ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/19 от 28.06.2019 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Дело № 3а-6/2019г.

УИД 830S0000-01-2019-000011-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нарьян-Мар 28 июня 2019 года

Суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

при секретаре судебного заседания Селеменевой А.Н.,

с участием административного истца Беляевой В.А.,

представителя административного ответчика – Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа Самоходкиной С.В., действующей на основании доверенности от 4 июня 2019 года № 932/01-22,

представителя заинтересованного лица – главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - Зеляниной Л.Ю., действующей на основании доверенности от 4 июня 2019 года № 62/01-33,

помощника прокурора Ненецкого автономного округа Жиркова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 28 июня 2019 года административное дело

по административному исковому заявлению Беляевой В.А. о признании отдельных положений решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. № 383-р «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (в редакции решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 14 сентября 2017 г. № 421-р) противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. № 383-р утверждено Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее – Положение).

Данное решение подписано главой городского округа «Город Нарьян-Мар», в первоначальном виде опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Официальный бюллетень городского округа «Город Нарьян-Мар» («Наш Город») № 22-24 (323-325) от 1 июня 2017 года и вступило в силу с 1 июля 2017 года.

В указанное Положение в дальнейшем внесены изменения решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 14 сентября 2017 г. № 421-р (опубликовано в бюллетене «Наш Город» № 53-54 (354-355) от 28 сентября 2017 года).

Беляева В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отдельных положений решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. № 383-р «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (в редакции решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 14 сентября 2017 г. № 421-р) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

В обоснование заявленных требований указала, что с 2016 года является нанимателем служебного жилого помещения, находящегося в государственной собственности Ненецкого автономного округа и расположенного на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Поскольку плата за пользование данным жилым помещением рассчитывается с применением положений решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. № 383-р, она является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Полагает, что установление пунктом 3.1 оспариваемого Положения коэффициента соответствия платы, применяющегося при расчете фактических платежей за наем жилых помещений, в зависимости от типа договора найма (договор социального найма, договор найма служебного жилого помещения или коммерческого найма) не соответствует требованиям статьи 156 ЖК РФ и Методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 668/пр.

Кроме того, установление пунктом 3.1 (строка 2.1.1) Положения коэффициента соответствия платы для нанимателей служебных жилых помещений в максимальном размере – 1,0, по мнению административного истца, также противоречит закону, поскольку данный коэффициент установлен произвольно, без учета соблюдения баланса всех участников жилищных отношений.

Применение завышенного и установленного в нарушение федерального законодательства коэффициента влечет значительное увеличение платы за пользование жилым помещением и тем самым нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании Беляева В.А. свои требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении, уточнив, что полагает противоречащей федеральному законодательству и подлежащей признанию недействующей именно строку 2.1.1 пункта 3.1 Положения в части установления коэффициента соответствия платы для служебных жилых помещений в размере 1,0.

Представитель Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Самоходкина С.В. с требованиями административного истца не согласилась, указав, что оспариваемые Беляевой В.А. нормы не противоречат и не противоречили федеральному законодательству. Поскольку решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 29 мая 2019 г. № 628-р пункт 3.1 изложен в новой редакции, в которой строка 2.1.1 отсутствует, полагала, что производство по административному делу подлежит прекращению.

Представитель главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Зелянина Л.Ю. с требованиями административного истца не согласилась, поддержав ходатайство административного ответчика о прекращении производства по делу.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заключение прокурора Жиркова В.Г., полагавшего необходимым заявленное требование удовлетворить, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом установление порядка расчета платы за жилое помещение относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 16 части 1 статьи 12 ЖК РФ).

Вопросы определения размера платы за жилое помещение непосредственно регламентированы статьей 156 ЖК РФ, согласно части 3 которой размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 ЖК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 г. № 522-О-О, положения части 3 статьи 156 ЖК РФ направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений органами местного самоуправления, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

В целях создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) от 27 сентября 2016 г. N 668/пр были утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее – Методические указания), вступившие в силу с 1 января 2017 года.

Данные Методические указания определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 1.1).

