ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38/2022 от 20.07.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 июля 2022 г. по делу № 3а-57/2022

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова Александра Олеговича,

при секретаре судебного заседания Ермаковой Светлане Владимировне,

с участием в деле:

административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» (далее ООО «МСК»), его представителя Шипелева Александра Александровича,

административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, его представителей Волкова Андрея Алексеевича, Воробьевой Елены Олеговны,

заинтересованного лица – акционерного общества «Мордовская электросетевая компания (далее АО «МЭК»),

заинтересованного лица - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»),

заинтересованного лица – публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее ПАО «Россети Волга»),

заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения Республики Мордовия» (далее ООО «Системы жизнеобеспечения РМ»),

заинтересованного лица акционерного общества Техническая фирма «Ватт» (далее АО ТФ «Ватт»),

заинтересованного лица – муниципального предприятия городского округа Саранск «Горсвет» (далее МП г.о. Саранск «Горсвет»)

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Энерголин» (далее ООО «Энерголин»),

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» (далее ООО «ЭТС»),

заинтересованного лица – федерального казённого предприятия «Саранский Механический завод» (далее ФКП «СМЗ»),

заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС России),

заинтересованного лица – Министерства энергетики Российской Федерации (далее Минэнерго России),

прокурора – прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Немудрякина Ильи Борисовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» о признании недействующим со дня принятия приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в части,

установил:

ООО «МСК» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия приказа Республиканской службы по тарифам (далее РСТ) Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в части.

В обоснование иска указало, что тарифный орган в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу:

- не включил в НВВ расходы в сумме 1822,18 тыс. руб., которые сложились как фактическая оплата по арендной плате ООО «МСК» в 2019 году контрагентам ООО «Жилкоммунстрой», ЗАО «СВ», ПАО «Саранский приборостроительный завод», ООО ОК «Агро», ООО «ТехноПромМаркет»;

- регулятор без экономического обоснования произвел корректировку НВВ 2022 года в сторону уменьшения на сумму 18 080,48 тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21;

- регулятор уменьшил с 1 663,93 тыс. руб. до 451,74 тыс. руб. расходы по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), произведя расчёт данных затрат, исходя из среднерыночной стоимости приборов учёта, без включения необходимых затрат на проведение работ по монтажу и установке приборов учета, мотивировав это учётом данных затрат в НВВ ООО «МСК» через фонд оплаты труда, в также не приняв во внимание общехозяйственные и производственные расходы и затраты на иное оборудование, использующееся при организации коммерческого учета электрической энергии;

- регулятор применил корректировку НВВ в 2022 году, уменьшив последнюю на 2 046,32 тыс. руб., необоснованно применив понижающий коэффициент 3%, ошибочно признав установленным наличие факта непредставления регулируемой организацией в Министерство энергетики Российской Федерации отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1220, и данных о перерывах электроснабжения.

Административный истец, уточнив 7 июля 2022 г. требования административного искового заявления, просил признать недействующим вышеназванный нормативный правовой акт в части НВВ ООО «МСК» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год; базового уровня подконтрольных расходов долгосрочных параметров регулирования, установленных для ООО «МСК» в приложении № 3; НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь); индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между ООО «МСК» и сетевыми организациями Республики Мордовия.

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, ввиду того, что оспариваемый акт издан уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и формы, официально опубликован и в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а основания административного иска несостоятельны.

Определением от 20 июля 2022 г. производство по административному делу в части административных исковых требований в отношении пункта 18, 19, 20 Приложения № 5 к указанному приказу, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между ООО «МСК» и ООО «Электротеплосеть», ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», АО «МЭК» приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по административным делам № 3а-54/2022, 33а-45/2022, 33а-60/2022.

В судебном заседании представитель ООО «МСК» Шипелев А.А. просил удовлетворить административный иск по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия Волков А.А., Воробьева Е.О. просили суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в возражениях.

