<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 10 февраля 2015 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приволжского транспортного прокурора о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года № 1103,
УСТАНОВИЛ:
постановлением от 31 декабря 2013 года № 1103 Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе (далее – Порядок).
Данное постановление и Порядок в качестве приложения к нему опубликованы в печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 17 января 2014 года № 4, ст. 0100.
Пунктом 7 Порядка определено, что для получения субсидии авиаперевозчик представляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Уполномоченный орган заявку на предоставление субсидий, оформленную в произвольной форме, расчет субсидии и отчет о количестве выполненных рейсов и фактически перевезенных пассажиров с приложением реестра перевозочных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу.
Приволжский транспортный прокурор обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка в части, устанавливающей требование о предоставлении отчета о фактически перевезенных пассажирах, ссылаясь на его противоречие пункту 16 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1168 (далее – Правила).
Прокурор указывает, что установление порядка и условий предоставления субсидий из регионального бюджета, направленных на обеспечение доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, не соответствующих требованиям федеральных Правил, противоречит основополагающим принципам бюджетного законодательства, в частности, принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению прокурора, количество фактически перевезенных пассажиров не влияет на размер субсидии, предоставляемой авиаперевозчику и, следовательно, требование отчета о фактически перевезенных пассажирах является завышенным требованием к лицу, предъявляемому для реализации принадлежащего ему права. Указанное свидетельствует об отсутствии порядка (или его элемента) совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий, что является коррупциогенным фактором.
Прокурор так же указывает, что пункт 7 Порядка не отвечает критерию формальной определенности.
В судебном заседании представитель Приволжского транспортного прокурора – М.В. <данные изъяты> заявленные требования поддержала.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан – А.В. <данные изъяты>, И.М. <данные изъяты> заявленным требованиям возражали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 71 и 73 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта «з» части первой статьи 71 Конституции Российской Федерации в введении Российской Федерации находится федеральный бюджет.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с частями первой и четвертой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 этой же статьи определено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принято Постановление от 17 декабря 2013 года № 1168, которым бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному агентству воздушного транспорта по подразделу «Транспорт» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, в размере <данные изъяты> тысяч рублей ежегодно направлены на государственную поддержку регионального авиасообщения, осуществляемую в форме предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.
Пунктом 2 этого же Постановления утверждены Правила.
На основании пункта 4 Правил субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Приволжского федерального округа, вправе принимать в установленном порядке нормативные правовые акты о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику на воздушные перевозки, осуществляемые с их территории по маршрутам из числа, включенных в перечень, предусмотренный приложениями к Правилам.
Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях реализации пункта 4 Правил, а также в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 94-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принято постановление от 31 декабря 2013 года № 1103, утвердившее Порядок.
При этом Правилами регламентируется механизм предоставления субсидий из федерального бюджета, предусмотрено заключение договоров между Федеральным агентством воздушного транспорта и авиаперевозчиками как основания субсидирования.
Между тем ни Порядком, ни утвердившим их Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1168 не установлены какие- либо требования к актам субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из региональных бюджетов.
Учитывая, что финансовое обеспечение расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, следовательно, оспариваемым нормативным актом мог быть установлен самостоятельный механизм субсидирования.
Следовательно, доводы Приволжского транспортного прокурора о том, что установление порядка и условий предоставления субсидий из регионального бюджета, направленных на обеспечение доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, не соответствующих требованиям федеральных Правил, противоречит основополагающим принципам бюджетного законодательства, в частности, принципу единства бюджетной системы Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку они прямо противоречат положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с правильностью утверждения прокурора о том, что требование отчета о фактически перевезенных пассажирах является завышенным требованием к лицу, предъявляемому для реализации принадлежащего ему права, поскольку как Правила (пункт 13), так и Порядок (пункт 6) предусматривают, что договор о предоставлении субсидии должен содержать обязательное условие о форме и периодичности отчета авиаперевозчика, в том числе, о количестве перевезенных пассажиров.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Порядка не отвечают признакам правовой определенности, что влечет их неоднозначное понимание и применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и может привести к нарушению принципов равенства перед законом и верховенства закона, являются неправомерными, так как прямо противоречат содержанию оспариваемой правовой нормы.
Согласно части первой 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Приволжского транспортного прокурора о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года № 1103, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме <дата>.
Судья Э.С. Каминский