РешениеИменем Российской Федерации07 февраля 2013 года город ТамбовТамбовский областной суд в составе: председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
при секретаре Жидковой Е.Н.,
с участием заявителя Логинова А.В., представителя заявителя по доверенности Логиновой Е.А., представителя заинтересованного лица Тамбовской областной Думы Максимовой Г.М., представителя заинтересованного лица администрации Тамбовской области и Управления культуры и архивного дела Тамбовской области Толмачевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-3/2013 по заявлению Логинова Александра Васильевича о признании недействительными постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области» в части постановки на государственную охрану жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, и постановления Тамбовской областной Думы от 30 января 2004 года №725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" в части включения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Логинов Александр Васильевич является собственником жилого дома со встроенным нежилым помещением № 19 по ул. Советской, г. Кирсанова, Тамбовской области на основании договора купли-продажи от 19.06.2002 года, и земельного участка № 19, площадью 2790 кв. м, на котором расположен дом, на основании договора купли - продажи от 22.12.2003 года.
Государственная регистрация права собственности на дом произведена 29 октября 2002 года, на земельный участок – 30 марта 2004 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.10.2002 г. № 68 АА 104784, от 30.03.2004 г. № 68 АА 219194.
Постановлением администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области» во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 г. № 447-1 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» и с целью предотвращения их разрушения, уничтожения и последующего восстановления, на государственную охрану поставлен памятник истории и культуры области, согласно приложению № 2, одноэтажный кирпичный жилой дом № 19 XIX века по ул. Советской, города Кирсанова, Тамбовской области. Постановление вступило в силу с момента подписания, публикация не производилась.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» на основании материалов, внесенных главой администрации области, заключения комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства областной Думы, утвержден Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. В пункте 160 данного Перечня указан жилой дом по ул. Советской, 19, г. Кирсанова, Тамбовской области, как принятый на государственную охрану на основании Постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280.
Постановление Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» официально опубликовано в печатном издании газете «Тамбовская жизнь» от 11.02.2004 г., № 28-29 (22972-22973).
В данное постановление внесены изменения постановлениями Тамбовской областной Думы от 16.09.2005 г. № 1307, от 12.05.2006 г. № 136).
24 декабря 2012 года Логинов А.В. обратился в Тамбовский областной суд с заявлением о признании недействительным постановления Тамбовской областной Думы от 30 января 2004 года №725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" в части включения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
В обосновании заявления он указал, что в декабре 2012 года ему стало известно об утверждении Постановлением Тамбовской областной Думы 30 января 2004 года №725 Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Согласно пункту 160 данного перечня жилой дом № 19 по улице Советской города Кирсанова является объектом культурного наследия регионального значения, что, по мнению заявителя, не соответствует действительности, так как данный жилой дом не представляет культурной ценности, что подтверждается отсутствием положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Кроме того, Логинов А.В. считает, что в отношении указанного жилого дома не соблюдена процедура включения в реестр объектов культурного наследия, предусмотренная пунктами 17, 19 Федерального закона «Об объектах культурного наследия».
При таких обстоятельствах постановлением Тамбовской областной Думы № 725 на него незаконно возлагаются охранные обязательства по содержанию, сохранению и использованию данного жилого дома, как объекта культурного наследия регионального значения.
В судебном заседании 23 января 2013 года от Логинова А.В. поступило дополнительное заявление о признании недействительным постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области» в части принятия на государственную охрану жилого дома № 19 по улице Советской г. Кирсанова.
В заявлении Логинов А.В. указал, что постановление администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 принято с нарушением пунктов 12 и 17 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г:
без проведения экспертизы; без описания в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность выявленного объекта – жилого дома № 19 по ул. Советской. г. Кирсанова; без составления паспорта на данный объект, а также на комплекс застройки улицы Советской в целом; без составления историко-архитектурного опорного плана. По мнению заявителя, данное постановление является недействительным.
В судебном заседании Логинов А.В. заявление поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что приобрел жилой дом, расположенный по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, в собственность по договору купли-продажи от 19.06.2002 г., в 2003 году выкупил земельный участок, на котором расположен жилой дом, зарегистрировал свое права собственности.