Представители заинтересованных лиц ООО «ЭТС», ОАО «РЖД», ПАО «Россети Волга», ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», АО ТФ «Ватт», ФАС России, МП г.о. Саранск «Горсвет», ООО «Энерголин», ФКП «СМЗ», АО «МЭК», Минэнерго России в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще, оснований для отложения судебного заседания не имеется, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.

Прокурор Немудрякин И.Б. в своём заключении полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, ввиду того, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме законность оспариваемых положений нормативного акта, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования (далее Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее Правила государственного регулирования тарифов), Приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее Приказ № 834/18), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее Методические указания № 20-э/2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности: единый котловой тариф; индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктами 8, 22, 25 Правил государственного регулирования, пунктами 2, 22, 26 Приказа № 834/18, установление цен (тарифов) производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующего тарифного дела, проведения экспертизы предложений регулируемой организации (заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов) и принятия решения на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа, которое считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Пунктом 31 Указа главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212-УГ образована РСТ Республики Мордовия, которой переданы полномочия в части установления подлежащих государственному регулированию цен и тарифов, в том числе в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и всех видов пассажирских перевозок граждан.

Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 9 Постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» РСТ Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия, к компетенции которой отнесено установление цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в РСТ Республики Мордовия образуется коллегиальный орган – Коллегия (пункт 23 Положения), состав которого утвержден приказами РСТ Республики Мордовия от 10 января 2018 г. № 01-т, от 1 февраля 2018 г. № 08-т, от 28 августа 2018 г. № 44-т, от 24 декабря 2020 г. № 66-т, от 24 февраля 2021 г. № 10-т (т. 2 л.д. 27-33).

Судом установлено, что ООО «МСК», являющееся регулируемой сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, 30 апреля 2021 г. обратилось в РСТ Республики Мордовия с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг., представив комплект обосновывающих документов (тарифное дело) (т. 1 л.д. 118).

По результатам оценки предложения ООО «МСК» органом регулирования составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «МСК» на 2022 год (т. 2 л.д. 34-102).

30 декабря 2021 г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии РСТ Республики Мордовия, на котором большинством голосов членов коллегии принято решение об установлении в отношении ООО «МСК» долгосрочных параметров регулирования, размера НВВ и индивидуальных тарифов, что подтверждается протоколом заседания правления от 30 декабря 2021 г. № 62 (т. 2 л.д. 103-125).

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что период регулирования - не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

В связи с указанными обстоятельствами 30 декабря 2021 г. принят Приказ РСТ Республики Мордовия № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия № 62 от 30 декабря 2021 г., на котором присутствовало более половины ее членов, уполномоченных рассматривать данный вопрос, что соответствует положениям постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (т. 2 л.д. 200-218).

Административным ответчиком представлена копия протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 62, подтверждающая вышеуказанные обстоятельства (т. 2 л.д. 103-125).

Приказом РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 «О внесении изменений в приказ РСТ Республики Мордовия 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» (далее Приказ № 5) внесены изменения в Приказ № 284. Указанные изменения не касаются ООО «МСК».

Приказ № 5 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 г., вступил в силу с 14 февраля 2022 г. через 10 дней после опубликования.

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 (далее Положение о РСТ Республики Мордовия), начальник РСТ Республики Мордовия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Республиканской службы.

Согласно пункту 21 Положения о РСТ Республики Мордовия обязанности начальника исполняет в его отсутствие первый заместитель.

Начальник РСТ Республики Мордовия в периоды с 27 по 30 декабря 2021 г. и с 25 января 2022 г. по 4 февраля 2022 г. находился на больничном, в связи с чем его обязанности исполнял первый заместитель.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого Приказа от 30 декабря 2021 г. № 284, судом не установлено.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

Пунктом 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказ РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 30 декабря 2021 г.

Приказ РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 г.

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следовательно, ООО «МСК» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении общества и этим актом затрагиваются его права и законные интересы, т.к. от размера подконтрольных расходов, НВВ, индивидуальных тарифов за передачу электроэнергию зависит финансовый результат регулируемой производственной деятельности административного истца в регулируемом периоде.

