ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/20 от 09.06.2020 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Дело № 3а-3/2020

УИД 830S0000-01-2020-000005-38

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нарьян-Мар 9 июня 2020 г.

Суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Ляпуновой Д.В.,

с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Жиркова В.Г.,

представителя административного истца – общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» ФИО1, действующей на основании доверенности от 1 января 2020 года,

представителей административного ответчика – Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа ФИО2, действующего на основании распоряжения губернатора Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2018 г. № 207-рг/к, и ФИО3, действующей на основании доверенности от 16.04.2020 г. № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 9 июня 2020 года административное дело

по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» о признании приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. № 93 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром – 125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, взыскании судебных расходов,

установил:

Приказом Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. № 93 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром – 125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов, а также установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы в отношении деятельности по производству и передаче электрической энергии (мощности) Энергоцентра – 125 МВт общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа.

Данный приказ опубликован 27 декабря 2019 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http:/www.pravo.gov.ru) (номер опубликования 8301201912270001) и вступил в силу с 1 января 2020 года.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанного приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что предусмотренных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оснований для установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром – 125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, не имеется.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа ФИО2 и ФИО4 с заявленными требованиями не согласились, указав, что Энергоцентр – 125 МВт технологически не связан с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами, в связи с чем установление тарифов на электрическую энергию (мощность) является обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего оспариваемый приказ признать не соответствующим федеральному законодательству, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 40 указанного Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых данным Федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе устанавливать цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В частности, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в Ненецком автономном округе – Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа) в соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 3 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ, пунктом 3.1.2 Положения об Управлении по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17 августа 2012 г. № 233-п, отнесено государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ под ценовыми зонами оптового рынка понимаются территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка в порядке, установленном данным Федеральным законом и правилами оптового рынка.

Перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (Приложение № 1), при этом территория Ненецкого автономного округа отнесена к первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности, за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Буквальное толкование содержания указанного Перечня позволяет суду сделать вывод о том, что в ценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности может входить как полностью субъект Российской Федерации, так и часть территории субъекта Российской Федерации, в настоящем случае – Ненецкого автономного округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ под Единой энергетической системой России понимается электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России, а под технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами – энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем утвержден Приложением № 1 к Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854, при этом электроэнергетическая система Ненецкого автономного округа в данный перечень не входит, технологически с какой-либо из включенных в Перечень технологически изолированной электроэнергетической системой не связана.

Перечень территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, нормативными или иными правовыми актами не установлен.

При этом, исходя из буквального толкования указанных выше нормативных положений в их совокупности следует, что понятия «территория, технологически не связанная с Единой энергетической системой», «территория, технологически не связанная с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами» и «технологически изолированная электроэнергетическая система» по своей правовой природе не являются тождественными.

Таким образом, по смыслу указанных положений закона, часть территории Ненецкого автономного округа, которая технологически не связана с Единой энергетической системой России либо технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, не относится к территориям, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, и, соответственно, в силу положений абзаца четвертого пункта 3, абзаца второго пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на данной части территории округа, подлежат государственному регулированию уполномоченными органами государственной власти Ненецкого автономного округа.

Доводы административного истца о том, что Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа не вправе устанавливать цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям Энергоцентром – 125 МВт, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 энергосистема Архангельской области и Ненецкого автономного округа входит в Единую энергетическую систему России, указанных выводов не опровергают, поскольку согласно статье 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) подлежат установлению, если электрическая энергия (мощность) поставляется покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, к которым, в том числе, относятся территории субъекта Российской Федерации или часть территории субъекта Российской Федерации (в данном случае – Ненецкого автономного округа), технологически не связанные с Единой энергетической системой России.

Необходимость установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территориях, в том числе частях территорий субъектов Российской Федерации, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, также предусмотрена пунктами 78 – 78(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 29 мая 2019 г. № 686/19.

Согласно частям 1 и 2 статьи 62 КАС РФ, предусматривающим правила распределения бремени доказывания по административным делам, в том числе по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, а также подтверждать факты, на которые они ссылаются в качестве обоснования своих требований или возражений.