О том, что дом включен в перечень объектов культурного наследия, он узнал только в декабре 2012 года, после предъявления к нему иска прокурором г. Кирсанова о возложении обязанности заключить охранное обязательство на объект культурного наследия. По мнению Логинова А.В., это является не законным, так как жилой дом не представляет собой исторической ценности. Просил удовлетворить его заявление.
В судебном заседании представитель заявителя Логинова А.В. по доверенности Логинова Е.А. поддержала заявление своего доверителя.
Пояснила суду, что указанный жилой дом не представляет какой-либо культурно-исторической ценности.
Как при включении жилого дома № 19 по ул. Советской г. Кирсанова в Списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, и принятии на государственную охрану на основании постановления от 10.08.1993 г. № 280, так и при включении дома в Перечень объектов культурного наследия в 2004 году, была нарушена процедура, предусмотренная Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г., и Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» от 25.06.2002 г.: не проведена государственная историко-культурная экспертиза объекта, не составлен паспорт.
Представленную Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области рецензию от 02 ноября 1992 года нельзя считать заключением эксперта.
Список вновь выявленных памятников архитектуры и градостроительства от 22.10.1992 г. по форме не соответствует Приложению № 2 Инструкции от 13.05.1986 г.: не указаны датировка, автор памятника, пользователь или собственник, заключение эксперта. Не составлен проект государственных Списков, как это предусмотрено пунктом 22 Инструкции.
До настоящего времени нет паспорта на данный объект.
При оформлении договора купли-продажи Логинова А.В. никто не предупреждал о том, что данный дом является памятником, охранное обязательно не выдавалось. Предыдущие собственники также ничего об этом не знали.
Просила удовлетворить заявление Логинова А.В. о признании недействительными постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области», в части принятия на государственную охрану жилого дома № 19 по улице Советской г. Кирсанова, и постановления Тамбовской областной Думы № 725 от 30.01.2004 г., в части включения данного дома в Перечень объектов культурного наследия регионального значения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Тамбовской областной Думы Максимова Г.М. просила отказать в удовлетворении заявления. В обоснование возражений пояснила суду, что жилой дом № 19, XIX века постройки, по ул. Советской, города Кирсанова, Тамбовской области, был признан памятником истории и культуры местного значения и поставлен на государственную охрану в 1993 году.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 г. № 447-1 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» была запрещена приватизация указанных объектов культурного наследия. Местным Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам предписывалось, до принятия нового законодательства об охране и использовании комплекса историко-культурного и природного наследия, принять меры с целью предотвращения их разрушения и уничтожения по их выяснению и охране.
Указанный жилой дом получил статус объекта культурного наследия и принят на государственную охрану в результате принятия администрацией Тамбовской области постановления № 280 от 10 августа 1993 года.
В соответствии со статьей 9.2 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно статье 64 указанного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, Перечень объектов культурного наследия регионального значения, утвержденный Постановлением Тамбовской областной Думы № 725, является основанием для включения указанных в нем объектов в реестр в порядке, установленном статьей 64 Федерального Закона № 73-ФЗ. Указанный перечень не является реестром.
Данное постановление лишь упорядочило объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся на территории Тамбовской области, которые ранее были выявлены и приняты на государственную охрану, и придало им статус регионального значения, путем создания единого перечня. Жилой дом № 19, XIX века постройки, по ул. Советской, города Кирсанова, Тамбовской области, был включен в указанный перечень на законных основаниях, как ранее выявленный объект.
Установленная законом процедура принятия и опубликования постановления Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» соблюдена полностью.
Постановление принято в пределах полномочий Тамбовской областной Думы и официально опубликовано в официальном печатном издании газете «Тамбовская жизнь» от 11.02.2004 г., № 28 (22972-22973).
Постановление администрации Тамбовской области от 10.08.1993 г. № 280 также принято в пределах компетенции, с соблюдением процедуры, вступило в законную силу с момента подписания. На момент его принятия, законом не предусматривалась обязательная публикация данного нормативного акта.