Как усматривается из материалов дела, регулирующий орган на основании заявления ООО «МСК» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год долгосрочного периода 2022-2026 гг. рассмотрел представленные им материалы и установил тарифы методом долгосрочной индексации НВВ на основе долгосрочных параметров регулирования.

Расчет НВВ ООО «МСК» осуществлен на 2022 год долгосрочного периода 2022-2026 гг. методом долгосрочной индексации НВВ на основе долгосрочных параметров регулирования.

При расчете НВВ были использованы материалы, представленные ООО «МСК» в адрес РСТ Республики Мордовия.

Регулятор при установлении НВВ на 2022 год:

- не включил в НВВ расходы в сумме 1822,18 тыс. руб., которые сложились как фактическая оплата по арендной плате ООО «МСК» в 2019 году контрагентам ООО «Жилкоммунстрой», ЗАО «СВ», ПАО «Саранский приборостроительный завод», ООО ОК «Агро», ООО «ТехноПромМаркет»;

- уменьшил НВВ 2022 года на сумму 18 080,48 тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21;

- уменьшил с 1 663,93 тыс. руб. до 451,74 тыс. руб. расходы по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), произведя расчёт данных затрат, исходя из среднерыночной стоимости приборов учёта;

- регулятор применил корректировку НВВ в 2022 году, уменьшив последнюю на 2 046,32 тыс. руб., применив понижающий коэффициент 3%, признав установленным наличие факта непредставления регулируемой организацией в Министерство энергетики Российской Федерации отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1220, и данных о перерывах электроснабжения.

Суд, оценивая достоверность, полноту, обоснованность экспертного заключения, его соответствие требованиям норм права, подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений, исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ к принципам государственного регулирования цен (тарифов) отнесены, в частности, принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Целью государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике является достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 3 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ).

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования, а основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, определяют Правила государственного регулирования тарифов.

Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее Методические указания № 98-э), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. № 98-э, предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также территориальными сетевыми организациями для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов, которые определяются в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации в отношении данных территориальных сетевых организаций.

В силу пункта 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В силу абзаца 4 части 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования.

Обществом в рамках тарифной заявки на 2022 год был представлен расчет расходов по указанной статье, исходя из планируемого на 2022 год общего количества приборов учета в размере 50 штук, и цен, предусмотренных приказом РСТ Республики Мордовия от 25 декабря 2020 г. № 257 (далее приказ № 257) (т. 1 л.д. 108).

РСТ Республики Мордовия при определении количественной потребности в приборах учёта руководствовалась представленными данными ООО «МСК» с указанием перечня объектов (потребителей), у которых отсутствуют, истекают сроки эксплуатации или интервалы между поверками приборов учета. Административный истец данные сведения не оспаривает.

Суд считает в данной части оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

РСТ Республики Мордовия отклонила расчёт расходов на приобретение приборов учета, исчисленный ООО «МСК» на основании приказа № 257, обосновав это тем, что указанным приказом определена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, в том числе стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учёта электрической энергии, следовательно, данным приказом не могут определяться расходы на приобретение приборов учета сетевыми организациями, т.к. данным приказом не устанавливаются регулируемые государственным органом цены на приборы учёты, а также и потому что указанная ставка включает в себя стоимость работ, которые учтены в НВВ через затраты по фонду оплаты труда.

Доводы ООО «МСК» о том, что РСТ Республики Мордовия определила планируемые расходы без включения необходимых затрат на проведение работ по монтажу и установке приборов учета, мотивировав это включением данных затрат в НВВ ООО «МСК» через фонд оплаты труда, а также не приняв во внимание общехозяйственные и производственные расходы и затраты на иное оборудование, использующееся при организации коммерческого учета электрической энергии, отклоняются как несостоятельные. Вышеперечисленные затраты в расчёте общества отсутствуют, их экономическая обоснованность документально не подтверждена, равно как и сведения о том, что учёт данных затрат не дублируется иными статьями расходов, запланированных обществом на 2022 год.

