ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/14 от 18.06.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-38/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2014 г.                                                                                                г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Лобановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Острых А.А.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского общества гаражного кооператива «Корабел» о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп «О внесении изменений в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск»,

установил:

постановлением правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 г. № 244-пп утверждены ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Постановлением правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп «О внесении изменений в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее по тексту – постановление правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп) постановление правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 г. № 244-пп изложено в новой редакции.

Согласно пункту 3 Ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (приложение к постановлению правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп), ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (за исключением платных автостоянок и автостоянок, предназначенных для хранения транспортных средств, используемых для нужд предприятий), установлена в размере 1,5 процента кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м.) земельного участка.

Текст постановления правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп с приложением официально опубликован 21 декабря 2013 г. в печатном издании <…> № <…>.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2014 г. (пункт 2 данного постановления), на дату рассмотрения дела является действующим.

Потребительское общество гаражный кооператив «Корабел» обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 Ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (приложение к постановлению правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп).

В обоснование заявления указано, что на основании договора от 18 февраля 1993 г. № <…> заявитель арендует расположенный на территории муниципального образования «Город Архангельск» земельный участок из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена. Заявитель - некоммерческая организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность, единственным источником дохода которой служит уплата членских взносов. Оспариваемым нормативным правовым актом ранее установленная ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения гаражей и автостоянок, начиная с 1 января 2014 г., увеличена в 7,5 раз, что противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в частности, принципам экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы и запрета необоснованных предпочтений. Также полагает, что ставка арендной платы за земли, относящиеся к публичной собственности (в том числе, муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может превышать ставки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 для земель федеральной собственности.

В судебном заседании представители заявителя Калинин А.М. и Поберезский В.В. на удовлетворении заявления настаивали по изложенным основаниям.

Представители правительства Архангельской области Рябова Е.П., Сидорова В.И., Манохин Н.С., возражая против удовлетворения заявления, полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе, устанавливающими общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что потребительскому обществу гаражному кооперативу «Корабел» для строительства и эксплуатации гаражей на основании договора о землепользовании от 18 февраля 1993 г. № <…> предоставлен в аренду земельный участок площадью 2,12 га в <…> районе г. Архангельска из числа земель, право государственной собственности на которые не разграничено. Таким образом, оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1, пунктом «ж» статьи 31.2 Устава Архангельской области, принятого решением Архангельского областного Собрания депутатов от 23.05.1995 № 36, правительство Архангельской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим в пределах, установленных действующим законодательством, полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Архангельской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Архангельской области.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 5 закона Архангельской области от 21 января 2009 № 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений» относит к полномочиям правительства Архангельской области в сфере земельных отношений установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Постановлением правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 г. № 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области (далее по тексту - Положение).

Согласно пункту 4 названного Положения размер арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, рассчитывается по формуле:

А = Упкс x Sзу x Ст x Квр x Кинф, где:

А - размер арендной платы (руб.);

Упкс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв. м);

Sзу - общая площадь земельного участка (кв. м);

Ст - ставка арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельного участка (%), которая в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», устанавливается правительством Архангельской области;

Квр - коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка пропорционально количеству дней в году;

Кинф - коэффициент инфляционных процессов, который равен индексу потребительских цен за период с начала года (среднегодовой), утверждаемый распоряжением правительства Архангельской области о прогнозе социально-экономического развития Архангельской области на следующий год и умноженный на коэффициенты инфляционных процессов, которые применялись ранее.

В соответствие с пунктом 11 названного Положения размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без проведения торгов, пересматривается арендодателем в одностороннем и бесспорном порядке по следующим основаниям: изменение кадастровой стоимости земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую; изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.

Как следует из представленных суду материалов, в связи с принятием данного постановления, введенного в действие с 1 января 2013 г., кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, значительно снизилась (в отношении земельного участка, предоставленного заявителю, - в пять раз).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп принято в пределах полномочий, предоставленных названному органу государственной власти, и при наличии к тому установленного указанным Положением повода (изменение кадастровой стоимости арендуемых земель).

Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что предоставленное федеральным законодательством субъекту Российской Федерации полномочие по определению размера арендной платы не является абсолютным и должно реализовываться в соответствии с общими началами определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В частности, в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О в отношении земельного налога, в силу приведенных положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации имеющего схожую правовую природу с арендной палатой, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства правительством Архангельской области в нарушение требований части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что оспариваемая ставка арендной платы установлена с учетом приведенных требований действующего федерального законодательства и является экономически обоснованной.

В качестве единственного мотива увеличения арендной ставки для земельных участков, предоставленных для размещения индивидуальных гаражей и бесплатных автостоянок, с 0,2 до 1,5 процента кадастровой стоимости таких участков правительством Архангельской области указано на необходимость обеспечения поступления в течение 2014 г. в бюджеты соответствующих уровней доходов от арендной платы в размерах, сопоставимых с уровнем таких доходов в 2010-2012 г.г.