Согласно законодательству об охране памятников истории, действовавшему на момент принятия данного постановления, на исполнительные комитеты областных Советов народных депутатов были возложены функции по отнесению объектов недвижимости к категории памятников местного значения.
В связи с конституционной реформой и реформой органов местного самоуправления на основании Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75 исполнительно-распорядительные функции государственного управления от исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов перешли к главам администраций с момента назначения их на должности.
В Тамбовской области глава администрации был назначен Указом Президента РСФСР от 11.12.1991 г. № 267 и приступил к исполнению своих обязанностей 16.12.1991 года. С 16 декабря 1991 года на территории Тамбовской области прекращены полномочия исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов.
Таким образом, постановление администрации Тамбовской области 10.08.1993 г. № 280 было принято в пределах полномочий.
Дальнейшее объявление данного объекта недвижимости памятником культуры местного значения Тамбовским областным Советом народных депутатов не состоялось, из-за отсутствия кворума и массового сложения полномочий депутатов. 22 октября 1992 года Тамбовский областной Совет народных депутатов прекратил свою деятельность, все полномочия Совета перешли к администрации Тамбовской области.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц администрации Тамбовской области и Управления культуры и архивного дела Тамбовской области Толмачева Н.М., действующая по доверенности, просила отказать Логинову А.В. в удовлетворении заявления.
Представитель пояснила суду, что на момент присвоения жилому дому № 19, расположенному по ул. Советской г. Кирсанова, статуса недвижимого памятника истории и культуры, действовали Закон РСФСР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 года и Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203.
Предусмотренная данными нормативными актами процедура по выявлению, государственному учету и принятию на государственную охрану объекта культурного наследия – жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г.Кирсанов, Тамбовская область, была соблюдена полностью.
Необходимые документы (списки и альбомы фотографий) Управлением культуры Тамбовской области были направлены в Министерство культуры и туризма Российской Федерации для согласования. Отдел охраны объектов культурного наследия данного Министерства привлек специалиста – научного сотрудника РИИ Колесникову В.И. для дачи заключения. Заключение эксперта в виде рецензии было получено Министерством культуры и туризма Российской Федерации в установленном порядке. Описание памятника содержится в фотоальбоме и в учетной карточке.
Как было установлено в ходе проверки, паспорт на данный памятник составлялся, но был утерян в результате неоднократной реорганизации государственных органов по охране памятников Тамбовской области.
С учетом заключения и рекомендаций Министерства культуры и туризма Российской Федерации от 10.11.1992 года было принято постановление администрации Тамбовской области № 280 от 10.08.1993 года, жилой дом был принят на государственную охрану, как памятник истории и культуры области. Историческая ценность данного объекта состоит в том, что он представляет собой образец архитектуры, характеризующий застройку г. Кирсанова XIX века, описание объекта содержится в учетной карточке, в альбоме фотографий г. Кирсанова.
На момент выявления памятника необходимая экспертиза была проведена. Для решения вопроса о принятии данного объекта на государственную охрану привлекались специалисты Тамбовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, что отражено в справке к постановлению.
Некоторое несоответствие Списка вновь выявленных объектов памятников истории и культуры требованию Приложения № 2 к Инструкции, не может свидетельствовать о том, что памятник незаконно принят на государственную охрану.
Уведомление собственника объекта культурного наследия о проведении такой процедуры нормами закона на тот момент не предусматривалось.
Толмачева Н.М. пояснила суду, что ссылка заявителя на Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия» от 25 июня 2002 года не состоятельна ввиду того, что данный нормативно-правовой акт не действовал на момент принятия Постановления администрации Тамбовской области № 280 от 10 августа 1993 года, предусмотренная данным законом процедура применяться не могла.
На момент принятия обжалуемого постановления Думы № 725 от 30.01.2004 г. жилой дом № 19 по ул. Советской г. Кирсанова не относился к вновь выявленным объектом культурного наследия регионального значения. Соблюдения процедуры, предусмотренной данным законом, в виде проведения государственной историко-культурной экспертизы не требовалось. Проведение экспертизы необходимо только для включения в реестр вновь выявленных памятников, либо для исключения из реестра уже включенных памятников.