С учётом изложенного суд считает доводы административного истца о том, что расходы на приобретение приборов учета подлежали определению в соответствии с приказом № 257 несостоятельными и отклоняет их.

РСТ Республики Мордовия пояснила, что расходы на приобретение приборов учета были определены в результате анализа среднерыночной стоимости приборов аналогичных по техническим характеристикам, заявленным организацией, на основе изучения цены предложения приборов учета на Яндекс Маркет, на сайте интернет - магазина ЭТМ, на сайте АО «Электротехнический завод» - «Энергомера».

Сравнительный анализ технических характеристик приборов, коммерческих предложений по продаже принят РСТ Республики Мордовия в основу расчёта средневзвешенной цены, с нормативно-техническими регламентами, регулирующими техническую допустимость использования приборов учёта, применение которых предписано Федеральным законом № 35-ФЗ, свидетельствует, что большинство приборов, ценовые предложения по которым взяты РСТ Республики Мордовия в основу расчёта средневзвешенной цены, не могут быть использованы как не отвечающие имеющимся нормативно-техническим требованиям.

РСТ Республики Мордовия не отрицала данного обстоятельства.

Анализ вышеуказанных сведений свидетельствует о том, что рыночная стоимость приборов учёта, положенная в основу расчёта расходов на приобретение приборов учёта, не может быть признана достоверной, а значит допустимой, т.к. из десятка ценовых предложений, только одно или два, в зависимости от вида приборов, могли быть принято за рыночную цену. При этом ценовые предложения по приборам, которые не могут быть установлены сетевой организацией как прибор учёта в соответствии с принятыми изменениями в действующее законодательство в области регулирования правоотношений по электроэнергетике, по стоимости значительно ниже, чем приборы учёта, отвечающие нормативно-техническим требованиям. В связи с чем обоснованными являются доводы административного истца о том, что в расчёте РСТ Республики Мордовия необходимые и планируемые расходы по данной статье значительно занижены.

В связи с изложенным в данной части суд считает оспариваемый нормативный правовой акт не соответствующим положениям пункта 29 Основ ценообразования.

Согласно абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе, по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных данным абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Из справки РСТ Республики Мордовия установлено, что НВВ ООО «МСК» с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 2019 – 2022 гг. не превысила 10 процентов суммарной НВВ территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С учётом изложенного уменьшение НВВ ООО «МСК» на сумму 18 080,48 тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. №1429/21, не соответствует абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования.

Кроме того суд учитывает следующее.

Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 (1) Основ на долгосрочный период или очередной год.

Возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, превышающих предельные максимальные уровни тарифов, не предусмотрена. В то же время, законодательством предусмотрен порядок установления цен (тарифов) вне рамок предельных уровней тарифов по согласованию с ФАС России.

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац 2 пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 8 ноября 2019 г. № 1483/19 утверждён порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее – Порядок согласования).

Представитель РСТ Республики Мордовия Волков А.А. суду пояснил, что уменьшение НВВ ООО «МСК» не по мотивам экономической необоснованности продиктовано необходимостью не допустить превышение предельного уровня тарифа, установленного ФАС России. Провести вышеназванное согласование также не представилось возможным в связи с истечением срока, в течение которого такое согласование могло быть инициировано.

Суд критически относится к доводам административного ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации регулятор вынужден был уменьшить НВВ сетевой организации, руководствуясь принципом соблюдения баланса интересов сетевых организаций и потребителей и невозможностью в силу требований действующего законодательства превысить предельный уровень, установленный ФАС России, т.к. РСТ Республики Мордовия не инициировала согласование превышения предельного уровня тарифа, а пропуск срока, в течение которого возможно направить заявление о согласовании, относится к субъективным причинам и не может рассматриваться как обстоятельство, которое в силу объективных причин не могло быть преодолено.

