ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/14 от 17.04.2014 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

гражданское дело № 3-3/14

17 апреля 2014 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э.

при секретаре Кудзоевой А.В.,

с участием прокурора Уртаева А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания с привлечением в качестве заинтересованных лиц Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания, Территориальной избирательной комиссии Левобережной части города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании недействительным Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями», обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный»,

установил:

Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительным Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями», обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке ... и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный».

Как указал заявитель, в офис Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания поступило заявление Козаева А.М., зарегистрированного наблюдателем от указанной политической партии на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, состоявшихся 14 октября 2012 года, согласно которому, на избирательном участке ... по Ларионовскому избирательному округу ... города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания были допущены нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», а именно: сейф с бланками избирательных бюллетеней находился в отдельном помещении, доступ в которое был ограничен для наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, при этом, кому и как выдавались бюллетени из сейфа никто не оповещался; председателем комиссии или секретарем должна производиться соответствующая запись в реестре выдачи бюллетеней членам комиссии с правом решающего голоса о выдаче бланков избирательных бюллетеней, что также не выполнялось; при проведении голосования вне помещения для голосования, членами комиссии с правом решающего голоса наблюдатели не допускались в квартиры голосующих инвалидов под предлогом нежелания собственника жилого помещения запускать в дом более одного человека, тем самым, наблюдатели от политических партий были лишены возможности исполнять свои обязанности; бюллетени выдавались избирателям, не подавшим заявления и соответственно не зарегистрированным в специальном реестре; при проведении подсчета голосов избирателей наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса были отведены на расстояние, не обеспечивающее им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; председатель участковой избирательной комиссии проводила подсчет голосов, не показывая наблюдателям отметки в бюллетенях. Изложенные нарушения, по мнению заявителя, являются правовым основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании Гобеев М.А., представляющий интересы заявителя Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания на основании доверенности от 9 апреля 2014 года № ..., разрешение заявленных требований предоставил на усмотрение суда, пояснив, что указанные нарушения избирательного законодательства при проведении 14 октября 2012 года выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, по мнению Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, являются правовым основанием для признания недействительным Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями», обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке ... и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный».

В судебном заседании Аджиумеров И.Н., представляющий интересы заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания на основании доверенности от 27 июня 2013 года ..., просил отказать в удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, пояснив, что указанные в заявлении обстоятельства, являющиеся, по мнению заявителя, нарушениями избирательного законодательства при проведении 14 октября 2012 выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва были предметом рассмотрения Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по гражданскому делу по заявлению Председателя Совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания Кучиева Г.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Левобережной части города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании недействительными протокола участковой избирательной комиссии ..., обязании участковой избирательной комиссии ... провести повторный подсчет голосов избирателей и составить новый протокол голосования с отметкой «Повторный». Указал, что решением Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 февраля 2014 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Председателя Совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания Кучиева Г.Ю. отказано в полном объеме, соответственно, при рассмотрении настоящего гражданского дела применимы положения части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Считает, что Протокол Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва и Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями» вынесены в полном соответствии с законом, а требования заявителя об обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный» противоречат действующему законодательству.

В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии Левобережной части города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Караев Т.М., привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании определения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 апреля 2014 года, просил отказать в удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, указав на отсутствие нарушений закона при проведении 14 октября 2012 года выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, а также сослался на вступившее в законную силу решение Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 февраля 2014 года, которым дана правовая оценка доводам заявителя.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания не подлежащим удовлетворению, и изучив материалы дела, суд находит, что заявление Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (статья 32, часть 2); эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 1, часть 1; статьи 2 и 17, часть 1).

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола № 1). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25). Как следует из статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 1), названные принципы избирательного права, закрепленные в нормах, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод.

Конкретизируя указанные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в силу ее статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2) определяет порядок и условия осуществления активного и пассивного избирательного права.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Одной из гарантий избирательных прав граждан является определение в названном Федеральном законе (глава 4) и соответствующих законах субъектов Российской Федерации системы, порядка и условий формирования, полномочий избирательных комиссий, в том числе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также статуса членов избирательных комиссий.

В соответствии с положениями подпункта 21 статьи 2, пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является коллегиальным государственным органом субъекта Российской Федерации и формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе предложений политических партий, общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (пункт 1 статьи 22, пункт 5 статьи 23).

Согласно пункту 11 статьи 77 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» Протокол о результатах выборов по республиканскому избирательному округу составляется Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания с правом решающего голоса. К Протоколу приобщается сводная таблица о результатах выборов по республиканскому избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования.

В силу пункта 8 статьи 77 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания составляет Протокол о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями.

На основании Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями и на основании протоколов ... территориальных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов (пункт 1 статьи 78 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания»).

Исходя из системного толкования пункта 8 статьи 77 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» и пункта 3 статьи 19 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 ноября 2000 года № 283/23 «О Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания» Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями подписывается председателем и секретарем Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания.

В силу пункта 4 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, относятся гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решения) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих, комиссий референдума. В соответствии со статьей 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд по правилам подсудности, установленной, в том числе, статьей 26 названного Кодекса, обжалуются действия и решения, нарушающие избирательные права. Также данные положения содержатся в пункте 2 статьи 75 Федерального закона от ... № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно предмету рассматриваемых правоотношений, заявитель оспаривает решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, вынесенное в форме постановления, которым утвержден Протокол о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями, включающему в себя сведения о политических партиях, допущенных к распределению 35 депутатских мандатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, и определяющему общее количество мандатов полагающихся каждому избирательному объединению.