Процедура исключения памятника из реестра прописана в законе.
Постановление Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» было принято в целях систематизации уже выявленных памятников, и для выполнения требований пункта 3 статьи 64 Федерального Закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так как памятники истории и культуры регионального значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" подлежали включению в реестр.
Паспорт на объект культурного наследия, включенный в реестр, выдается по требованию собственника объекта в установленный законом срок. В настоящее время законодательством предусмотрена новая форма паспорта. Логинов А.В. за получением паспорта не обращался. Паспорт в настоящее время составляется.
Заключение охранного обязательства согласно ч. 5 ст. 48 ФЗ «Об охране объектов культурного наследия» является обязательным условием передачи объекта в собственность, и собственник берет на себя обязательства по содержанию памятника.
В настоящее время процедура регистрации данного объекта в реестре не произведена, ему не присвоен соответствующий регистрационный номер, но индекс топологической принадлежности 3.4-68.20 присвоен. Для регистрации в реестре требуется предоставление дополнительных документов, однако, данный объект считается включенным в реестр, как находящийся на государственной охране.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора Лесняк Е.Н., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление Логинова А.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оспариваемые заявителем нормативные акты не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ул. Советская 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры и градостроительства жилой застройки ХIX века г. Кирсанова, постановлением администрации Тамбовской области № 280 от 10 августа 1993 года.
На момент принятия вышеназванного постановления действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Статьей 17 данного Закона РСФСР (в редакции, действовавшей на день принятия постановления администрации Тамбовской области №280) предусматривалось, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения.
В силу статьи 18 указанного Закона РСФСР отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производится Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР .
Согласно статье 16 данного Закона РСФСР памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету.
В связи с конституционной реформой и реформой органов местного самоуправления на основании пункта 4 Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75 (в редакции Указа Президента РСФСР от 30.09.1991 г. № 134) исполнительно-распорядительные функции государственного управления от исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов перешли к главам администраций с момента назначения их на должности.
С момента назначения на должность главы администрации считаются прекращенными полномочия исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Глава администрации является правопреемником соответствующего исполнительного комитета Совета народных депутатов.
В Тамбовской области глава администрации области назначен Указом Президента РСФСР от 11.12.1991 г. № 267 и приступил к исполнению своих обязанностей 16.12.1991 года. С 16 декабря 1991 года на территории Тамбовской области прекращены полномочия исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов.
Данные обстоятельства подтверждаются копией постановления главы администрации Тамбовской области от 16 декабря 1991 г. № 1.
Таким образом, решение вопроса об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения на 10 августа 1993 года, входило в компетенцию администрации Тамбовской области.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 N865 утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.
На основании указанного Положения приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 N203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.
В силу пункта 9 Инструкции государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
В соответствии с пунктом 12 раздела II Инструкции при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.
"Список вновь выявленных объектов" содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
Суду представлены копии Списка вновь выявленных памятников архитектуры и градостроительства, согласованных для принятия на государственную охрану, как памятники местного значения № 9-2 от 22.10.1992 года; альбом фотоиллюстраций и описаний памятников (вновь выявленных) архитектуры и градостроительства г. Кирсанова, выполненных в конце 1991 г. - начале 1992 г.; учетные карточки от 25 августа 1993 г., от 22 июля 2006 г. с описанием памятника архитектуры местного значения жилого дома XIX века, расположенного по адресу: ул. Советская 19, г.Кирсанов.
Из представленной суду копии указанного списка видно, что в нем под номером 6 значится жилой дом, расположенный по адресу: ул. Советская 19, г.Кирсанов.
Как установлено судом и подтверждается копией письма Министерства культуры РСФСР от 09 марта 1992 года № 14-22 – ус отдел учета, реставрации и использования памятников истории и культуры рассмотрел представленную документацию на вновь выявленные памятники Тамбовской области и полагал целесообразным принять их на государственную охрану, как памятники местного значения, просил внести список на рассмотрение администрации Тамбовской области.