Административный истец считает, что регулятор, полностью исключив из нее расходы по статье «Недополученные в предыдущем периоде регулирования 2021 года» в сумме 1 822,18 тыс. руб., имевшие место в 2019 году, нарушил требования пунктов 7 и 28 Основ ценообразования, в связи с чем просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду, которые относятся к неподконтрольным расходам, подлежащим включению в необходимую валовую выручку, определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу, а также иных налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, пунктов 5 и 9 Методических указаний № 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом индексации НВВ, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом НВВ регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.

Согласно общим положениям пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы на аренду, исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу, а также иных налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В соответствии с формулой 2 пункта 11 Методических указаний № 98-э в состав НВВ на каждый год долгосрочного периода регулирования в составе неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов, учитываются расходы на аренду с учётом положений пункт 28 Основ ценообразования.

Также в необходимой валовой выручке учитываются расходы соответствующего года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, которые определяются по формуле 3 названных Методических указаний.

Корректировка неподконтрольных расходов осуществляется по формуле 7 названных методических указаний как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Как следует из формул 3 и 7 Методических указаний № 98-э, конкретизирующих пункт 7 Основ ценообразования применительно к расчету НВВ при корректировке тарифов, установленных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в НВВ включаются расходы, выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, в части неподконтрольных расходов - как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования. С учетом того, что последним годом, за который известны фактические значения для 2022 года является 2020 год, то Методическими указаниями № 98-э, в редакции 25 декабря 2020 г., не предусматривалось включение в НВВ фактически понесенных, но не учтенных расходов на аренду за годы, предшествующие 2020 году.

При этом суд находит обоснованными доводы административного ответчика о том, что ООО «МСК» при определении НВВ на 2021 год предъявило к учёту вышеназванных расходов по уплате арендной платы, имевших место в 2019 году, которые были отклонены, т.к. сетевой организацией не были предъявлены расчёты и документы, обосновывающие суммы, исчисленные из величины амортизации, налогов на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества, так как только в размере этих сумм расходы по арендной плате, имевшие место в 2019 году, подлежали включению в НВВ 2021 года.

С учётом изложенного доводы административного истца о том, что при корректировке на 2022 год подлежат включению в неподконтрольные расходы НВВ недополученные расходы, сложившиеся в связи с невключением регулятором в НВВ Общества в 2021 году фактических затрат по арендной плате, оплаченной в 2019 году контрагентам ООО «Жилкоммунстрой», ЗАО «СВ», ПАО «Саранский приборостроительный завод», ООО ОК «Агро», ООО «ТехноПромМаркет, отклоняются как несостоятельные. Суд считает, что в указанной части иск не подлежит удовлетворению, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Административный истец оспаривает применение РСТ Республики Мордовия понижающего коэффициента в 3% при корректировке НВВ за нарушение, выразившееся в непредставлении регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, ссылаясь на то, что непредставление отчёта 8.1_О, не является непредставлением отчётных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, т.к. идентичные данные предоставляются в отчёте за месяц по форме 8.1.

Административный ответчик пояснил, что в заключении Минэнерго России указано нарушение, допущенное ООО «МСК», выразившееся в непредоставлении регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, вследствие чего на основании пункта 6 Методических указаний по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждённых приказом ФТС РФ от 26 октября 2010 г. № 254-э/1 (далее Методические указания № 254-э/1), применен при корректировке НВВ на 2022 год понижающий коэффициент 3%. Несмотря на то, что Минэнерго России указывает на непредставление отчётных данных по форме 8.1_О, даты непредоставления указаны 25 число каждого месяца с февраля 2020 г. по декабрь 2020 г., что означает несвоевременность предоставления именно месячного отчёта по форме 8.1.

Довод административного истца о том, что отчётные данные по форме 8.1_О не используются при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, отклоняется как несостоятельный, т.к. идентичные данные предоставляются в отчёте за месяц по форме 8.1, о чём свидетельствует и используемая Минэнергно России для обозначения отчетности аббревиатура, которая означает одни и те же отчётные данные форма 8.1, а индекс «О» обозначает лишь то, что отчёт является оперативным, т.е. со сроком передачи – 8 часов.

