ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/2014 от 05.11.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-38/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 ноября 2014 года г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании недействующим пункта 1 приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.08.2014 года № 82-ип «Об утверждении инвестиционных программ»,

установил:

Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.08.2014 года № 82-ип «Об утверждении инвестиционных программ» утверждена инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия «Ярославский городской энергосбыт» г. Ярославля (далее МУП «Яргорэнергосбыт») по развитию системы теплоснабжения в городе Ярославле на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

Приказ опубликован в издании <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ.

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ОАО «ТГК № 2») обратилось с заявлением о признании недействующим пункта 1 указанного нормативного акта, ссылаясь на нарушения п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №410, пункта 8 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, схеме теплоснабжения г. Ярославля, утвержденной приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 4 Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку в нарушение названных норм в инвестиционную программу МУП «Яргорэнергосбыт» включены ... объектов, которые находятся в эксплуатационной зоне ОАО «ТГК № 2», как ЕТО-1, что повлияло на уменьшение тарифа подключения объектов к сетям МУП «Яргорэнергосбыт» по сравнению с тарифом установленным для ОАО «ТГК № 2».

В судебном заседании представитель ОАО «ТГК № 2» Шанин С..В. заявление поддержал, пояснив, что, инвестиционная программа МУП «Яргорэнергосбыт», как и инвестиционная программа заявителя, имеющего статус единой теплоснабжающей организации на территории города Ярославля (ЕТО-1), содержит мероприятия по новому строительству (созданию) тепловых сетей. Программы содержат перечень объектов, планируемых к подключению к вновь созданным тепловым сетям заявителя и МУП «Яргорэнергосбыт». При этом, помимо прочих объектов, инвестиционная программа МУП «Яргорэнергосбыт» содержит ... объекта поименованных среди прочих объектов также в инвестиционной программе заявителя. Исходя из инвестиционных программ заявителя и МУП «Яргорэнергосбыт» каждой из данных организаций Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области определен тариф (плата) за подключение к тепловым сетям. Каждая из указанных организацией признает обязанность по строительству новых сетей за собой и полагает необходимым взимать за данные работы плату в размере утвержденного департаментом тарифа.

Таким образом, включением в инвестиционную программу МУП «Яргорэнергосбыт» мероприятий по строительству новых сетей в отношении тех же объектов, что в инвестиционной программе заявителя, нарушены положения указанных выше нормативных актов, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы заявителя, как ЕТО-1.

Представитель Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ФИО2 в удовлетворении заявления возражал, пояснил суду, что включение одинаковых мероприятий в инвестиционные программы различных организаций законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Утверждение инвестиционных программ имеет целью дальнейшее определение тарифов на регулируемые виды деятельности, в данном случае для определения платы за подключение к тепловым сетям. Сами мероприятия носят планируемый характер, могут быть исполнены организацией в большем или меньшем объеме по сравнению с утвержденной программой.

Представитель заинтересованного лица МУП «Яргорэнергосбыт» ФИО3 в удовлетворении заявления возражал, пояснил суду, что включение мероприятий по строительству новых сетей к объектам подключения, также поименованным в инвестиционной программе заявителя, в инвестиционную программу МУП «Яргорэнергосбыт» обосновано, поскольку статьёй 14 Федерального закона «О теплоснабжении» и пунктом 8 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, а также частью 8 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ обязанность по подключению (технологическому присоединению) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, которой и является МУП «Яргорэнергосбыт».

Прокурором Лазаревой Е.А. в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 1, пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 N 709-п утверждено Положение о департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Согласно пунктам 1, 10 и 10.12 указанного Положения Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и вправе утверждать инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов области.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденном решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, Департамент осуществляет все полномочия мэрии города Ярославля в сфере теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу пункта 18 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Оспариваемым актом утверждена инвестиционная программа организации – МУП «Яргорэнергосбыт», осуществляющей регулируемый вид деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения. До утверждения инвестиционная программа МУП «Яргорэнергосбыт» была согласована уполномоченным органом местного самоуправления – Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Таким образом, установленный Федеральным законом «О теплоснабжении» порядок принятия нормативного акта, утверждающего инвестиционную программу, соблюден.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Правила согласования и утверждения инвестиционных программ утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 "О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)".

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В соответствии с пунктом 6 Правил в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В статьей 14 Федерального закона «О теплоснабжении» урегулированы также вопросы порядка подключения к системе теплоснабжения потребителей при наличии технической возможности подключения или при отсутствии такой возможности в зависимости от факта утверждения инвестиционной программы теплоснабжающей или теплосетевой организации.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 8 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, "исполнитель" - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.

Подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения.

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Теплоснабжающие или теплосетевые организации, являющиеся исполнителями по договору о подключении, определяются в соответствии с разделом II настоящих Правил.

Теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения городского округа города Ярославля на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в соответствии со схемой теплоснабжения г. Ярославля, утвержденной приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «ТГК № 2» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах определенной зоны, которая обозначена как ЕТО-1.

При этом схема теплоснабжения содержит сведения о МУП «Яргорэнергосбыт», как о теплосетевой организации, которая имеет тепловые сети в зоне ЕТО-1, тем самым признавая право МУП «Яргорэнергосбыт» осуществлять свою деятельность по передаче теплоносителя в зоне ЕТО-1.

Таким образом, инвестиционная программа МУП «Яргорэнергосбыт» утверждена в соответствии с указанным постановлением правительства и основана на схеме теплоснабжения г. Ярославля.

Довод заявителя о преимущественном (исключительном) праве ОАО «ТГК № 2» на деятельность в указанной зоне, в том числе на строительство новых тепловых сетей и подключение новых абонентов, основан на неправильном толковании, указанных выше норм права.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что спорные ... объекта поименованные в инвестиционной программе ОАО «ТГК № 2», приведены также в инвестиционной программе МУП «Яргорэнергосбыт».

Включение вышеуказанных объектов в инвестиционную программу МУП «Яргорэнергосбыт» обусловлено тем, что указанные объекты находятся в зоне эксплуатационной ответственности данной организации, определенной в схеме теплоснабжения города Ярославля.

Инвестиционной программа МУП «Яргорэнергосбыт» соответствует положениям статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении», а также Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.

В соответствии с частью 8 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

МУП «Яргорэнергосбыт», как теплосетевая организация осуществляет эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В целях исполнения обязанности по осуществлению подключения вновь созданных или реконструированных объектов к сетям теплоснабжения указанные работы предусмотрены в инвестиционной программе организации.

Сам по себе факт, что в инвестиционной программе МУП «Яргорэнергосбыт» включены несколько объектов, включенных также в инвестиционную программу заявителя ОАО «ТГК № 2», о незаконности инвестиционной программы МУП «Яргорэнергосбыт» и, оспариваемого нормативного правового акта, не свидетельствует.

В этой связи оснований для удовлетворения заявления не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок, с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий К.Н Игнатов