В ноябре 1992 года Министерство культуры и туризма Российской Федерации вновь рассмотрело проект Списков. Для анализа представленных документов был привлечен специалист РИИ Колесниковой В.И., которая выступала в качестве эксперта.
Научным сотрудником РИИ Колесниковой В.И., по поручению отдела охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, был изучен данный список, альбомы фотографий с описанием вновь выявленных памятников архитектуры, даны дополнительные рекомендации, что подтверждается копией рецензии Колесниковой В.И. от 2 ноября 1992 года.
Данная рецензия и являлась на тот момент заключением экспертизы, так как иного порядка проведения экспертизы законодательством не предусматривалось.
Данного заключения было достаточно для включения в список памятников Тамбовской области местного значения объектов, указанных в списке.
После изучения представленных документов Министерство культуры и туризма Российской Федерации поручило Департаменту культуры и искусства Тамбовской области внести список выявленных памятников истории и культуры Тамбовской области местного значения для принятия на государственную охрану на утверждение Тамбовского областного Совета народных Депутатов, что подтверждается копией письма от 10 ноября 1992 года № 14-22/уз.
В силу пункта 15 раздела II Инструкции на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка , содержащая сведения о местонахождении, датировка, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличие научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.
Из пояснений представителя Управления культуры и архивного дела Тамбовской области Толмачевой Н.М. и представленных суду учетных карточек от 25 августа 1993 года, от 22.07.2006 года, следует, что они были составлены в соответствии с требованиями Инструкции, имеют описание объекта, отметку о составлении паспорта, состоянии объекта, месте его нахождения, категории охраны, типологической принадлежности.
В соответствии с пунктом 16 раздела II Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ
Представитель заинтересованного лица Управления культуры и архивного дела Тамбовской области Толмачевой Н.М. пояснила, что паспорт на объект культурного наследия – жилой дом, расположенный по адресу: ул. Совесткая,19, г.Кирсанов составлялся, но был утерян при реорганизации органов государственной охраны памятников Тамбовской области.
В настоящее время на памятник составляется новый паспорт, в соответствии с требованиями Федерального Закона № 73-ФЗ и может быть выдан после обращения собственника.
Однако, утрата паспорта на памятник архитектуры и градостроительства не свидетельствует о несоблюдении процедуры постановки на учет данного памятника культурного наследия.
Информация, подлежащая включению в паспорт на недвижимый памятник (форма и содержание которого приведены в приложении №4 к Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры), содержится в представленных суду учетных карточках на памятник, Списке вновь выявленных памятников архитектуры и градостроительства, согласованных для принятия на государственную охрану, как памятники местного значения № 9-2 от 22.10.1992 года, альбоме фотоиллюстраций и описаний памятников (вновь выявленных) архитектуры и градостроительства г. Кирсанова, выполненных в конце 1991 г. - начале 1992 г.
Судом проверены доводы заявителя о несоответствии Списка вновь выявленных памятников архитектуры и градостроительства, согласованных для принятия на государственную охрану, как памятники местного значения Тамбовской области № 9-2 от 22.10.1992 года требованиям приложения № 2 к Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.
Отдельные несоответствия указанного Списка требованиям приложения суд не может признать основанием для признания недействительным постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 г. № 280, так как основная необходимая информация об объекте – жилом доме № 19 по улице Советской г. Кирсанова содержится, как в данных Списках, так и в исследованных судом документах.
Компетентность лица подписавшего данный Список – начальника Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Тамбовской области Котовой Г.К. проверена судом и подтверждается справкой Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 06.02.2012 г., копией решения Тамбовского облисполкома от 24.10.1990 г. № 248 «О реорганизации производственной группы по охране и эксплуатации памятников истории и культуры при управлении культуры облисполкома», копиями приказов Управления культуры Тамбовского облисполкома от 07.12.1990 г. № 449, от 23.04.1984 г. № 56, от 10.01.1991 г. № 11- к, копией приказа Управления культуры администрации Тамбовской области от 26.09.1995 г. № 116-к, копией Положения о Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Тамбовской области.