В письме № 05-1949 от 1 апреля 2022 г. «О направлении отчётных данных» указано, что Минэнерго России направляет заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения посредством размещения информации в комплексной информационной системе Минэнерго России, доступной в личных кабинетах ответственных лиц, назначенных регулирующими органами.

Данная информация также доступна в личном кабинете сетевой организации с указанием, в том числе, и о тех нарушениях, которые имели место при передаче отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг.

Довод административного истца о том, что непредставление оперативного отчёта о перерыве электроснабжения не относится к отчетным данным, используемым при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, отклоняется как противоречащий нижеприведённым правовым актам.

Применение 3-хпроцентного понижающего коэффициента предусмотрено Методическими указаниями № 254-э/1.

Пунктом 6 Методических указаний № 254-э/1 предусмотрено, что в случае непредоставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент признается понижающим и устанавливается равным (-3%). В этом случае формула (1), указанная в п. 5, не применяется.

Таким образом, применение понижающего коэффициента имеет место при непредставлении отчётных данных не только по форме 8.1, а по всем показателям.

В силу пункта 14 Положения № 1220 организации, а в отношении показателей надежности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учетом особенностей, установленных пунктом 14(1) настоящего Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями (Методические указания по расчёту уровня надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждённых приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 г. № 1256 (далее Методические указания № 1256).

Пунктом 14(1) Положения № 1220 установлены особенности, а именно, по результатам сбора данных о перерывах электроснабжения, а также по результатам осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет соответствующим регулирующим органам расчет показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, по форме и в порядке, которые установлены методическими указаниями, заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения фактических показателей надежности.

При этом согласно подпункту «а» пункта 14(2) Положения № 1220 существенным нарушением порядка определения фактических показателей надежности и качества признается факт непредставления организацией регулирующему органу и (или) в Минэнерго России отчетных данных о перерывах электроснабжения (оперативная информация), а не только отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения № 1220.

Согласно пункту 14(3) Положения № 1220 на основании представленного Минэнерго России заключения регулирующий орган принимает решение о применении корректировки необходимой валовой выручки.

Представители административного истца не отрицали факт нарушения, указанного Минэнерго России в своём заключении.

Данное заключение Минэнерго России административный истец не оспаривал.

Так как административным истцом в Минэнерго России не были представлены в срок оперативные отчётные данные о перерывах энергоснабжения, данное нарушение в силу пунктов 14(1) и 14(2) квалифицируется как существенное в заключении Минэнерго России.

Более того, по своей сути отчетные данные по форме 8.1_О (отчетные данные о перерывах электроснабжения) являются составной частью отчетных данных по форме 8.1.

Согласно пункту 12 Положения № 1220, определение фактических значений показателей надежности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надежности осуществляется регулирующими органами по окончании каждого расчетного периода регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Для определения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций используется информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными организациями Министерству энергетики Российской Федерации, а также подведомственному Министерству государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее соответственно - Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, данные о перерывах электроснабжения). Контроль полноты и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также проверка их достоверности осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации путем сопоставления данных, содержащихся в журнале учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации (далее - журнал учета данных), и корректирующей ведомости журнала учета данных, форма и порядок заполнения которых определяются методическими указаниями, с информацией, полученной в соответствии с настоящим Положением и Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике от организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также от иных организаций и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

«своевременность представления данных о перерывах электроснабжения» - представление данных о перерывах электроснабжения в сроки, установленные в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике и формой отчета об авариях в электроэнергетике и порядком ее заполнения, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации;

«полнота представления данных о перерывах электроснабжения» - отражение информации о перерывах электроснабжения в журнале учета данных, корректирующей ведомости журнала учета данных, а также проведение расчета показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, в соответствии с методическими указаниями без арифметических или логических ошибок (пункт 12(1) Положения № 1220)

Минэнерго России в соответствии с пунктом 14.1 Положения № 1220 предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов расчет показателей надежности, в том числе и индикативных показателей надежности, а также заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения.

