ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/12 от 24.09.2012 Брянского областного суда (Брянская область)

                                                                                             Дело № 3-38/12

                                        Р Е Ш Е Н И Е

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 

г. Брянск                                                                  24 сентября 2012 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                              Стоян Е. В.

с участием прокурора                                             Богдановой Н. С.

при секретаре                                                           Макеевой Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисова Юрия Владимировича о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Брянской области № 64/446-5 от 4 сентября 2012 года «Об обращении Борисова Ю. В.»,

                                     У С Т А Н О В И Л :

Борисов Ю.В. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Брянской области № 64/446-5 от 4 сентября 2012 года «Об обращении Борисова Ю. В.».

В обоснование заявленных требований Борисов Ю. В. указал, что 31 августа 2012 года обратился в Избирательную комиссию Брянской области с заявлением о проверке факта распространения в ходе агитационного мероприятия брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе». 4 сентября 2012 года Избирательная комиссия Брянской области приняла Постановление № 64/446-5, которым признала отсутствие нарушений избирательного законодательства в доводах, изложенных в обращении заявителя.

Борисов Ю.В. полагает, что указанное Постановление является незаконным и не соответствующим требованиям статей 48, 54 и 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нарушающим избирательные права граждан на получение и распространение информации о выборах.

Кроме того, по мнению заявителя, брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» является агитационным материалом, содержащим информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Губернатора Брянской области Денине Н.В. в сочетании с позитивными материалами.

Борисов Ю.В. просит суд признать незаконным Постановление Избирательной комиссии Брянской области № 64/446-5 от 4 сентября 2012 года «Об обращении Борисова Ю. В.», обязать Избирательную комиссию Брянской области обратиться в правоохранительные органы с представлением об изъятии незаконных агитационных материалов.

В судебном заседании Борисов Ю. В., представитель Карпычев Ф. П. в обоснование заявленных требований пояснили, что брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» является агитационным материалом, содержит информацию, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате. Брошюра распространена в период избирательной кампании, в середине августа 2012 года, когда Денин Н.В. уже был зарегистрирован в качестве кандидата на должность Губернатора Брянской области.

Представители Избирательной комиссии Брянской области Прояненков В. Д. и Володин А. А. заявленные требования не признали, суду пояснили, что процедура принятия оспариваемого заявителем Постановления осуществлена в точном соответствии с Регламентом Избирательной комиссии Брянской области, в пределах полномочий Избирательной комиссии Брянской области. Брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» изготовлена до начала избирательной кампании, не является агитационным материалом, поскольку содержит серию материалов ранее опубликованных различными печатными изданиями области.

Представитель Губернатора Брянской области Денина Н. В. Петрушин А. В. заявленные требования не признал, суду пояснил, что брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» не содержит специальную агитационную цель. На момент издания и распространения брошюры Денин Н.В. не являлся зарегистрированным кандидатом. В брошюре содержатся публикации из различных печатных изданий, опубликованных до начала избирательной кампании. Заявителем не представлено доказательств, что брошюра была ему передана в агитационный период.

В судебном заседании представитель ООО «Агентство Брянск-Пресса» Исайченко В.В. просил отказать в удовлетворении заявления Борисова Ю. В. Издание брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» инициировано ООО «Агентство Брянск-Пресса» о чем свидетельствует заключенный с ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» договор на изготовление брошюры от 9 июля 2012 года. Брошюра издана в форме интервью и содержит ранее опубликованный материал о деятельности Губернатора Брянской области Денина Н. В. с 2004 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора Богдановой Н.С., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Постановлением Брянской областной Думы от 12 июля 2012 года № 5-1102 «О назначении выборов Губернатора Брянской области» выборы Губернатора Брянской области назначены на 14 октября 2012 года. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Согласно статье 29 Закона Брянской области от 23 октября 1997 года

«О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области»Постановление Брянской областной Думы от 12 июля 2012 года № 5-1102 «О назначении выборов Губернатора Брянской области» опубликовано в официальном издании «Брянская учительская газета» № 27 от 13 июля 2012 года.

Согласно Подтверждению о получении документов Избирательной комиссией Брянской области, 1 августа 2012 года Денин Н.В. выдвинут в качестве кандидата на должность Губернатора Брянской области.

Согласно Постановлению Избирательной комиссии Брянской области № 66/467-5 от 07 сентября 2012 года «О регистрации Николая Васильевича Денина кандидатом на должность Губернатора Брянской области» Н. В. Денин зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области 07 сентября 2012 года.

Материалами дела установлено, что 31 августа 2012 года Борисов Ю. В. обратился в Избирательную комиссию Брянской области с заявлением о проверке факта распространения в ходе агитационного мероприятия брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе».

Постановлением Избирательной комиссии Брянской области №64/446-5 от 4 сентября 2012 года «Об обращении Борисова Ю.В.» признано, что в доводах, изложенных в обращении Борисова Ю.В., нарушений норм избирательного законодательства не установлено.

Согласно статье 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Согласно пункту 2.1 статьи 48 указанного Закона, действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б»- «е» пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами гражданС.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» в подпункте "г" пункта 2 статьи 48 предвыборной агитацией признается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либокандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Однако в информационных сообщениях о предвыборных мероприятиях кандидата не могут не преобладать сведения именно об этом кандидате, и, следовательно, главную смысловую нагрузку в предусмотренном данным подпунктом виде агитационной деятельности имеет наличие позитивных или негативных комментариев о нем, что также является разновидностью выражения мнений и в отсутствие агитационной цели не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер. Иначе допускалось бы неправомерное распространение данной нормы на произвольно широкий круг действий, связанных с информированием, которое объективно может способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, однако в силу отсутствия умысла не относится к агитации. Тем самым вводились бы чрезмерные ограничения как права избирателей на получение достоверной информации, так и свободы массовой информации (пункт 4.2).