Исходя из материалов дела, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2012 года ... «О назначении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва» на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва.

Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2012 года ... опубликовано 21 июля 2012 года в газете «Северная Осетия» ... (26153).

На основании Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания, подписанного 23 октября 2012 года членами комиссии, установлены результаты выборов по единому республиканскому избирательному округу по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва.

Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ..., утвердившему Протокол Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями, к распределению 35 депутатских мандатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва допущены с распределением мандатов: Северо-Осетинское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (18 мандатов); Северо-Осетинское региональное отделение Политической партии «Патриоты России» (11 мандатов); Северо-Осетинское республиканское отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации» (4 мандата); Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания (2 мандата).

Согласно заявлению наблюдателя по участковой избирательной комиссии ... по Ларионовскому избирательному округу ... города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва от Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания Козаева А.М., датированному 4 сентября 2013 года, при проведении выборов были допущены нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в следующем: сейф с бланками избирательных бюллетеней находился в отдельном помещении, доступ в которое был ограничен для наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, при этом, кому и как выдавались бюллетени из сейфа никто не оповещался; председателем комиссии или секретарем должна производиться соответствующая запись в реестре выдачи бюллетеней членам комиссии с правом решающего голоса о выдаче бланков избирательных бюллетеней, что также не выполнялось; при проведении голосования вне помещения для голосования, членами комиссии с правом решающего голоса наблюдатели не допускались в квартиры голосующих инвалидов под предлогом нежелания собственника жилого помещения запускать в дом более одного человека, тем самым, наблюдатели от политических партий были лишены возможности исполнять свои обязанности; бюллетени выдавались избирателям, не подавшим заявления и соответственно не зарегистрированным в специальном реестре; при проведении подсчета голосов избирателей наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса были отведены на расстояние, не обеспечивающее им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; председатель участковой избирательной комиссии проводила подсчет голосов, не показывая наблюдателям отметки в бюллетенях.

Изложенное в заявлении Козаева А.М., а также несвоевременное получение документов и достоверной информации об итогах голосования по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, включая нарушение право на участие в избирательной компании на равных для всех кандидатов условиях, по мнению Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, являются правовым основанием для удовлетворения заявленных требований.

Исходя из материалов дела, суд считает необоснованными доводы Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания по заявленным требованиям.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно решению Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 февраля 2014 года, вступившему в законную силу 24 марта 2014 года, по гражданскому делу ... по заявлению Председателя Совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания Кучиева Г.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Левобережной части города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании недействительными итогов голосования, проведении повторного подсчета голосов избирателей, составлении нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный», доводы заявителя, с ссылкой на содержание заявления наблюдателя от Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва Козаева А.М. от 4 сентября 2013 года, признаны неправомерными.

Районный суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что при проведении голосования по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва участковой избирательной комиссией ... по Ларионовскому избирательному округу ... города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания не были допущены нарушения избирательного законодательства, а именно, не подтвердилось, что: сейф с бланками избирательных бюллетеней находился в отдельном помещении, доступ в которое был ограничен для наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, при этом, кому и как выдавались бюллетени из сейфа никто не оповещался; председателем участковой избирательной комиссии или секретарем не производилась соответствующая запись в реестре выдачи бюллетеней членам комиссии с правом решающего голоса о выдаче бланков избирательных бюллетеней; при проведении голосования вне помещения для голосования, членами комиссии с правом решающего голоса наблюдатели не допускались в квартиры голосующих инвалидов под предлогом нежелания собственника жилого помещения запускать в дом более одного человека, тем самым, наблюдатели от политических партий были лишены возможности исполнять свои обязанности; бюллетени выдавались избирателям, не подавшим заявления и соответственно не зарегистрированным в специальном реестре; при проведении подсчета голосов избирателей наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса были отведены на расстояние, не обеспечивающее им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; председатель участковой избирательной комиссии проводила подсчет голосов, не показывая наблюдателям отметки в бюллетенях.

На основании изложенного, а также учитывая идентичный состав процессуальных сторон, указанные доводы Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания, как основания для удовлетворения заявленных требований, не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении настоящего дела, которым дана правовая оценка вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 февраля 2014 года.

Доводы заявителя о допущенных должностными лицами участковой избирательной комиссии ... по Ларионовскому избирательному округу ... города Владикавказа Республики Северная Осетия- Алания нарушениях избирательного законодательства, выразившихся в несвоевременном получении Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания документов и достоверной информации об итогах голосования по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, а также нарушение права на участие в избирательной компании на равных для всех кандидатов условиях, не вправе рассматриваться судом в рамках настоящего дела, поскольку, правовая оценка действий (бездействия) участковой избирательной комиссии не относится к подсудности Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (пункты 5, 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года ... «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Исходя из материалов дела, судом не установлены нарушения действующего федерального и республиканского законодательства при составлении Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания Протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, а также нарушений процедурного характера при издании Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания Постановления от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями».

В силу положений части 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума (абзац 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Учитывая, что при рассмотрении дела, судом не установлены ошибки и несоответствия в Протоколе Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, а также не возникли сомнения в правильности составления Протокола, суд считает правомерным отказать в удовлетворении требований заявителя Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания об обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке ... по Ларионовскому избирательному округу ... города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный».

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания,

решил:

В удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Северная Осетия-Алания с привлечением в качестве заинтересованных лиц Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания, Территориальной избирательной комиссии Левобережной части города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании недействительным Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2012 года ... «Об утверждении Протокола Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о распределении депутатских мандатов по единому республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями», обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке ... и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный», отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Северная Осетия-Алания А.Э. Батагов