ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/2014 от 19.08.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3-38/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 19 августа 2014 г.

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре А.В. Запалове,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.Р. Габдуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 09 июня 2014 г. № 3597-IV ГС на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва. Данное постановление было опубликовано в газетах «Республика Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г. и «Ватаным Татарстан» № 83 от 10 июня 2014 г.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 08 августа 2014 г. № 41/465 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутый Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России».

Татарстанское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», которым выдвинут республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, зарегистрированный постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 21 июля 2014 г. № 35/417, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 08 августа 2014 г. № 41/465 «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутый Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», ссылаясь на допущенные избирательной комиссией и избирательным объединением нарушения избирательного законодательства.

Заявитель указывает, в частности, на то, что Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» не произведена оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда. Оплачена только стоимость печати подписных листов. Оплата стоимости бумаги, а также других сопутствующих расходов, связанных с изготовлением подписных листов, не осуществлена.

По мнению заявителя, избирательной комиссией папки с подписными листами не заверены своей печатью (специальным штампом) на соответствие количества представленных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, то есть не было установлено, что избирательное объединение представило достаточное количество подписей избирателей в свою поддержку.

Татарстанское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» считает, что Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан проверка правильности оформления подписных листов, представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» не проводилась. Избирательная комиссия ограничилась только проверкой достоверности сведений об избирателях и их подписей, несмотря на неоднократные ходатайства о проведении проверки правильности оформления подписных листов данного избирательного объединения, заявленные членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса. При изучении подписных листов данного избирательного объединения заявителем выявлена 341 недействительная подпись избирателей, что при суммировании с недействительными и недостоверными подписями избирателей, выявленными Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, составляет 14,7% от числа отобранных для проверки подписей, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России».

В судебном заседании представители Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» – ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан – ФИО3 заявленным требованиям возражал.

Представители Татарстанского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» - ФИО4, ФИО5 с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении заявленных Татарстанским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» требований надлежит отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в составе списка кандидатов региональным отделением политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.

На основании пункта 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 44 Избирательного кодекса Республики Татарстан.

Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» данное требование законодательства соблюдено.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 25 июня 2014 г. № 28/349 Татарстанскому республиканскому отделению политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда в дополнительном офисе № 8610/0777 Отделения «Банк Татарстан» № 8610 открытого акционерного общества «Сбербанк России».

Согласно документам, представленным данным учреждением банка, счет был открыт указанным избирательным объединением 26 июня 2014 г. Одновременно на этот специальный избирательный счет поступило добровольное пожертвование ФИО4 в сумме 5000 рублей.

30 июня 2014 г. со счета списано 3600 рублей в оплату за печать подписных листов. После указанного времени Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» производился сбор подписей избирателей, которые были представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан 30 июля 2014 г.

Утверждение Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о том, что Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» оплачена стоимость только печати подписных листов, оплата стоимости бумаги, а также других сопутствующих расходов, связанных с изготовлением подписных листов, не осуществлена, голословно и не подтверждено какими-либо доказательствами.

Суд не может согласиться и с доводами заявителя, что Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан папки с подписными листами не заверены своей печатью (специальным штампом) на соответствие количества представленных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, поскольку они противоречат действительности. При исследовании в судебном заседании папок с подписными листами, представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», установлено наличие на первом листе каждой папки оттиска круглой печати Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан.

По мнению суда, Татарстанское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» необоснованно считает, что Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан проверка правильности оформления подписных листов, представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», не проводилась. Суд также не может согласиться с доводами заявителя о том, что в подписных листах данного избирательного объединения имеется 341 недействительная подпись избирателей, помимо недействительных и недостоверных подписей избирателей, выявленных Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, что при суммировании составит 14,7% от числа подписей отобранных для проверки, и является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Аналогичные положения содержатся в части 23 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан.

На основании подпункта « в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 4 статьи 43 Избирательного кодекса Республики Татарстан определено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. В Республике Татарстан – это 14683 подписи избирателей.

Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России» в Центральную избирательную комиссию была представлена 16151 подпись избирателя.

В соответствии с Процедурой проверки подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, представленных избирательным объединением для регистрации республиканского списка кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 05 июня 2014 г. № 26/318, 30 июля 2014 г. избирательной комиссией было отобрано 30% подписей от числа подписей избирателей, необходимых для регистрации республиканского списка кандидатов, представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», что составляет 4404 подписей, о чем был составлен протокол.

По результатам проверки специалистами Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел по Республике Татарстан отобранных подписей избирателей, 158 из них были признаны недействительными. На основании проверки Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан 150 подписей избирателей из числа отобранных были признаны недействительными.

08 августа 2014 г. г. избирательной комиссией был составлен протокол проверки, а затем итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов, выдвинутого Татарстанским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», согласно которым количество недействительных подписей составило 6,9% от общего количества отобранных для проверки подписей (308 от 4404).

С целью проверки доводов заявителя судом обозревались подписные листы, содержащие спорную 341 подпись избирателей.

При этом установлено, что 94 подписи избирателей, в которых по мнению заявителя имеются неоговоренные исправления, были вычеркнуты в подписных листах, не учитывались избирательным объединением и избирательной комиссией при подсчете количества представленных в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов подписей.

Содержащаяся в папке № 26, лист 56, строка 2 подпись избирателя, не содержащая даты рождения избирателя, была включена в число признанных избирательной комиссией недействительных подписей в соответствии с проверкой, проведенной Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан.

Утверждения заявителя о наличии подписных листов в папках № 23, 26, 36, 40, где не имеется подписи сборщика подписей или сведения о его месте жительства не содержат указания на субъект Российской Федерации, не соответствуют действительности. Как подпись сборщика подписи, так и указание на субъект Российской Федерации в сведениях о месте его жительства в спорных подписных листах имеются.

Оспариваемые заявителем подписи избирателей, содержащие, по его мнению, неоговоренные исправления (33 подписи), подписные листы, содержащие, неоговоренные исправления в сведениях о сборщике подписей (всего 20 подписей), а также имеющиеся, по мнению заявителя, иные нарушения в заверительной записи сборщика подписей (6 подписей) всего составляют 1,3% подписей от общего количества отобранных для проверки подписей, что в сумме с признанными Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан недействительными подписями избирателей, менее 10%, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в соответствии с подпунктом « в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вместе с этим необходимо отметить, что большая часть вышеназванных исправлений являются помарками, которые не препятствуют однозначному восприятию содержащихся в подписных листах сведений.

Таким образом, оспариваемое постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии с частью второй статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Татарстанского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан № 41/465 от 08 августа 2014 г. «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутого Татарстанским Республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия «Коммунисты России», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский