ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-39/2013 от 21.06.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-39/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2013 года                                 г. Ярославль

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Сурковой Т.Ю.

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Инициативной группы по проведению референдума Ярославской области в лице уполномоченного представителя ФИО1 о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № 74/388-5, постановления Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 96, возложении на Избирательную комиссию Ярославской области обязанности по регистрации Инициативной группы по проведению референдума Ярославской области,

установил:

    12 апреля 2013 года проведено собрание инициативной группы по проведению референдума Ярославской области (далее – инициативная группа). На собрании утвержден следующий вопрос референдума: Губернатор Ярославской области (высшее должностное лицо Ярославской области) избирается исключительно на прямых выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, обладающими активным избирательным правом на территории Ярославской области? На собрании принято и утверждено ходатайство в Избирательную комиссию Ярославской области о регистрации инициативной группы.

    15 апреля 2013 года ходатайство принято Избирательной комиссией Ярославской области.

    25 апреля 2013 года Избирательная комиссия Ярославской области, действующая в качестве комиссии референдума, направила ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы в Ярославскую областную Думу.

    14 мая 2013 года Ярославской областной Думой принято постановление, которым вышеприведенный вопрос, выносимый на референдум Ярославской области, признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    29 мая 2013 года Избирательной комиссией Ярославской области, действующей в качестве комиссии референдума, вынесено постановление об отказе в регистрации инициативной группы.

    Инициативная группа в лице уполномоченного представителя ФИО1 обратилась в Ярославский областной суд с заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № 74/388-5, постановления Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 96, возложении на Избирательную комиссию Ярославской области обязанности по регистрации Инициативной группы по проведению референдума Ярославской области.

    Полномочия ФИО1 действовать от имени инициативной группы подтверждены протоколом собрания инициативной группы от 12 апреля 2013 года.

    Заявление инициативной группы обосновано тем, что поданное ею ходатайство соответствовало требованиям ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 5 Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума». Предложенный для голосования на референдуме вопрос соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оснований для признания вопроса референдума не соответствующим данной норме у Ярославской областной Думы не было, в связи с чем принятое Ярославской областной Думой постановление 14 мая 2013 года незаконно. По этим основаниям незаконно и постановление Избирательной комиссии Ярославской области от отказе в регистрации инициативной группы.

    В судебном заседании уполномоченный представитель инициативной группы ФИО1, член инициативной группы ФИО2 заявление поддержали, дополнительно пояснили следующее:

    Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 18) вопрос способа избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отнесен к ведению субъекта Российской Федерации. Таким образом, выносимый на референдум вопрос соответствует требованиям п.2 ст. 12 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Правовые последствия поставленного на референдум вопроса инициативная группа видит в следующем: при положительном ответе большинства жителей Ярославской области, принявших участие в голосовании на референдуме, законодательный орган Ярославской области будет лишен возможности путем принятия соответствующего нормативного акта определить порядок избрания высшего должностного лица Ярославской области в соответствии с п. 3.2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При отрицательном ответе голосующих на постановленный вопрос – такое право у законодательного органа Ярославской области сохранится.

    Таким образом, по мнению заявителей, поставленный на референдум вопрос влечет правовые последствия, изложен в форме вопроса, предполагает установления волеизъявления граждан относительно способа избрания высшего должностного лица Ярославской области.

    Представитель Избирательной комиссии Ярославской области ФИО3 возражал в удовлетворении заявления, пояснил, что действия Избирательной комиссии Ярославской области при разрешении вопроса о регистрации инициативной группы соответствуют требованиям ст. 36 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательной комиссией Ярославской области принято ходатайство о регистрации инициативной группы. Ходатайство и приложенные к нему документы проверены на соответствие его требованиям указанного Федерального закона, а также Закона Ярославской области «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума». В установленный законом срок ходатайство направлено в Ярославскую областную Думу. После получения постановления Ярославской областной Думы, которым вопрос референдума признан несоответствующим ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательной комиссией в соответствии с п.11 ст. 36 указанного Федерального закона принято постановление об отказе в регистрации инициативной группы.

    Представители Ярославской областной Думы ФИО4 и ФИО5 возражали в удовлетворении заявления, указали, что Ярославской областной Думой требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проверке соответствия статье 12 указанного Федерального закона вопроса референдума соблюдены как в части установленных законом сроков, так и в части процедуры проведения данной проверки. Ярославская областная Дума признала поставленный для голосования на референдуме вопрос несоответствующим ст. 12 Федерального закона по следующим основаниям:

    Вопрос избрания высшего должностного лица урегулирован Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а потому в силу пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может решаться на референдуме субъекта Российской Федерации.

    Поставленный на референдум вопрос, в случае положительного на него ответа голосующими жителями Ярославской области, вступает в противоречие с установленным в п.3.2 ст.18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правом субъекта Российской Федерации определить порядок избрания высшего должностного лица данного субъекта иным способом помимо прямых выборов. Таким образом, поставленный вопрос не соответствует п.6 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Вопрос не соответствует требованиям п.7 ст. 12 указанного Федерального закона: в случае положительного ответа на поставленный вопрос, он не повлечет правовых последствий, поскольку положения о прямых выборах Губернатора Ярославской области уже введены в региональное законодательство (ст.ст. 5. 36 Устава Ярославской области). Указание в нормативном правовом акте Ярославской области на возможность избрания высшего должностного лица исключительно таким способом по вышеприведенным основаниям вступит в противоречие с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Отрицательный ответ на поставленный на референдум вопрос также не повлечет правовых последствий.

Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявлению инициативной группы, поскольку поставленный для голосования на референдуме вопрос не соответствует требованиям п.п. 2, 6, 7 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявления инициативной группы не находит.

Пунктом 56 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст. 36 указанного Федерального Закона каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

В соответствии со ст. 4 Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума" в случае выдвижения инициативы проведения референдума (местного референдума) гражданами Российской Федерации количественный состав инициативной группы по проведению референдума, образованной гражданами, имеющими право на участие в референдуме, не может быть менее 20 человек.

Из материалов дела видно, что 12 апреля 2013 года имело место собрание инициативной группы в составе 23 человек, место жительства которых расположено на территории Ярославской области, которым сформулирован вопрос, выносимый на референдум Ярославской области, принято и подписано ходатайство к Избирательной комиссии Ярославской области о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области.

Указанные действия инициативной группы соответствуют вышеприведенным требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума".

В соответствии с п.п. 2-4 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

В соответствии со ст. 5 Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума" инициативная группа по проведению референдума обращается в Избирательную комиссию Ярославской области с ходатайством о регистрации группы.

Как установлено при рассмотрении данного гражданского дела, 15 апреля 2013 года инициативной группой в Избирательную комиссию Ярославской области представлено ходатайство о регистрации группы. Данное ходатайство содержало сведения, приведенные в п.3 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», было подписано всеми членами инициативной группы.

В соответствии с п.5 ст.36 указанного Федерального закона комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В соответствии со ст. 5 Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума" в случае соответствия ходатайства о проведении референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Ярославской области, настоящего Закона Избирательная комиссия Ярославской области принимает решение о направлении их в Ярославскую областную Думу.

Судом установлено, что 25 апреля 2013 года Избирательная комиссия Ярославской области, действующая в качестве комиссии референдума, приняла решение о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума Ярославской области и приложенных к нему документов в Ярославскую областную Думу.

Таким образом, Избирательной комиссией Ярославской области как уполномоченным органом в установленные законом сроки проведена проверка представленного ходатайства и приложенных к нему документов. Избирательной комиссией Ярославской области сделан правильный вывод о соответствии ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставу Ярославской области, а также Закону Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума". Решение о направлении ходатайства в Ярославскую областную Думу принято Избирательной комиссией Ярославской области в соответствии с требованиями ст.36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 5 Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума".

В соответствии с п.п. 6-8, 11, 12 ст. 36 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.

Аналогичные положения содержит статья 5 Закона Ярославской области "Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума".