Как следует из пункта 2.1 Методических указаний, при расчете платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, применяется коэффициент соответствия платы.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний величина коэффициента соответствия платы устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, в интервале [0;1]. При этом данный коэффициент может быть установлен как единым для всех граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, так и дифференцированно для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодателем установлены четкие критерии для установления органами местного самоуправления величины коэффициента соответствия платы: а) в зависимости от социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, б) в интервале от 0 до 1,0, в) единый для всех граждан, проживающих в муниципальном образовании, либо дифференцированный для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.

Как установлено судом, в оспариваемом пункте 3.1 Положения коэффициент соответствия платы установлен в зависимости от типа договора найма (договор социального найма, договор найма специализированного жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения (строка 2.1.1), договор найма жилого помещения в жилищном фонде коммерческого использования), что подтверждается как содержанием данной нормы, так и другими документами – пояснительными записками к проекту решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» (л.д. 146, 181).

Подобное нормативное правовое регулирование не соответствует указанным выше критериям установления коэффициента соответствия платы, предусмотренным федеральным законодательством.

Кроме того, суд находит, что основанные на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 522-О-О доводы административного истца Беляевой В.А. о том, что данный коэффициент соответствия платы за наем служебных жилых помещений установлен административным ответчиком в максимально возможном размере произвольно, без соответствующего финансово-экономического обоснования, также заслуживают внимания, поскольку представленные суду в качестве доказательств обратному пояснительные записки к проекту решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» и финансово-экономические обоснования (л.д. 146-147, 148-154, 180-188) соответствующих расчетов относительно именно коэффициента соответствия платы не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма – строка 2.1.1 пункта 3.1 Положения противоречит указанным выше положениям федерального законодательства и подлежит признанию недействующей.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству, суд находит не основанными на законе, поскольку наличие права установления конкретной величины коэффициента соответствия платы за наем жилого помещения не означает возможности органов местного самоуправления определять порядок расчета платы за наем жилого помещения произвольно или иным образом по сравнению с тем, как это предписывает федеральный законодатель, то есть с превышением предоставленной компетенции.

Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 29 мая 2019 г. от 628-р «О внесении изменений в Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (л.д. 119) пункт 3.1 указанного Положения изложен в новой редакции, согласно которой коэффициент соответствия платы установлен в размере 0,1 для всех нанимателей жилых помещений в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Вместе с тем, основанные на данном факте доводы представителя административного ответчика Самоходкиной С.В. и представителя заинтересованного лица Зеляниной Л.Ю. о наличии основания для прекращения производства по делу подлежат отклонению.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 194).

Между тем в соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении настоящего административного дела установлено применение строки 2.1.1 пункта 3.1 Положения в отношении Беляевой В.А. и нарушение ее прав и законных интересов начислением платы за наем жилого помещения в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом, что исключает удовлетворение ходатайства о прекращении производства по делу и влечет необходимость разрешения административного дела по существу в целях выполнения задач административного судопроизводства, определенных в статье 2 названного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.

Судом установлено, что оспариваемые положения нормативного правового акта вступили в противоречие с федеральным законодательством со дня его вступления в силу, то есть с 1 июля 2017 года.

С учетом изложенных обстоятельств, а также разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что права административного истца на расчет размера платы за наем жилого помещения оспариваемым нормативным правовым актом нарушались также с момента его вступления в законную силу, суд признает оспариваемую норму недействующей со дня вступления нормативного правового акта в законную силу.

В целях исполнения требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении в течение месяца с момента его вступления в законную силу в официальном периодическом печатном издании муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - «Официальный бюллетень городского округа «Город Нарьян-Мар» (бюллетене «Наш Город») (пункт 15 статьи 37 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», решение Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 30 октября 2008 года № 393-р «Об учреждении официального периодического печатного издания МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - «Официальный бюллетень городского округа «Город Нарьян-Мар»).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Беляевой В.А. – удовлетворить.

Признать строку 2.1.1, устанавливающую коэффициент соответствия платы при расчете фактических платежей для нанимателей служебных жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в размере 1,0, пункта 3.1 Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. № 383-р (в редакции решения Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 14 сентября 2017 г. № 421-р, противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления указанного нормативного правового акта в законную силу.

Возложить на Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» обязанность по опубликованию в официальном периодическом печатном издании муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - «Официальный бюллетень городского округа «Город Нарьян-Мар» (бюллетене «Наш Город») сообщения о настоящем решении в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - А.А. Лисицын

Мотивированное решение изготовлено 2 июля 2019 года