Так, согласно представленным правительством Архангельской области информационным материалам планируемая до изменения кадастровой стоимости земельных участков на 2014 г. сумма поступлений в качестве арендной платы за предоставленный потребительскому обществу гаражному кооперативу «Корабел» земельный участок с учетом инфляционных процессов составляла <…> рублей. Вместе с тем, в связи с принятием оспариваемого постановления фактически исчисленная сумма арендной платы для заявителя в 2014 г. составила <…> рубля. Представленные правительством Архангельской области сравнительные данные по иным гаражным кооперативам также свидетельствуют о росте (в среднем, примерно на 3,33 процента) арендной платы в связи с увеличением ставки арендной платы после изменения кадастровой стоимости земельных участков в сторону ее снижения.

Фактически из исследованных в ходе судебного разбирательства материалов и пояснений представителей правительства Архангельской области следует, что подобное увеличение ставки арендной платы, направлено, в том числе, на возмещение доходов соответствующих бюджетов, неполученных в 2013 г. в связи со значительным снижением кадастровой стоимости земельных участков. Тем самым на арендаторов возлагается обязанность по внесению арендной платы за время, предшествующее принятию оспариваемого постановления, что противоречит принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, предполагающему невозможность распространения нового размера арендной платы на истекший период.

Соглашаясь с необходимостью учета интересов Архангельской области как собственника земельных участков на получение дохода в виде арендной платы за переданное в аренду имущество, суд в то же время полагает, что этот интерес не может быть единственной составляющей экономического обоснования такого повышения (в 7,5 раз) ставки арендной платы.

Так, исходя из приведенных положений экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но, в первую очередь, анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено как необходимостью соблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений, поддержки социально значимых видов деятельности, так и учета того обстоятельства, является ли осуществляемая на предоставленном в аренду земельном участке хозяйственная деятельность субсидируемой либо подпадающей под государственное регулирование цен на товары и услуги.

В частности, суд находит заслуживающими внимание доводы заявителя о непредставлении правительством Архангельской области разумных основании тому, что в отношении одной категории земель – земель населенных пунктов, предоставленных в аренду некоммерческим организациям – потребительским кооперативам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и созданным для реализации их участниками материальных и иных потребностей, таких как: ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, строительство и эксплуатация индивидуальных гаражей, ставка арендной платы после ее увеличения в связи с принятием оспариваемого постановления отличается в 5 раз, в связи с чем, в частности, арендная плата в границах кадастрового квартала, где находится земельный участок, предоставленный в аренду заявителю, составляет для гаражных потребительских кооперативов <…> руб. <…> коп. за 1 кв.м., а для садоводческих, огороднических или дачных потребительских кооперативов – <…> коп. за 1 кв.м. В тоже время ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения платных автостоянок, т.е. в отношении землепользователей, использующих арендуемый земельный участок для предпринимательской деятельности, превышает ставку арендной платы для гаражных кооперативов лишь в 1,3 раза, в связи с чем арендная плата за такие участки составляет <…> руб. <…> коп. за 1 кв.м.

При этом утверждение представителей правительства Архангельской области о наличии у членов гаражных кооперативов возможности сдавать гаражные боксы в пользование за плату, что также должно влиять на размер ставки арендной платы, судом отклоняются, так как в состав земельных участков с разрешенным видом использования «для размещения гаражей и автостоянок» входят участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Также заинтересованным лицом при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проведен анализ установленных по иным муниципальным образованиям в Архангельской области ставок арендной платы в отношении земельных участков с разрешенным видом использования, аналогичным предоставленному заявителю, в системе с прогнозом социально-экономического развития региона в целом.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма постановления правительства Архангельской области принята без учета Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, которые, исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в связи с чем подлежит признанию недействующей.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание позицию потребительского общества гаражного кооператива «Корабел» о дате, с которой оспариваемая норма подлежит признанию недействующей, учитывая, что постановление правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп применялось при расчете авансовых платежей, уплаченных во исполнение обязанности по внесению арендной платы, в том числе, заявителем, суд считает необходимым признать ее недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В силу требований части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете <…>.

На основании части 1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем судебные расходы в сумме <…> рублей в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины подлежат возмещению правительством Архангельской области.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление потребительского общества гаражного кооператива «Корабел» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 3 Ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением правительства Архангельской области от 20 декабря 2013 г. № 607-пп «О внесении изменений в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Взыскать с правительства Архангельской области в пользу потребительского общества гаражного кооператива «Корабел» судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд в сумме <…>рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 июня 2014 г.

Судья                                                                                                                 Н.В. Лобанова