Не оспаривая вхождение энергосистемы Ненецкого автономного округа (совместно с энергосистемой Архангельской области) в объединенную энергосистему Северо-Запада и Единую энергетическую систему России, представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3 пояснили суду, что территория Южно-Хыльчуского нефтяного месторождения, на которой расположен Энергоцентр – 125 МВт, относится к территориям, технологически не связанным с Единой энергетической системой России, представив суду в качестве подтверждения данного обстоятельства постановление губернатора Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2019 г. № 32-пг «Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Ненецкого автономного округа на 2019 – 2023 годы» (с приложением схемы расположения объектов электроэнергетики в округе) (том 1 л.д. 188-208), письмо Ассоциации НП Совет рынка от 21 мая 2019 г. № СР-02/19-2216, письмо акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» от 26 июля 2019 г. № Г42-I-5-19-8386, письмо Федеральной антимонопольной службы России (том 2 л.д. 17-20, 24-25).

Суд находит данные доводы административного ответчика заслуживающими внимания, поскольку они подтверждены представленными суду доказательствами и соответствуют данным, имеющимся в Схеме и программе развития Единой энергетической системы России на 2019 – 2025 годы, утвержденных приказом Минэнерго от 28 февраля 2019 г. № 174 (раздел XI «Схема развития ЕЭС России», карта-схема размещения линий электропередачи, подстанций напряжением 220 кВ и выше и электростанций ОЭС Северо-Запада на 2019 - 2025 годы).

Данные схема и программа разработаны в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», принятого в целях реализации полномочий Правительства Российской Федерации, указанных в части 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ, и подтверждают, что электрические сети, являющиеся составной частью Единой энергетической системы, ВЛ-220 кВ «Харьяга-Северный Возей-Печора» на незначительное расстояние заходят на территорию Ненецкого автономного округа с территории Республики Коми и заканчиваются на ТП 220/35/6 «Харьяга» (об этой подстанции идет речь в письме акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» от 26 июля 2019 г. № Г42-I-5-19-8386).

В свою очередь, общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми», настаивая на том, что принадлежащие ему объекты электроэнергетики технологически связаны с Единой энергетической системой, сослалось на решение арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2019 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2019 года, вынесенные по делу № А05П-740/2018.

Вместе с тем, проанализировав содержание указанных судебных актов, а также иных доказательств по делу – договоров энергоснабжения от 25 ноября 2016 года № 16У3683//ЛСУ-534/16, от 30 декабря 2016 года № 16У3638//ЛСУ-529/16, заключенных между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», а также схемы электрических соединений объектов электроэнергетики, входящих в операционную зону Коми РДУ (прилагается к делу, в том числе в электронном виде), суд приходит к выводу о том, что данными судебными актами установлены обстоятельства, касающиеся эксплуатации иных объектов электроэнергетики ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (не Энергоцентра – 125 МВт), расположенных на нефтяных месторождениях в южной и юго-восточной частях Ненецкого автономного округа и относящихся к территориям, технологически связанным с Единой энергетической системой (Южно-Шапкинское, Пашшорское, Леккерское, Усинское, Тэдинское и Тобойское нефтяные месторождения, терминал ФИО5), в связи с чем преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют.

При этом суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что предусмотренных абзацем 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ условий (общий режим работы, единый технологический процесс производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления) для отнесения Энергоцентра – 125 МВт к объектам электроэнергетики, входящим в состав Единой энергетической системы России, не имеется.

Отсутствие технологических связей между Энергоцентром – 125 МВт и Единой энергетической системой России в судебном заседании также подтвердила представитель административного истца ФИО1

Оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядка опубликования, соблюдены и не оспариваются административным истцом. Также административный истец не ссылается на необоснованность установленной административным ответчиком величины тарифов или нарушение правил ценообразования при их установлении.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа представило суду доказательства законности принятого им нормативного правового акта, который в силу совокупности указанных выше обстоятельств не может быть признан несоответствующим федеральному законодательству.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ также не подлежат удовлетворению требования о взыскании с Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа в пользу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» судебные расходы в виде уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» о признании приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. № 93 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром – 125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - А.А. Лисицын

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2020 года