ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/14 от 22.01.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-3/2014                                                                     22 января 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  в г. Архангельске 22 января 2014 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 июня 2013 года № 93-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения в Приморском районе»,

установил:

         Заместитель прокурора Архангельской области в порядке главы 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ обратился в Октябрьский районный суд города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 июня 2013 года № 913-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Приморском районе».

В обоснование заявления указал, что в соответствии с обжалуемым распоряжением, принятым на основании ходатайства ЗАО «…», изменена категория земельного участка площадью 10000 кв.м. (кадастровый номер №) с разрешенным использованием - для проектирования и строительства здания крематория с одной кремационной установкой со встроенными административными помещениями в районе деревни *** Архангельской области.

Заместитель прокурора области считает данное распоряжение противоречащим требованиям части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку оно было принято в отсутствие документов территориального планирования, градостроительного плана муниципального образования «Приморское» и без проведения публичных слушаний. Полагает, что земельный участок для строительства социально-значимых объектов местного значения не мог быть предоставлен ЗАО «…», поскольку объекты ритуального значения могут строиться только органами местного самоуправления и на их средства.

Поэтому заместитель прокурора Архангельской области просит признать распоряжение министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 июня 2013 года № 913-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Приморском районе» противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бакин И.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель министерства имущественных отношений Архангельской области ФИО1 с заявлением не согласился, поскольку оспариваемое распоряжение не противоречит федеральному законодательству.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Бакина И.С., представителя министерства имущественных отношений Архангельской области ФИО1, суд считает заявление заместителя прокурора Архангельской области необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, прокурор считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Из подпунктов 2 и 4 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку оспариваемый перевод земельного участка осуществлен на основании нормативного правового акта министерства имущественных отношений Архангельской области, то суд разрешает заявление заместителя прокурора Архангельской области в порядке Главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации независимо от того, что оно предъявлено в порядке Главы 25 Кодекса.

Министерство имущественных отношений Архангельской области на основании Устава Архангельской области, Закона Архангельской области от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ «О правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области», Указа Губернатора Архангельской области от 19 октября 2009 года № 32-у «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Архангельской области» является исполнительным органом государственной власти Архангельской области и в соответствии с п. 46 Положения о министерстве имущественных отношений Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 5 апреля 2011 года № 99-пп, вправе осуществлять перевод земельных участков из одной категории в другую.

24 июня 2013 года принято распоряжение министерства имущественных отношений Архангельской области за № 913-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Приморском районе».

Этим распоряжением переведен в Приморском районе Архангельской области из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения земельный участок, площадью 10 000 кв. м. (кадастровый номер №), с разрешенным использованием для проектирования и строительства здания крематория с одной кремационной установкой со встроенными административными помещениями в районе д. ***.

Оспариваемое распоряжение было опубликовано в газете Правительства Архангельской области и областного Собрания депутатов Волна 31 декабря 2013 года № 53, которая является официальным изданием указанных органов государственной власти Архангельской области и в ней публикуются нормативные правовые акты.

Несмотря на то, что оспариваемое распоряжение принято 24 июня 2013 года, а опубликовано только 31 декабря 2013 года, суд считает, что это не является основанием для признания этого распоряжения недействующим, поскольку оно является действующим и в настоящее время.

Суд считает, что распоряжение министерства имущественных отношений Архангельской области за № 913-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Приморском районе» не противоречит действующему федеральному законодательству, оно принято в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Оснований к отказу в переводе земельного участка из одной категории в другую, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» у министерства имущественных отношений Архангельской области не имелось.

Из материалов дела, объяснений представителя министерства имущественных отношений Архангельской области ФИО1 усматривается, что спорный земельный участок не использовался в сельскохозяйственных целях.

Доводы заместителя прокурора области о том, что оспариваемое распоряжение противоречит части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку оно было принято в отсутствие документов территориального планирования, градостроительного плана муниципального образования «Приморское» являются необоснованными по следующим основаниям.

Частью 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» положения части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются к соответствующим решениям в целях размещения объектов местного значения на территориях сельских поселений до 31 декабря 2013 года.

В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относиться организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Следовательно, крематорий, расположенный на территории муниципального образование «Приморское», будет являться объектом местного значения сельского поселения.

Поскольку оспариваемое распоряжение принято 24 июня 2013 года, то требования части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2013 года на него не распространяются.

Необоснованными являются доводы заявления заместителя прокурора области о том, что крематорий, как объект местного значения поселения, не может строиться коммерческой организацией, что при принятии оспариваемого распоряжения министерство имущественных отношений Архангельской области не выяснило мнение граждан, проживающих в муниципальном образовании «Приморское», поскольку оспариваемым распоряжением вопрос о строительстве объекта местного значения сельского поселения не решается, а лишь разрешен вопрос о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Федеральным законодательством не предусмотрено выяснение мнения граждан о переводе земельного участка из одной категории в другую.

         Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Архангельской области, в пределах его компетенции, он опубликован, не противоречит федеральному законодательству, то суд считает необходимым заявление заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 июня 2013 года № 913-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Приморском районе» противоречащим федеральному законодательству и не действующим оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 24 июня 2013 года № 93-р «О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и иного специального назначения в Приморском районе» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом  в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                             Ю.И. Кузнецов