По делу установлено, что брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» изготовлена ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» и отправлена заказчику ООО «Агентство Брянск-Пресса» 12 июля 2012 года (до дня публикации Постановления Брянской областной Думы от 12 июля 2012 года № 5-1102 «О назначении выборов Губернатора Брянской области» в «Брянской учительской газете» 13 июля 2007 года).

По сообщению ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» № 247 от 31 августа 2012 года следует, что заказ № 3508 от ООО «Агентство Брянск-Пресса» на изготовление брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» поступил в ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» 6 июля 2012 года. Брошюра изготовлена тиражом 100 000 (сто тысяч) экземпляров и 12 июля 2012 года отгружена заказчику.

Из материалов дела следует, что ООО «Агентство Брянск-Пресса» 6 июля 2012 года обратилось с заказом в ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» на изготовление брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе». Согласно условиям заключенного договора от 9 июля 2012 года и накладным № 003129 и 003185 от 12 июля 2012 года брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» тиражом 100 000 (сто тысяч) экземпляров отгружена заказчику - ООО «Агентство Брянск-Пресса».

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Денин Н.В. давал ООО «Агентство Брянск-Пресса» или ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» указания на изготовление брошюры. Названная брошюра была опубликована в рамках собственного проекта ООО «Агентство Брянск-Пресса», Денин Н. В. ее не заказывал и не оплачивал.

Из информации Комитета по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Брянской области № 2342-ПВ от 3.08.2012 года следует, что на страницах объединенных, городских и районных газет серия интервью Губернатора Брянской области Денина Н. В. «О времени, Брянщине и о себе» была опубликована в июне 2012 года (первые публикации 1-2 июня 2012 года, последние 22-30 июня 2012 года).

Указанные обстоятельства, в судебном заседании, подтверждены показаниями свидетеля Денисенко А. П., являющейся работником Комитета по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Брянской области.

В ходе рассмотрения дела по существу судом исследовались печатные издания: «Сельцовский вестник» № 22(910) от 1 июня 2012 года; «Брянский перекресток» №21 от 30 мая 2012 года; «Севская правда» № 44 (10227) от 1 июня 2012 года; «Почепское слово» № 61-62 от 1 июня 2012 года; «Брянские факты» № 21 (754) от 24-30 мая 2012 года; «Мглинские вести» № 44 (8275) от 1 июня 2012 года; «Наше время» № 46 от 2 июня 2012 года.

На страницах указанных печатных изданий содержатся статьи, вошедшие в брошюру «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе», опубликованные до дня издания и опубликования Постановления Брянской областной Думы «О назначении выборов Губернатора Брянской области» (12 июля 2012 года и 13 июля 2012 года соответственно.

Также, указанный материал в печатных изданиях был опубликован до выдвижения Дениным Н. В. своей кандидатуры на должность Губернатора Брянской области (1 августа 2012 года) и его регистрации в качестве кандидата (07 сентября 2012 года).

Доводы Борисова Ю. В. о том, что брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» является агитационным материалом, содержащим информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Губернатора Брянской области Денине Н. В. в сочетании с позитивными материалами суд находит несостоятельными.

Анализ брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» позволяет суду сделать вывод, что имело место лишь освещение деятельности Губернатора Брянской области. В тексте брошюры описаны события с участием Денина Н.В., представлен фотоматериал об имевших место фактах. Брошюра носит информационный характер, в ней не содержится призыва голосовать за кандидатуру Денина Н. В. Указанная брошюра содержит серию интервью Губернатора Брянской области Денина Н. В. в которых представлены его суждения по различным вопросам, без побуждения избирателей голосовать за него. Из содержания брошюры не усматривается, что она призывает побудить избирателей к участию в выборах или к голосованию за тех или иных кандидатов, в ней идет речь о деятельности Губернатора Брянской области Денина Н.В. за период с 2004 года.

С учетом изложенного, брошюра «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» не является агитационным материалом, т. к. на момент издания и распространения брошюры 12 июля 20012 года Денин Н. В. не являлся кандидатом на должность Губернатора Брянской области. По мнению суда, в данном случае отсутствует и специальная цель агитации - формирование волеизъявление избирателей.

В обоснование заявленных доводов о распространении брошюры «Николай Денин: о времени, Брянщине и о себе» в агитационный период, Борисовым Ю. В. не представлено доказательств. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Кулешова О. В. отрицала факт распространения брошюры, в том числе и Борисову Ю. В.

Таким образом, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только совершение действий, преследующих специальную агитационную цель. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок или против них, то есть не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Исследовав доводы заявления Борисова Ю. В., суд приходит к выводу о том, что они являются необоснованными, поскольку брошюра издана в период, когда Денин Н. В. не являлся зарегистрированным кандидатом на должность Губернатора Брянской области.

Заявитель не доказал нарушение своих избирательных прав оспариваемым Постановлением Избирательной комиссии Брянской, как этого требует статья 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.                          

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                         Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Борисова Юрия Владимировича о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Брянской области № 64/446-5 от 4 сентября 2012 года «Об обращении Борисова Ю. В.» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.

Судья Брянского областного суда                                 Е.В.Стоян