Таким образом, в пункте 12(1) Положения № 1220 прямо говорится о том, что для определения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, для территориальных сетевых организаций используется оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, что опровергает довод административного истца об обратном.

Согласно пункту 4.1 Приказа № 91, уполномоченный персонал организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций (далее - сетевые организации) осуществляет в течение 8 часов с момента возникновения аварии передачу оперативной информации Минэнерго России или подведомственному Минэнерго России государственному бюджетному учреждению об аварийных отключениях (обесточениях) или повреждениях оборудования на собственных объектах электросетевого хозяйства таких сетевых организаций, вызвавших прекращение электроснабжения потребителей.

В соответствии с пунктом 6.1 Приказа № 91 оперативная информация об аварийных отключениях (обесточениях) или повреждениях оборудования на объектах электросетевого хозяйства, вызвавших прекращение электроснабжения потребителей, передаваемая организациями в Минэнерго России или подведомственному Минэнерго России государственному бюджетному учреждению в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, должна содержать:

наименование сетевой организации и ее структурного подразделения (при наличии);

вид объекта: кабельная линия электропередачи (далее - КЛ), воздушная линия электропередачи (далее - ВЛ), кабельно-воздушная линия электропередачи (далее - КВЛ), подстанция классом напряжения 35 кВ и выше (далее - ПС), трансформаторная подстанция классом напряжения 6 - 20 кВ (далее - ТП), распределительный пункт (далее - РП);

диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, в результате отключения (обесточения) которой произошло прекращение передачи электроэнергии потребителям услуг;

сведения о высшем классе напряжения отключенного (обесточенного) оборудования, кВ;

время и дату начала прекращения передачи электрической энергии по местному времени (часы, минуты, ГГГГ.ММ.ДД);

перечень объектов электросетевого хозяйства, отключение (обесточение) которых привело к прекращению передачи электрической энергии потребителям услуг (ПС, ТП, РП, ВЛ, КЛ) (при наличии такой информации);

сведения об успешности автоматического восстановления питания (автоматическое повторное включение, автоматический ввод резерва);

сведения о количестве точек поставки потребителей услуг сетевой организации, в отношении которых произошел перерыв электроснабжения.

В силу пунктов 1.2 и 1.8 Методических указаний № 1256, при определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (далее - показатели надежности и качества услуг) при установлении долгосрочных тарифов для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций используются предоставленные отчетные данные в соответствии с формой 8.1 и 8.3 приложения № 8 Методических указаний № 1256.

В пункте 2.2.4. Методических указаний № 1256 предусмотрено, что учет данных первичной информации по прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевых организаций, в том числе вызванных причинами, указанными в абзаце третьем пункта 2.1.1 настоящих Методических указаний, производится путем заполнения территориальной сетевой организацией формы 8.1 приложения № 8 к настоящим Методическим указаниям ежемесячно при сборе отчетных данных о произошедших технологических нарушениях на ее объектах.

Согласно пункту 3 порядка ведения формы 8.1 Журнала учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах сетевой организации:

данные о факте прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации заполняются оперативно с момента возникновения такого прекращения передачи электрической энергии и по факту его устранения, и указываются в столбцах 1-9 формы 8.1;

в столбце 1 указывается номер прекращения передачи электрической энергии. Указанный номер присваивается в хронологическом порядке, исходя из сквозной нумерации прекращений передачи электрической энергии с начала года;

в столбце 2 указывается наименование структурной единицы сетевой организации (филиала, района электрических сетей, отделения), имеющего в своем составе оперативно-диспетчерский персонал;

в столбце 3 указывается вид объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, отключение которого стало причиной прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации:

«ВЛ» - воздушная линия электропередачи;

«КЛ» - кабельная линия электропередачи;

«КВЛ» - кабельно-воздушная линия электропередачи;

«ПС» - подстанция 35 кВ и выше;

«ТП» - трансформаторная подстанция 6 - 20 кВ;

«РП» - распределительный пункт;

в столбце 4 указывается диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, отключение которого стало причиной прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации;

в столбце 5 указывается высший класс напряжения отключенного оборудования сетевой организации, отключение которого стало причиной прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации, кВ;

в столбце 6 указывается время и дата начала прекращения передачи электрической энергии в формате «часы, минуты, ГГГГ.ММ.ДД», которая определяется в отношении потребителей услуг сетевой организации. Фиксация времени начала прекращения передачи электрической энергии осуществляется в соответствии с настоящими методическими указаниями.