Указанные доказательства также свидетельствуют о том, что к подготовке обжалуемого постановления привлекались специалисты Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Тамбовской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении органом исполнительной власти Тамбовской области – администрацией Тамбовской области при постановке на государственную охрану жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская 19, г. Кирсанов, в качестве памятника истории и архитектуры местного значения, норм действовавшего на тот момент законодательства - Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 N203.
Данное постановление было принято в соответствии с компетенцией уполномоченным органом – администрацией Тамбовской области.
Пункт4 статьи40 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5 марта 1992года (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления) предписывал, что акты краевой, областной администрации вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте.
Таким образом, постановление администрации Тамбовской области №280 вступило в законную силу 10 августа 1993 года, его публикация в тот период законодательством не предусматривалась.
Не выполнение департаментом культуры и искусств Тамбовской области рекомендаций отдела охраны культурного наследия Министерства культуры и туризма Российской Федерации, содержащихся в письме от 10 ноября 1992 года № 14-22/уз, о внесении Списка вновь выявленных памятников на утверждение Тамбовского областного Совета народных депутатов, не может служить основанием для признания данного нормативного акта недействительным, поскольку было вызвано объективными причинами.
В период с 01 ноября 1991 года по 1996 год на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 01 ноября 1991 года «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», Указами Президента РФ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», от 09.10.1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» проводилась конституционная реформа, реформа представительных органов власти и органов местного самоуправления.
На территории Тамбовской области в качестве исполнительного органа государственной власти с 16 декабря 1991 года действовал глава администрации Тамбовской области.
Из-за отсутствия кворума, в виду массового сложения полномочий депутатами Тамбовского областного Совета народных депутатов, с 22 октября 1993 года на территории Тамбовской области была прекращена деятельность Тамбовского областного Совета народных депутатов. До начала работы нового органа представительной власти выполнение функций Тамбовского областного Совета народных депутатов перешло к администрации Тамбовской области.
Данные обстоятельства подтверждаются копией постановления администрации Тамбовской области от 22.10.1993 г. № 382.
Следовательно, вопрос принятия на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения, в указанный период был решен администрацией Тамбовской области в пределах своей компетенции.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи9.2 данного Федерального закона принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, сохранение, использование и популяризация, а также государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом «б» части 4 статьи 54 Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации от 30 ноября 1994 года (в редакции, действующей на момент принятия постановления) предусмотрено, что Областная Дума принимает постановления об объявлении находящихся на территории области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми государством памятниками истории, природы и культуры, установлении в соответствии с федеральным законодательством порядка охраны объектов природного и культурного наследия на территории области.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30 января 2004 года № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» утвержден Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения», в который включен памятник архитектуры местного значения – жилой дом № 19 по ул. Советской г. Кирсанова, Тамбовской области, со ссылкой на постановление администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области».
На момент принятия обжалуемого постановления в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Жилой дом № 19 по улице Советской, г. Кирсанова, Тамбовской области, принят на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 г., как памятник истории культуры местного значения с 10.08.1993 г.
Постановлением Тамбовской областной Думы №725 утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения не как вновь выявленных объектов, а объектов, которым статус памятника истории и культуры местного значения был установлен на основании Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Таким образом, оспариваемые заявителем положения Постановления Тамбовской областной Думы от 10 января 2004 года № 725 не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд считает не состоятельными доводы заявителя о несоблюдении процедуры включения в реестр объекта культурного наследия, предусмотренной статьями 17, 19 Федерального закона «Об объектах культурного наследия», так как судом установлено, что на момент постановки на государственную охрану жилого дома, расположенного по адресу: ул.Советская 19, г.Кирсанов, данный Федеральный закон еще принят не был.
Следовательно, установленная названным Федеральным законом процедура предусмотрена для вновь выявленных памятников истории и культуры, для ранее выявленных объектов ее соблюдение не требуется.
Что подтверждается сообщением Министерства культуры РФ от 05.02.2013 г. №326-10-05.
