ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. № 3-38/2014
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе:
судьи Кубасова И.Г.
при секретаре К
с участием прокурора Елансковой Л. Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 г. № 76/715 «О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 ФИО2»,
установил:
опубликованным 10 июня 2014 года в издании «Волгоградская правда», № 103 постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.2014 № 116/5301 «О назначении выборов депутатов Волгоградской областной Думы» выборы депутатов Волгоградской областной Думы нового созыва назначены на 14 сентября 2014 г.
Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 10.06.2014 г. № 168/998-5 на Территориальную избирательную комиссию Дзержинского района г. Волгограда (далее-ТИК) возложены полномочия окружной избирательной комиссии Дзержинского одномандатного избирательного округа №15 по выборам депутата Волгоградской областной Думы.
31 июля 2014 года ТИК вынесла постановление №76/715, в соответствии с которым ФИО2 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 г. Волгограда, выдвинутая Волгоградским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
ФИО1, зарегистрированная по тому же одномандатному избирательному округу, обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об отмене указанного решения ТИК о регистрации ФИО2
В обоснование требований указано на то, что справках, представленных ФИО2 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, допущены нарушения утвержденной этим Указом формы. В частности, в справке о расходах кандидата и о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и в справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации в таблице 1 «Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях» кандидат ФИО2 не указала номер ИНН, в то время как согласно сноске 4 он подлежал обязательному указанию в случае его наличия.
Кроме того, в справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, не заполнена таблица 4 «Обязательства имущественного характера», тогда как в силу пункта 3 Указа Президента РФ в графе «Содержание обязательства» этой таблицы обязательно должно быть указано слово «отсутствуют».
В названных избирательных документах кандидата ФИО2 не привела номер одномандатного избирательного округа, по которому была выдвинута. Указание в Справках лишь на выдвижение кандидатом в депутаты Волгоградской областной думы является, по мнению заявителя, нарушением закона. Заявитель полагал, что в приведенных документах кандидату ФИО2 следовало указать, что она выдвинута на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному округу № 15 г.Волгограда.
В судебном заседании представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, М заявленные требования подержал в полном объеме, просил постановление ТИК о регистрации кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы ФИО2 отменить по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. Привел доводы о том, что ТИК, нарушив принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, поставила кандидата ФИО2 в привилегированное положение по отношению к другим кандидатам, соблюдающим требования действующего законодательства.
Кроме того, представитель заявителя, уточнив основания заявленных требований, просил суд не оценивать в качестве доводов для отмены решения ТИК о регистрации ФИО2 доводы о непредставлении в ТИК копий всех страниц документа, удостоверяющего личность (паспорта) и первого финансового отчета, поскольку факт представления названных документов был установлен в предварительном судебном заседании.
Представитель ТИК Дзержинского района г. Волгограда И, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что решение о регистрации кандидата ФИО2 было принято избирательной комиссией в пределах её компетенции и в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства федерального и регионального уровня. Полагал, что справки о расходах кандидата и о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации заполнены кандидатом ФИО2 в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546. Неуказание в названных документах номера избирательного округа, по которому была выдвинута кандидат ФИО2, индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), слова «отсутствует» в таблице 4 «Обязательства имущественного характера» не свидетельствует о существенности допущенных нарушений и не может служить основанием к отмене регистрации кандидата.
Представитель Волгоградского регионального отделения политической партии ЛДПР Д., действующий на основании доверенности, в удовлетворении заявления просил отказать, поскольку все необходимые для регистрации кандидата ФИО2 избирательные документы были представлены в ТИК, претензий по их содержанию и количеству кандидату ФИО2 со стороны избирательной комиссии предъявлено не было.
Заявитель ФИО1, заинтересованные лица: кандидат в депутаты ФИО2 и представитель регионального отделения Всероссийской политической партии «РОДИНА», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
С учетом надлежащего извещения указанных лиц суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л. Ф., полагавшей заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
Пунктом 3.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ отмечено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан представить в избирательную комиссию по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы справок, по которым предоставляются указанные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. №546. Согласно п. 3 этого документа в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным упомянутым Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Кроме того, сноской «4» к графе «ИНН» Таблицы 1 указанных справок предусмотрено, что ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) указывается при его наличии.
