ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-39/2015 от 26.01.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

  Дело № 3-39/2015

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Оренбург 26 января 2015 года

 Оренбургский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

 с участием прокурора Стиплина И.В.,

 при секретаре Бобылевой Л.А.,

 с участием представителей заявителя ФИО1, К.Г.НА., ФИО2,

 представителя избирательной комиссии Оренбургской области И.Н.СА.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области об оспаривании решения избирательной комиссии Оренбургской области,

 установил:

 11 сентября 2014 г. участниками митинга под лозунгом «Мы – за бойкот выборов Берга», организованного в городе Оренбурге региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области при участии представителей Оренбургского областного отделения политической партии КПРФ, принята резолюция, которая 12 сентября 2014 г. направлена Президенту Российской Федерации ФИО3.

 В обращении участников митинга от 11 сентября 2014 г. содержалась просьба о рассмотрении нарушений законодательства о выборах, имевших место при проведении в области выборов губернатора, назначенных на
14 сентября 2014 г., в части использования кандидатом ФИО4, временно исполняющего обязанности губернатора области, административного ресурса при подборе и выдвижении кандидатов на должность губернатора, прохождении муниципального фильтра, нарушений при проведении предвыборной агитации.

 Избирательная должна действовать в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 4 статьи 8 Закона Оренбургской области «О выборах губернатора в Оренбургской области» от 25 июня 2012 г., частью 2 статьи 4 Закона Оренбургской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» от 6 июля 2006 г., обязывающих избирательные комиссии рассматривать поступившие к ним обращения (резолюции) о нарушениях закона в части, касающейся подготовки и проведения выборов губернатора Оренбургской области, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок. При этом данный ответ должен быть обоснованным и законным.

 По мнению заявителя, избирательная комиссия Оренбургской области проверку информации, изложенной в резолюции участников митинга от 11сентября 2014 г. и направленной в администрацию Президента в установленный законом срок, не организовала, не рассмотрела в установленном законом порядке, должным образом не оценила. Считают ответ на резолюцию незаконным, в результате чего полагают, что избирательная комиссия Оренбургской области уклоняется от принятия законного и обоснованного решения.

 При этом нарушены права заявителя на рассмотрение его письменного обращения (резолюции), направленного в адрес Президента Российской Федерации в коллегиальном составе, на участие в соответствующем заседании и удовлетворение обращения в виде принятия избирательной комиссией коллегиального решения в виде постановления избирательной комиссии.

 Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области просит суд: признать незаконным решение избирательной комиссии Оренбургской области от 30 октября 2014 г. за исходящим номером 01-16/1424, которое выразилось в незаконном отказе избирательной комиссии Оренбургской области принять в установленном порядке законное решение – постановление по письменному обращению (резолюции) участников митинга, организованного региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области, в городе Оренбурге 11 сентября 2014 г., направленному на рассмотрение избирательной комиссии Оренбургской области администрацией Президента Российской Федерации.

 До начала судебного разбирательства по существу заявитель уточнил требования и просил суд:

 - признать письменное сообщение избирательной комиссии Оренбургской области от 30 октября 2014 г. за исходящим номером
01-16/1424 уклонением избирательной комиссии Оренбургской области от принятия решения, которое выразилось в незаконном отказе избирательной комиссии в установленном порядке принять законное решение – постановление по письменному обращению (резолюции) участников митинга, организованного региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области в городе Оренбурге
11 сентября 2014 г., направленному для рассмотрения избирательной комиссии Оренбургской области правительством Оренбургской области
20 октября 2014 г.;

 - признать необоснованными и незаконными действия избирательной комиссии Оренбургской области, связанные с принятием письменного сообщения от 30 октября 2014 г. за исходящим номером 01-16/1424;

 - обязать избирательную комиссию Оренбургской области исполнить возложенные на неё нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии, обязанности по рассмотрению в установленном законом порядке обращения (резолюции) митинга, организованного региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области в городе Оренбурге
11 сентября 2014 г., и принять по нему облеченное в установленную форму решение (постановление), закреплённое в соответствующем протоколе: отменить необоснованное и незаконное письменное сообщение от 30 октября 2014 г. за исходящим номером 01-16/1424.

 В судебном заседании представители регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области ФИО1, ФИО2 и ФИО5 уточнённое заявление поддержали.

 Представитель избирательной комиссии Оренбургской области
ФИО6 с доводами заявления не согласилась.

 Прокурор отдела Оренбургско й областной прокуратуры Стиплин И.В. полагал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

 Выслушав пояснения представителей регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области и избирательной комиссии Оренбургской области, заключение прокурора, изучив материалы дела и принимая во внимание все доводы, изложенные участниками процесса, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьёй 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24 - 27 указанного Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, действия (бездействие) которого оспариваются.

 В силу части 6 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной ст.ст. 24, 26 и 27 данного Кодекса.

 Согласно пункту 4 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

 Из материалов дела установлено, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 11 июня 2014 года № 2378 назначены выборы губернатора Оренбургской области на 14 сентября 2014 года.