Судом установлено, что 29 апреля 2013 года Ярославской областной Думой выполнены вышеприведенные требования Федерального закона по уведомлению об инициативе проведения референдума Ярославской области Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

14 мая 2013 года Ярославской областной Думой принято постановление, которым вопрос, выносимый на референдум Ярославской области, признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, требования Федерального закона и Закона Ярославской области в части процедуры, в том числе сроков, рассмотрения Ярославской областной Думой данного вопроса законодательным органом соблюдены.

29 мая 2013 года Избирательной комиссией Ярославской области вынесено постановление об отказе в регистрации инициативной группы. Основанием к отказу в постановлении указано принятие постановления Ярославской областной Думой 14 мая 2013 года.

Указанные действия Избирательной комиссии Ярославской области соответствуют вышеприведенным положениям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Принятие оспариваемых решений в виде постановлений соответствует требованиям п.8 ст.2 Закона Ярославской области «Об Избирательной комиссии Ярославской области» и ст. 24 Устава Ярославской области.

Проверяя обоснованность решения Ярославской областной Думы о несоответствии вопроса референдума, предложенного инициативной группой, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд приходит к следующему:

Инициативной группой сформулирован и утвержден следующий вопрос референдума: Губернатор Ярославской области (высшее должностное лицо Ярославской области) избирается исключительно на прямых выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, обладающими активным избирательным правом на территории Ярославской области?

В соответствии с п.6 ст.12 указанного Федерального закона вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункты 3 и 3.2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего пункта.

В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из вышеприведенного вопроса и пояснений уполномоченного представителя инициативной группы в судебном заседании, вопрос референдума предполагает исключение для законодательного органа субъекта Российской Федерации, в данном случае для Ярославской областной Думы, возможности разрешить вопрос о порядке избрания Губернатора Ярославской области депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сохранении такого права законодательного органа.

Суд полагает, что данный вопрос референдума противоречит статье 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку его предметом является исключение (лишение) законодательного органа субъекта Российской Федерации предоставленного ему федеральным законодательством права.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о несоответствии поставленного на референдум вопроса статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Те правовые последствия референдума, которые усматривает инициативная группа, со всей определенностью из сформулированного вопроса не следуют. Буквальное прочтение поставленного на референдум вопроса предполагает волеизъявление граждан на выбор высшего должностного лица Ярославской области путем прямых выборов или не таким путем.

При данных обстоятельствах, принятое на референдуме решение повлечет неопределенность правовых последствий, поскольку в соответствии со ст. 36 Устава Ярославской области Губернатор Ярославской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ярославской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При большинстве утвердительных ответов участников голосования в референдуме будет иметь место констатация содержащихся в Уставе Ярославской области положений. Большинство отрицательных ответов правовых последствий не повлечет, поскольку иные установленные федеральным законом способы избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не включены в вопросы референдума. Кроме того, возникнет неопределенность в действии нормы, изложенной в ст. 36 Устава Ярославской области.

Таким образом, изложенные установленные судом обстоятельства также свидетельствуют о несоответствии поставленного на референдум вопроса статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что Ярославской областной Думой принято обоснованное решение о несоответствии поставленного инициативной группой на референдум вопроса положениям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вместе с тем, суд полагает, что правовая позиция Ярославской областной Думы, согласно которой поставленный на референдум вопрос не соответствует п.2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является необоснованной.

В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Как указывалось выше Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 18) определен порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем прямых выборов. Вместе с тем данной нормой закреплено право субъекта Российской Федерации на определение иного порядка выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – выбор депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определен порядок таких выборов.

Таким образом, вопрос определения способа избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации.

По изложенным основаниям данный вопрос может являться предметом референдума субъекта Российской Федерации.

Поскольку иные основания признания поставленного на референдум вопроса несоответствующим статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у Ярославской областной Думы имелись, постановление Ярославской областной думы от 14 мая 2013 года необходимо признать законным.

Таким образом, у суда не имеется оснований для признания незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года № 74/388-5, постановления Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 96 и возложении на Избирательную комиссию Ярославской области обязанности по регистрации Инициативной группы по проведению референдума Ярославской области. Заявление инициативной группы не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении заявления Инициативной группы по проведению референдума Ярославской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                     Е.Ю. Щеголькова