ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/2014 от 06.02.2014 Самарского областного суда (Самарская область)

             Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     06 февраля 2014 года                Самарский областной суд

 в составе:

 председательствующего        Шабаевой Е.И.,

 при секретаре            Козик С.В.,

 с участием прокурора        Романовой В.Ю.,

 рассмотрев гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

         У С Т А Н О В И Л :

 Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.2 (в части) Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 года №141. В своем заявлении прокурор ссылается на противоречие регионального нормативного акта нормам Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 Представители заинтересованного лица – Правительства Самарской области считают, что утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не является государственной услугой. В связи с данным обстоятельством, отношения, возникающие при утверждении названных проектов не регулируются нормами Федерального закона № 210-ФЗ, поэтому просят в удовлетворении требований прокурору отказать.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

 Согласно ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

 Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 Согласно ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

     В пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 года № 141 утвержден «Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

     Постановление Правительства Самарской области опубликовано в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 144(27091) от 24.04.2010 года.

     Данный Порядок в соответствии с п.1.1 регламентирует процедуру рассмотрения, согласования и утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории Самарской области и используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также процедуру установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

     В соответствии с п.2.1 Порядка для утверждения проекта округа санитарной охраны водного объекта и зоны санитарной охраны водного объекта юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками водозабора или эксплуатирующим водозабор лицом, подают в соответствующее Министерство письменное заявление о принятии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта на согласование и утверждение.

 В силу п.2.2 к данному заявлению прилагаются следующие документы:

 соответствующий проект ОСО (ЗСО) водного объекта в печатном (подлинник) и электронном виде (в двух экземплярах);

 (абз.3) заверенная Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копия санитарно-эпидемиологического заключения и экспертное заключение о соответствии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта санитарным требованиям, выданное экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке;

 (абз.4) копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе;

 (абз.5) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления;

 (абз.6) копия лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод);

 (абз.7) заключение Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта;

 (абз.8) копия лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения;

 (абз.9) правоустанавливающие документы на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта либо предварительное согласование с землепользователем возможности выделения земельного участка в установленном законодательством порядке.

 Заявитель вправе дополнительно представить иные документы, содержащие, по его мнению, сведения, являющиеся существенными для утверждения проекта ОСО (ЗСО) водного объекта.

 Прокурором оспариваются названный п.2.2 в части обязания представления заявителем документов, указанных: в абзаце 3 – в части обязания представления заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копия санитарно-эпидемиологического заключения; в абзацах 4; 5; 6; 7; 8; в абзаце 9 – в части обязания представления правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта. При этом прокурор ссылается на противоречие пункта 2.2 в указанной части ст.7 Федерального закона 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 Суд считает доводы прокурора обоснованными, поскольку после вступления в силу положений п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» оспариваемый прокурором (в части) «Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» вступил в противоречие со ст.7 названного Федерального закона.

 Так, в силу ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов.

 К указанным в ч.6 ст.7 Федерального закона № 210-ФЗ документам, которые должны представляться заявителем, документы, перечисленные в п.2.2 Порядка, в той части, которая оспаривается прокурором, не относятся.

 По смыслу ст.ст.2 и 7, 7.1 Федерального закона № 210-ФЗ в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Названный Закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.

 Таким образом, является противоречащим федеральному законодательству установленные в оспариваемом п.2.2 Порядка требования к заявителю о предоставлении: заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копии санитарно-эпидемиологического заключения; копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); копии лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод); заключения Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта; копии лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения; правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта.

 Поскольку перечисленные документы находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг, они могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

 В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 года № 775, выдача санитарно-эпидемиологических заключений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами является государственной услугой. В связи с чем, получение санитарно-эпидемиологического заключения возможно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

 Кроме того, отношения, складывающиеся в процессе утверждения проектов зон санитарной охраны, урегулированы вышеперечисленными нормами Водного кодекса РФ и положениями Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми для утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, необходимо лишь наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Необходимость предоставления других документов именно для утверждения проекта, в т.ч. поименованных в оспариваемом п.п.2 регионального Порядка, Федеральный закон не устанавливает.

 Доводы представителя Правительства Самарской области о том, что утверждение зон санитарной охраны не является государственной услугой, основаны на неправильном толковании норм права. Под государственной услугой согласно п.1 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, соответственно на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

 Из материалов дела усматривается, что в адрес органов исполнительной власти Самарской области направлялся протест межрегиональным природоохранным прокурором о приведении оспариваемого пункта в соответствие с требованиями федерального законодательства, однако данный протест был отклонен.

 На основании изложенного, в соответствии со ст.253 ГПК РФ имеются основания для признания в оспариваемой части нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

              Р Е Ш И Л :

     Требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.   

 Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 3 – 9 в части требований по представлению заявителем: заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копии санитарно-эпидемиологического заключения; копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); копии лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод); заключения Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта; копии лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения; правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта, пункта 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 года №141.

     Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

     Председательствующий:

 04.06.2014 г. апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решение Самарского областного суда от 06.02.2014 г. вступило в законную силу.