Таким образом, данные первичной информации в форме 8.1, перечисленные в столбцах 1-6, заполняются в указанном отчёте оперативно, т.е. непосредственно после прекращения передачи электрической энергии и согласно Приказу № 91 данные первичной информации, идентичные перечисленным в столбцах 1-6 формы 8.1, передаются в течение 8 часов в Минэнергно России.

Следовательно, из вышеприведённых нормативных правовых актов следует, что отчёт по форме 8.1 заполняется в два этапа: оперативные данные первичной информации, перечисленные в столбцах 1-9 формы 8.1 – в течение 8 часов, в полном виде отчёт по форме 8.1- ежемесячно. При этом в Минэнерго России передаются оперативные данные в течение 8 часов, указанные в пункте 6.1 Приказа № 91, которые впоследствии используются для контроля достоверности месячного и годового отчётов.

Сведения в столбцах 2-6 формы 8.1 полностью совпадают с 5-ью подпунктами пункта 6.1 Приказа № 91.

Как было указано выше, Минэнерго России использует оперативную информацию для определения показателей надежности для территориальных сетевых организаций, о чём прямо указывается в пункте 12(1) Положения № 1220.

Из скриншота личного кабинета ООО «МСК» установлено, что Минэнерго России в своём заключении о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения указало о непредъявлении отчётов 8.1_О в срок, предусмотренный для передачи вышеназванных отчётных данных согласно приказу № 91 (т. 3 л.д. 154).

С учётом изложенного административные исковые требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим по основанию необоснованного применения понижающего коэффициента при определении НВВ ООО «МСК» на 2022 год, исходя из показателей надежности, не подлежат удовлетворению, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск в части признания не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 в части установления в отношении ООО «МСК» НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год, установленной в подпункте 10 таблицы 1 Приложения 1 к приказу; НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь), установленной в пункте 8 Приложения № 4 к приказу; индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия, установленных в пунктах 14, 15, 16, 17, 21, 22, Приложения № 5 к приказу, подлежит удовлетворению.

Административный истец просил также признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия вышеназванный Приказ в части базового уровня подконтрольных расходов долгосрочных параметров регулирования, установленных для ООО «МСК» в приложении № 3 Приказа № 284.

Каких-либо доводов и данных, свидетельствующих о том, что базовый уровень подконтрольных расходов долгосрочных параметров регулирования определен с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, административный истец не представил.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что уровень подконтрольных расходов долгосрочных параметров регулирования организация не оспаривает.

Вместе с тем отказа от указанных административных требований не было в связи с чем в данной части суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

С учётом изложенного и в силу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на РСТ Республики Мордовия обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции от 1 февраля 2022 г. в той части, в которой он признан недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного суд признает нормативный правовой акт в оспариваемой части не действующим с даты его принятия.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с РСТ Республики Мордовия в пользу ООО «МСК» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей, подтверждённые платёжным поручением № 188 от 29 марта 2022 г.

Руководствуясь статьями 174, 178-180, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» удовлетворить частично.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. № 5 в части установления в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания»:

- НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год, установленной в подпункте 10 таблицы 1 Приложения 1 к приказу;

- НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь), установленной в пункте 8 Приложения № 4 к приказу;

- индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия, установленных в пунктах 14, 15, 16, 17, 21, 22, Приложения № 5 к приказу.

В остальной части административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или в печатных изданиях газетах «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

Возложить на Республиканскую тарифную службу Республики Мордовия обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. № 284 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год» в редакции от 1 февраля 2022 г. в той части, в которой он признан недействующим.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мордовская сетевая компания» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2022 г.