 Постановлением избирательной комиссии Оренбургской области от
15 сентября 2014 г. № 129/927-5 выборы губернатора Оренбургской области признаны состоявшимися и действительными.

 11 сентября 2014 г. в городе Оренбурге состоялся митинг регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области под лозунгом «Мы - за бойкот выборов Берга», по результатам которого принята резолюция.

 Резолюция содержит сообщения о нарушениях в период предвыборной компании кандидатом на должность губернатора Оренбургской ФИО4 законодательства о выборах.

 В итоговой части резолюции содержится заявление о бойкоте выборов 14 сентября 2014 г., об отказе в поддержке всех кандидатов в губернаторы области, об отклонении обращения избирательной комиссии Оренбургской области от 8 сентября 2014 г.

 Понятие резолюции в современных толковых словарях раскрыто как решение, принятое в результате обсуждения какого-либо вопроса.

 Резолюция регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» не содержит каких-либо обращений, просьб или требований.

 12 сентября 2014 г. указанная резолюция руководителем регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» ФИО1 направлена Президенту Российской Федерации ФИО3

 Из материалов дела следует, что 20 октября 2014 г. резолюция поступила в адрес избирательной комиссии Оренбургской области от правительства Оренбургской области для рассмотрения.

 В сообщении от 30 октября 2014 г. избирательной комиссии Оренбургской области, направленном в адрес председателя регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области ФИО1 за исходящим номером 01-16/1424, указано, что вышеуказанная резолюция в части нарушения избирательного законодательства, конституционных избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов губернатора Оренбургской области, назначенных на 14 сентября 2014 г., ограничений в участии региональных отделений парламентских оппозиционных партий в указанных выборах не имеет законодательного обоснования. Выборы губернатора Оренбургской области были проведены в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

 Сообщение подписано председателем избирательной комиссии Оренбургской области ФИО7

 В абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение о том, что в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть оспорены ненормативные акты органов местного самоуправления, органов власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 Таким образом, обжалуемое в настоящем деле сообщение избирательной комиссии Оренбургской области относится к решениям.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

 Это же положение содержат и пункт 4 статьи 8 Закона Оренбургской области «О выборах губернатора Оренбургской области», пункт 2 статьи 4 Закона Оренбургской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области».

 Как установлено судом, направленная в адрес избирательной комиссии Оренбургской области резолюция регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области рассмотрена в пределах предусмотренного законом десятидневного срока.

 Статьёй 32 Регламента избирательной комиссии Оренбургской области, утверждённого постановлением избирательной комиссии Оренбургской области 6 июля 2007г., предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на заседаниях избирательной комиссии Оренбургской области. Изложенное в резолюции регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» сообщение в этот перечень вопросов не входит.

 Принятие по результатам рассмотрения таких сообщений решения в виде постановления, рассмотрение заявления на заседании комиссии с участием заявителя, принятие решения большинством голосов законом и регламентом избирательной комиссии Оренбургской области не предусмотрены.

 Доводы заявителя об уклонении избирательной комиссии от принятия решения не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку резолюция регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области рассмотрена в пределах предусмотренного законом десятидневного срока, по результатам рассмотрения принято решение, которое направлено заявителю.

 Направление решения избирательной комиссии ФИО1 не нарушает права заявителя, поскольку ФИО1 является руководителем регионального отделения партии, действует в интересах регионального отделения, принятая на митинге резолюция, а также сопроводительное письмо о направлении резолюции Президенту Российской Федерации ФИО3 подписаны ФИО1

 Ссылка заявителя на пункт 6 статьи 8 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, не может служить основанием к удовлетворению требований заявителя, поскольку обжалуется решение избирательной комиссии, а не действия по направлению в адрес избирательной комиссии обращения для рассмотрения.

 Доводы заявления, направленные на несогласие с содержанием ответа избирательной комиссии Оренбургской области, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

 В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении данной категории дел по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Судом установлено, что избирательная комиссия Оренбургской области приняла оспариваемое решение в пределах своей компетенции, нарушение порядка принятия решения не имеется, содержание оспариваемого решения не противоречит требованиям закона и иного нормативного правового акта.

 В силу вышеназванных положений гражданского процессуального закона при рассмотрении данной категории дел к обязанности заявителя относится доказывание нарушения оспариваемыми действиями его прав и свобод, а к обязанности заинтересованного лица - законность таких действий.

 При изложенных обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения требований регионального отделения политической партии «Справедливая Россия».

 Избирательная комиссия Оренбургской области доказала в судебном заседании соответствие своих действий требованиям закона – на поступившее в адрес комиссии сообщение дан ответ в установленные законом сроки.

 Заявитель не представил доказательств нарушения своих прав, поскольку оспариваемый ими ответ не порождает для них каких-либо правовых последствий.

 Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 в удовлетворении заявления регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области об оспаривании решения избирательной комиссии Оренбургской области отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Полный текст решения изготовлен 2 февраля 2015 г.

 Судья Оренбургского

 областного суда И.Ф.Селютина