованных сторон не указывал.

        Поскольку кадастровая стоимость       спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости на ту       же дату, соответствующее требование заявителя, обратившегося в защиту       охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих       требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и       относимые доказательства, подлежат удовлетворению.

        В силу п. 3 ст. 66 Земельного       кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно       являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой       кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента       вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных       законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в       котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой       стоимости, т.е. с 01 января 2015 года, но не ранее даты внесения в       государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая       являлась предметом оспаривания.

        В соответствие с разъяснениями,       содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от       30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении       судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости       объектов недвижимости», в случаях, когда удовлетворение таких требований       сводится

                      5

                      к реализации в судебном порядке       права заявителя, административного истца на установление кадастровой       стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к       участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по       основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной       стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного       истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может       расцениваться как принятое против заинтересованного лица,       административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем,       административным истцом юридических интересов. При таких обстоятельствах       требования административного истца о взыскании компенсации судебных       расходов удовлетворению не подлежит.

        Руководствуясь статьями 175-178,       249 Кодекса административного судопроизводства РФ,     суд

решил:

                      Заявление Общества с ограниченной       ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» об установлении кадастровой       стоимости земельного участка равной рыночной стоимости       удовлетворить.

        Установить кадастровую стоимость       земельного участка с кадастровым номером 74:34:1800011:70, расположенного       по адресу: Челябинская область, город Миасс, улица 60 лет Октября,       площадью 3641 +/- 21 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с       разрешенным видом использования «для общественно-деловых целей под       размещение АЗС № 61» равной рыночной стоимости в размере 3 623 436 (Три       миллиона шестьсот двадцать три тысячи четыреста тридцать шесть) рублей по       состоянию на 17 марта 2010 года.

        Кадастровая стоимость,       установленная настоящим решением суда, применяется для целей,       предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015       года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о       кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной       государственной кадастровой оценки.

        В остальной части требований - отказать.

        Решение суда может быть       обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в       течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной       форме

                      Председательствующий

                  Туркова Г.Л.

                      6