ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/2014 от 18.02.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Р Е Ш Е Н И Е    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Кызыл 18 февраля 2014 года

 Верховный Суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего Канзая А.А.

 при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва»,

 с участием С., представителя заявителя К., представителя Главы Республики Тыва М., представителя Правительства Республики Тыва М.

 У С Т А Н О В И Л :

 Главой - Председателем Правительства Республики Тыва 04.05.2012 года издан Указ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» № 145.

 Во исполнение данного указа Правительством Республики Тыва 18.09.2012 года принято постановление «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» № 511.

 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 опубликован в газете "Тувинская правда" N 48 12.05.2012 года.

 Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 опубликовано в газете "Тувинская правда" N 34 20.09.2012 года.

 С. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва».

 В обоснование своего заявления указала, что с ** занимала государственную должность Республики Тыва - **.

 Указанные правовые акты по её мнению противоречат федеральному законодательству и законам республики по следующим основаниям.

 Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 по сравнению с ранее действовавшим Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 в 5 раз увеличен стаж, необходимый для получения доплаты к пенсии по старости для лиц замещавших государственные должности Республики Тыва.

 Доплата в размере ** может быть назначена только при наличии стажа от ** до ** лет, тогда как по федеральному законодательству и законодательству Республики Тыва этот стаж исчисляется от одного года до 3 лет.

 Доплата в размере в размере ** при стаже свыше ** лет, тогда как по федеральному законодательству и законодательству Республики Тыва этот стаж должен быть более ** лет.

 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 №145, ущемляющий её права на получение доплаты к пенсии, принят в условиях стабильного роста доходов республиканского бюджета и в пользу концентрации средств на строительство детских дошкольных учреждений, которые не относятся к публичным правовым обязательствам бюджета.

 Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 №145 введены новые требования к получателям доплат, которые не предусмотрены федеральными и республиканскими законами и Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 № 854, именно: государственный служащий должен иметь государственные награды для получения доплат к пенсии.

 При этом п.4 данного Указа установлено, что выплата доплаты к трудовой пенсии приостанавливается при поступлении на регулярную оплачиваемую работу на предприятия, в организации и учреждения независимо от их организационно - правовой формы.

 В обжалуемом Указе имеются положения, содержащие признаки коррупционного характера. Так, п.9 устанавливает, что Правительство Республики Тыва за особые заслуги и многолетний, добросовестный труд устанавливает доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, имеющим стаж менее, установленного пунктами 1 и 2 данного Указа. Это противоречит Федеральному закону по противодействию коррупции.

 В целях реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 Правительством Республики Тыва было принято постановление от 18.09.2012 г. № 511 (ред. от 07.08.2013) "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", которым было утверждено положение «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва».

 При наличии закона Республики Тыва от 21.04.2006 г. № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва», исполнительная власть Республики Тыва воспользовалась неограниченной свободой усмотрения и произвольно отказалась от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению мне доплаты к пенсии по старости.

 В судебном заседании С. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

 В судебном заседании представитель Главы Республики Тыва М. с заявлением не согласился.

 В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва Серёдкин М.В. с заявлением не согласился.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В силу статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

 Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 3 и пп. "б" пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

 Вышеназванный Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части I статьи 52).

 Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

 Поскольку, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, занимавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, федеральным законодателем возложено на субъекты Российской Федерации, то до принятия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять соответствующее законодательное регулирование - определять порядок установления и выплаты пенсий лицам, занимавшим государственные должности субъекта Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 467 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР" утвержден Перечень должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим указанные должности, установлен размер ежемесячной доплаты и порядок выплаты. Данным Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

 Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» определены основания, порядок назначения и оплаты ежемесячной доплаты к назначенной трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Тыва.

 Из правового анализа указанных положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем правовые акты органов власти республики приняты в пределах имеющейся у них компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречат.

 Несостоятельны доводы заявителя о несоответствии принятых правовых актов Закону Республики Тыва от 21.04.2006 г. № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва».

 В соответствии со ст. 2 названного закона республики, предметом регулирования настоящего закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Республики Тыва, ее прохождением и прекращением, а также вопросы организации государственной гражданской службы Республики Тыва.

 Согласно п. 1 ст. 3 данного закона, Государственная гражданская служба Республики Тыва (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также - граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики Тыва (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Тыва, лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва.

 Пунктом 1 статьи 7 закона республики предусмотрено, что должности государственной гражданской службы Республики Тыва в государственных органах Республики Тыва, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы Республики Тыва.

 С. занимала государственную должность Республики Тыва - министра экономики - члена Правительства Республики Тыва, поэтому положения Закона Республики Тыва от 21.04.2006 г. № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» не могут быть к ней применимы.

 Согласно п. 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 г. № 1739 ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

 Оспариваемые нормативно-правовые акты республики данной норме не противоречат, поскольку доплату к государственной пенсии государственных служащих не отменяют.

 Доводы заявителя о несоответствии пункта 9 оспариваемого указа Федеральному закону «О противодействии коррупции», также являются необоснованными.

 Пункт 9 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 устанавливает, что Правительство Республики Тыва за особые заслуги и многолетний, добросовестный труд устанавливает доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, имеющим стаж менее, установленного пунктами 1 и 2 данного Указа.

 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25декабря2008 N273-ФЗ таких ограничений не содержит.

 Правильность применения оспариваемых нормативно-правовых актов республики при выплате С. доплаты к пенсии по старости для лиц замещавших государственные должности Республики Тыва, предметом рассмотрения по настоящему делу не является и может быть проверена при рассмотрении в порядке искового производства.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке через Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления решение в окончательной форме – 23 февраля 2014 года.

 Судья А.А.Канзай