В силу части 6 статьи 55 Устава постановления областной Думы вступают в силу со дня их официального опубликования или в сроки, указанные в самих постановлениях, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Как установлено судом, Постановление Тамбовской областной Думы №725 от 30 января 2004 года было опубликовано в официальном печатном издании газете «Тамбовская жизнь» от 11.02.2004 г., № 28 (22972-22973).
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок принятия и опубликования вышеуказанного постановления в соответствии с нормами закона соблюден.
Поскольку оспариваемым нормативным актом уполномоченным органом осуществлена только систематизация ранее выявленных объектов культурного наследия регионального значения, указанный акт принят и опубликован в соответствии с нормами закона, суд приходит к выводу, что данным актом не нарушены законные права и интересы Логинова А.В. Данный нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении настоящего дела не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что жилой дом не представляет собой культурной ценности.
Согласно части 1 статьи 3 Федеральный закон от 25 июня 2002года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, памятниками истории и культуры народов Российской Федерации, охраняемыми законом на территории Российской Федерации, признаются, в том числе возникшие в результате исторических событий объекты материальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения архитектуры.
Статья4 данного Федерального закона разделяет объекты культурного наследия на категории в зависимости от значения таких объектов. По данному критерию различаются объекты федерального, регионального и местного значения.
Из учетных карточек на данный памятник, представленных суду, следует, что памятнику – жилому дому № 19 по ул. Советской г. Кирсанова, присвоен соответствующий индекс топологической принадлежности 3.4-68.20, как памятнику градостроительства и архитектуры.
В описании объекта указано, что это одноэтажное, кирпичное на подвале здание. По главному фасаду семь осей оконных проемов. Прямоугольные оконные проемы с лучковым очертанием не обрамлены наличниками, но в верхней части окна помещен замковый камень. Фасад здания выделен пилястрами. Фасад завершает широкий профильный карниз, над которым располагается прямоугольный, с лучковым завершением аттик.
Данное описание памятника, с приложением трех фотографий, содержится в томе 1 Альбома фотоиллюстраций и описаний памятников (вновь выявленных) архитектуры и градостроительства XIX века г. Кирсанова, выполненных по заказу научно-производственного центра охраны памятников истории и культуры департамента культуры и искусства администрации Тамбовской области в конце 1991 г. - начале 1992 г. фотографом Бурдаковым И.Н. и специалистом Панковым А.А.
Как пояснил суду представитель Управления культуры и архивного дела Тамбовской области данный объект культурного наследия характеризует историческую застройку г. Кирсанова XIX века.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что принадлежащий заявителю жилой дом обладает историко-архитектурной ценностью, как объект культурного наследия регионального значения.
Защита прав заявителя, как собственника жилого дома, не поставленного в известность о наличии статуса памятника истории и архитектуры у названного объекта при приобретении его в собственность, подлежит защите в другом, в том числе судебном порядке о состоятельности договора в части существенных характеристик предмета договора.
Иное означало бы нарушение принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 и п. 2 статьи 23 Федерального Закона от 25 июня 2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
В рамках данного дела вопрос об исключении объекта культурного наследия регионального значения – жилого дома № 19 по улице Советской г. Кирсанова, Тамбовской области, рассмотрен быть не может.
В предварительном судебном заседании Логиновым А.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срок на подачу заявления о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части, при этом заявитель ссылается на статью 256 ГПК РФ.
Однако данное дело рассматривается в порядке главы 24 ГПК РФ. Нормами гражданского процессуального законодательства не предусмотрен процессуальный срок для подачи такого рода заявлений. Следовательно, срок на подачу заявления в суд об оспаривании данных нормативных актов заявителем не пропущен.
В силу части 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом не установлено оснований, указанных в законе, для признания недействительными обжалуемых нормативных правовых актов Тамбовской области.
При таких обстоятельствах заявление Логинова А.В. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Логинова Александра Васильевича о признании недействительными постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 года № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры области» в части постановки на государственную охрану жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, и постановления Тамбовской областной Думы от 30 января 2004 года №725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" недействительным в части включения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Советская, 19, г. Кирсанов, Тамбовская область, в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Тамбовский областной суд.
Судья Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Судья Л.Э. Мороз
Копия верна: судья Л.Э.Мороз