ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/2013 от 05.07.2013 Свердловского областного суда (Свердловская область)

   Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 июня 2013 года

 Cвердловский областной суд в составе:

 судьи Соболевой Т. Е.,

 при секретаре Гребенщиковой Н. А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года № 150-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования «город Екатеринбург»,

У С Т А Н О В И Л:

 Региональной энергетической комиссией Свердловской области 18 сентября 2012 года принято постановление № 150-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования «город Екатеринбург», которым утвержден предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования «город Екатеринбург» в размере 23 рубля за поездку и за место багажа (пункт 1).

 Указанное постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области было опубликовано в официальном средстве массовой информации - «Областной газете» № 373-375 21 сентября 2012 года, вступило в силу с 01 октября 2012 года (пункт 5).

 Заявитель ФИО1 обратился в суд заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года № 150-ПК. В обоснование заявления указал, что оспариваемое постановление противоречит статьям 1, 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 95 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», в соответствии с которой исполнительные органы государственной власти Свердловской области принимают нормативные правовые акты Свердловской области в формах и случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области приняла постановление в отсутствие федерального закона или закона Свердловской области, которыми такое полномочие могло быть предусмотрено, при этом утвержденный тариф может произвольно и постоянно меняться. Оспариваемым постановлением создана угроза нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов заявителя, в том числе имущественного характера, так как убытки перевозчиков из-за снижения объемов пассажиропотока были произвольно переложены на пассажиров общественного транспорта в городском сообщении.

 Представители Региональной энергетической комиссии Свердловской области, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что оспариваемое постановление принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, которым в силу Указа Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, и в соответствии с требованиями части 1 статьи 424, части 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», пунктов 12, 55 части 2, части 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, установленный предельный тариф имеет экономическое и правовое обоснование, принято в форме, предусмотренной частью 1 статьи 95 Закона Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», и не нарушает права заявителя.

 Суд, заслушав объяснения заявителя, представителей Региональной энергетической комиссии Свердловской области, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

 Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации постановлено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 При этом названный Указ Президента Российской Федерации требует, чтобы такие перечни определялись и утверждались Правительством Российской Федерации с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации, утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления статьям 1, 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку в силу положений пункта 4 статьи 1, пункта 2 статьи 26.1 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, в том числе настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 указанного Федерального закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области», комиссия (сокращенное наименование – РЭК Свердловской области) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) (пункт 2). Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области (пункт 6). Основными задачами комиссии являются: государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 9). Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие полномочия: устанавливает тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (подпункт 5 пункта 10).

 Таким образом, во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах предоставленных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято оспариваемое постановление.

 Суд находит необоснованными доводы заявителя об отсутствии у РЭК Свердловской области права на принятие оспариваемого постановления ввиду отсутствия федерального или областного законов, которыми такое полномочие могло быть предусмотрено, поскольку в связи с тем, что вопрос ценообразования перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, включая метрополитен, федеральным законодателем не регламентирован, субъект Российской Федерации в целях реализации полномочий, переданных ему Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», был вправе утвердить предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении.

 При этом, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 08.07.2004 № 255-О, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, издано во исполнение одноименного Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, который в данном случае и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 25.06.2001 по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», выполняет роль закона и действует во времени до момента вступления в силу соответствующего законодательного акта.

 В судебном заседании было установлено, что при принятии оспариваемого постановления был соблюден порядок, предусмотренный административным регламентом Региональной энергетической комиссии Свердловской области исполнения государственной функции по рассмотрению расчетных материалов и утверждению цен (тарифов) в соответствии с полномочиями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.02.2011 № 25-ПК, включающий этапы: проведение экспертизы поступивших расчетных материалов и предложений об установлении цен (тарифов); извещение заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) на заседании правления РЭК Свердловской области, а также возможности ознакомления с материалами, включая проект решения; рассмотрение и принятие решения об утверждении цен (тарифов) на заседании правления РЭК Свердловской области (пункт 11).

 Также были соблюдены требования пункта 15 регламента, в соответствии с которым обсуждение и принятие решения РЭК Свердловской области об утверждении цен (тарифов) осуществляется на заседании правления РЭК Свердловской области в соответствии с Регламентом РЭК Свердловской области, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 08.10.2008 № 114-ПК «Об утверждении Регламента Региональной энергетической комиссии Свердловской области». Конечным результатом исполнения государственной функции является принятие решения об утверждении цен (тарифов) на заседании правления РЭК Свердловской области. Решение об утверждении цен (тарифов) оформляется в форме постановления РЭК Свердловской области. Постановление РЭК Свердловской области, если иное не установлено иными правовыми актами, включает в себя: 1) величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) дату введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 3) сроки действия цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (при необходимости).