Статьей 28 Закона области предусмотрено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан представить избирательные документы для регистрации не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов.
Из содержания приведенных правовых предписаний следует, что кандидаты в депутаты Волгоградской областной Думы на выборах, назначенных на 14 сентября 2014 г., обязаны представить для выдвижения и регистрации необходимые документы в срок до 18 часов 30 июля 2014 г.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства, в том числе к их оформлению (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).
Согласно подпунктам в.2) и в.1) пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, либо наличие на тот же день среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, являются основаниями отказа в регистрации кандидата.
Так, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы ФИО2, выдвинутой Волгоградским региональным отделением политической партии Либерально- демократической партии России - ЛДПР по Дзержинскому одномандатному округу №15 г.Волгограда, в установленный законом срок в ТИК были представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Идентификационный номер налогоплательщица в графе «ИНН» Таблицы 1 указанных избирательных документов и запись об отсутствии обязательств имущественного характера в Таблице 4 в Справке о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе за пределами территории Российской Федерации кандидатом ФИО2 не указаны.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу и подтверждены имеющимися в деле письменными доказательствами – копиями указанных выше Справок.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Следовательно, неуказание ФИО2 в справке сведений об обязательствах имущественного характера (их отсутствии) кандидата следует расценивать в качестве нарушения требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющего на объем изложенной в ней информации.
Кроме того, в утвержденных Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 формах справок о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и о расходах по совершенным сделкам, в Таблице 1 шестой графы требуется указание идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). При этом сноской «4» предусмотрено обязательное указание ИНН при его наличии.
Из представленных в дело письменных доказательств, полученных заявителем на портале государственных услуг Федеральной налоговой службы Российской Федерации, следует, что у ФИО2 имеется ИНН – № <...>. Однако его номер не внесен кандидатом в соответствующие графы справок о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и о расходах по совершенным сделкам.
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 этого Федерального закона.
Судом бесспорно установлено, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО2, в справках о недвижимом имуществе и расходах кандидата ФИО2 графа об обязательствах имущественного характера и графы, в которых следовало указать ИНН, заполнены не были.
Поскольку бесспорно установлено, что ФИО2 представлены документы, оформленные в отношении кандидата с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление избирательной комиссии о регистрации кандидата правильным признать нельзя.
При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем постановление территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г.Волгограда не может быть признано обоснованным и отвечающим требованиями действующего избирательного законодательства, в силу чего - подлежит отмене.
Доводы заявителя о якобы допущенных кандидатом ФИО2 нарушениях при неуказании в справках, формы которых утверждены Указом Президента РФ, полного наименования должности, на которую выдвинут кандидат, а именно: «Кандидат в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 г. Волгограда», суд находит несостоятельными и связанными с неправильным толкованием действующего законодательства.
Действительно, формами указанных справок предусмотрено обязательное указание наименования должности, на которую выдвинут кандидат.
Однако указание кандидатом ФИО2 должности «депутат Волгоградской областной Думы» соответствует законодательным актам Волгоградской области - Уставу Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-О (ред. от 09.04.2014) (статья 18 Устава), Закону № 1751-ОД, Закон Волгоградской области от 08.11.1994 № 12-ОД (ред. от 16.06.2014) «О статусе депутата Волгоградской областной Думы» (Преамбула Закона), Закону Волгоградской области от 25.10.2008 № 1751-ОД (ред. от 20.06.2014) «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы» (статья 1), в которых приведенная должность поименована без дополнительного приведения наименования избирательного округа, по которому выдвинут кандидат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Волгоградский областной суд
решил:
заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 г. № 76/715 «О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 ФИО2» - удовлетворить.
Постановление территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 г. № 76/715 «О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 ФИО2» признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 5 дней через Волгоградский областной суд.
Судья: ПОДПИСЬ И.Г.Кубасов
<.......>
На 14 августа 2014 года решение суда в законную силу не вступило.
Судья: И.Г.Кубасов