 Как следует из преамбулы оспариваемого постановления и было установлено в судебном заседании, основанием для пересмотра действующего предельного тарифа послужили обращения перевозчиков Екатеринбургских муниципальных унитарных предприятий «Екатеринбургский метрополитен», «Муниципальное объединение автобусных предприятий», «Трамвайно-троллейбусное управление» и администрации муниципального образования «город Екатеринбург» с расчетными материалами, обосновывающими изменение тарифа на перевозку пассажиров на 2012 год, произведенных на основании Методических рекомендаций по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении на территории Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20.07.2009 № 79-ПК, в силу пункта 12 которого основным методом расчета индивидуальных тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Обоснованными признаются документально подтвержденные расходы, складывающиеся в условиях эффективного функционирования перевозчиков, выраженные в денежной форме и оформленные в соответствии с действующим законодательством, настоящими Методическими рекомендациями и представленные в регулирующий орган. Пересмотр предельных тарифов был осуществлен РЭК Свердловской области по результатам анализа хозяйствующей деятельности перевозчиков по применению действующих предельных тарифов в размере 18 рублей, который был утвержден постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.09.2010 № 118-ПК и действовал в муниципальном образовании «город Екатеринбург» с 15.10.2010.

 Поступившие расчетные материалы и предложения об установлении тарифов в размере 24-26 рублей были рассмотрены регулирующим органом – РЭК Свердловской области с проведением экспертизы, которой были учтены все необходимые составляющие: планируемые объемы перевозки пассажиров; увеличение затрат на оплату труда в связи с вводом новых станций Екатеринбургского метрополитена и требованием обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры; фактический рост стоимости ГСМ; расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда здоровью пассажиров с 2013 года; индексы, установленные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2013 годы, разработанные Минэкономразвития России; сложившееся финансовое положение муниципальных транспортных предприятий; расходы областного и местного бюджетов на выполнение полномочий по организации транспортного обслуживания города Екатеринбурга, в результате чего расчет предельного тарифа составил 22,99, который в размере 23 рубля был утвержден на заседании правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18.09.2012.

 Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании представленными заинтересованным лицом письменными доказательствами, и не оспариваются заявителем, которым какие-либо опровергающие доказательства представлены не были и ходатайства об их истребовании в силу положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании не заявлялись. Какие-либо основания не доверять представленным доказательствам у суда отсутствуют.

 При этом доводы заявителя о нарушении его прав в связи с возможностью постоянного изменения тарифов не основаны на действующих нормах права, поскольку вышеуказанными действующими нормативными правовыми актами РЭК Свердловской области, а именно Методическими рекомендациями (пункт 18) и административным регламентом (пункт 15) предусмотрен период действия тарифов один год, если иное не установлено иными правовыми актами.

 Также являются несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления статье 95 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области».

 Суд приходит к выводу, что постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18.09.2012 № 150-ПК полностью соответствует положениям статьи 95 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (действующей в редакции Областного закона от 27.02.2013 № 7-ОЗ), регулирующей принятие правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области, в силу которой: комиссии Свердловской области в пределах своей компетенции на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава Свердловской области и законов Свердловской области, указов Губернатора Свердловской области и постановлений Правительства Свердловской области принимают постановления (пункт 1). Областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области вправе в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты в случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области (пункт 2). Принятие правовых актов комиссий Свердловской области осуществляется на заседании соответствующей комиссии путем голосования. Постановления комиссий Свердловской области подписываются председателем соответствующей комиссии (пункт 3). Таким образом, противоречия оспариваемого постановления вышеприведенным пунктам отсутствуют, поскольку все нормы Областного закона при его принятии РЭК Свердловской области были соблюдены.

 Кроме того, отсутствовали противоречия оспариваемого постановления пункту 2 статьи 95 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», действующей на период его принятия в редакции Областного закона от 22.07.2005 № 92, текст которого указан в заявлении, поскольку форма (вид), в которой орган вправе принимать нормативный правовой акт, была соблюдена, также как и имелись случаи (условия, обстоятельства), установленные федеральным законом для принятия данного нормативного правового акта.

 Доводы заявителя о создании угрозы нарушения его конституционных прав, свобод и законных интересов, в том числе имущественного характера, являются надуманными и не подтверждаются какими-либо доказательствами по делу, поскольку государственное регулирование цен (тарифов) в сфере услуг предусмотрено гражданским законодательством, в частности частью 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, что свидетельствует об отсутствии произвольности каких-либо действий со стороны РЭК Свердловской области.

 В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года № 150-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования «город Екатеринбург» не имеется, поскольку постановление принято исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка, соответствует требованиям федерального и областного законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

 Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года № 150-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования «город Екатеринбург».

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

 Судья (подпись)

 Копия верна.

Судья Т. Е. Соболева