ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-3/2015 от 03.04.2015 Курского областного суда (Курская область)

3-03\2015

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

03 апреля 2015 года

Курский областной суд в составе

председательствующего судьи Клевцовой Г.П.,

при секретаре Сидоровой А.В.,

с участием представителя заявителей ФИО1 и ФИО2 по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГФИО7,

представителя Губернатора Курской области ФИО8, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 и ФИО2 в лице своего представителя по доверенностям ФИО7, обратились в суд заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка, имеющего кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. метров, принадлежащего им на праве общедолевой собственности ( по 1\2 доле каждой) на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и расположенного по адресу : <адрес>. Свои требования заявители мотивировали тем, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет 231788800 рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость и ведет к нарушению их прав. Рыночная стоимость составляет 29720000 рублей, определена отчетом «Об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Оценка и финансовые консультации» и подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ эксперта Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Существенное превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над его рыночной стоимостью нарушает права заявителей на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенностям ФИО7 поддержала заявленное требование, дополнительно указав, что для всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимы специальные знания с целью определения рыночной стоимости земельного участка.

Представитель Губернатора Курской области по доверенности ФИО8, возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что суд должен дать оценку отчета об оценке земельного участка и его соответствия действующему законодательству Российской Федерации об оценке. В данном случае отчет не является надлежащим доказательством подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка и поэтому для определения рыночной стоимости объекта недвижимости требуются специальные знания по оценочной деятельности.

Представители филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области ФИО9, Комитета по управлению имуществом Курской области ФИО10 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, заявленное требование не признали, указав, что права и свободы заявителей не нарушаются.

Заявители ФИО1, ФИО2, представители администрации города Курска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в судебное заседание, о котором своевременно извещены, не явились. Заявители, представитель администрации города Курска просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Неявка заявителей и представителей заинтересованных лиц в соответствии с требованиями частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав объяснения представителя заявителей ФИО7, представителей органов государственной власти Курской области, представителя бюджетного учреждения, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости ( пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Содержание данной статьи Федерального закона позволяет сделать вывод, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 (далее - Методические указания).

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

В силу положений статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, к числу которых относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 11 часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221- ФЗ ).

При рассмотрении дела установлено, что постановлением Администрации Курской области от 17 января 2012 года № 15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области» кадастровая стоимость земельных участков на территории г. Курска была определена по состоянию на 1 января 2011г.

В соответствии с договорами купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ф, земельный Комитет города Курска передал в собственность ФИО1 и ФИО2 земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м ( каждому из покупателей) с кадастровыми номерами , ( образованных из земельного участка с кадастровым номером ).

В настоящее время ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками ( по 1\2 доле) земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. метров, принадлежащего им на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и расположенного по адресу : <адрес> (категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование « для размещения объектов розничной торговли; оптовой торговли; общественного питания; бытового обслуживания; для размещения спортивных комплексов; типографии, издательства и редакционных офисов; объектов культуры, искусства, кроме специальных парков; административных и офисных объектов; общественных туалетов; коммерческих объектов, связанных с обслуживанием населения; коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения; для размещения объектов для обслуживания транспорта; для размещения складских объектов, мастерских, сборочных цехов; сооружений связи; комплексов аттракционов, луна-парков, аквапарков, танцзалов, дискотек; для размещения гостиниц, рынков, ярмарок; объектов инженерной инфраструктуры), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ( , ).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02 февраля 2015 г., кадастровому паспорту земельного участка от 20 мая 2014 г. земельный участок с кадастровым номером образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами , и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет. Его стоимость определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний и составляет 231788800 рублей.

Постановлением Администрации Курской области от 17 января 2012 года № 15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области, в перечне которых земельный участок с кадастровым номером не значится, не значатся и участки с кадастровыми номерами ,

Таким образом, учитывая, что кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 и ФИО2 земельного участка определена на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», следовательно, датой определения кадастровой стоимости этого земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть 20 мая 2014 г.

Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ следует, что к заявлению в суд о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости помимо кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, нотариально заверенных копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объект недвижимости, предоставляются отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, а также положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

В силу п.3 Федерального стандарта оценки « Требования к отчету об оценке» ( утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 254) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, названным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц ( пользователей отчета об оценке) содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Как установлению в судебном заседании, по запросу ФИО2 и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ обществом с ограниченной ответственностью « Оценка и финансовые консультации» подготовлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2011 г.

Следовательно, данный отчет не является тем доказательством, которое подтверждает достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка и не дает оснований для сопоставления кадастровой и рыночной стоимости участка.

Доводы лиц участвующих в деле, о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны состоятельными.

Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье категориям, а также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Отношения по спорам о результатах установления кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 65,66), нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Сторонами правоотношений по указанным спорам помимо правообладателей земельных участков являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле судом могут быть привлечены органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, выступающие в качестве получателей налоговых доходов и арендных платежей, а также органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету. При таких обстоятельствах отношения по спорам о результатах установления кадастровой стоимости земельного участка относятся к публичным правоотношениям и заявления по указанным спорам рассматриваются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (введенного в действие Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 138 -ФЗ) урегулировано распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений и определено, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Однако статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязывает заявителя при обращении в суд о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости предоставить отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, а также положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» являются нормативными актами одного уровня - Федеральными законами. Из Конституции Российской Федерации ( статья 76) не следует, что какой-либо федеральный закон обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» указал, что в случае коллизии федеральных законов как актов одинаковой юридической силы, независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

В данном случае при выборе нормы права, подлежащей применению к спорным правоотношениям по вопросу распределения обязанностей по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, следует признать приоритет за ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», как нормы, введенной в действие позднее и специально предназначенной для регулирования соответствующих правоотношений.

Таким образом, в данном случае именно на заявителях лежит обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своего требования, и представить уже определенные законом виды доказательств (отчет об оценке, положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства), если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается судом при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.

Положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также статья 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что экспертиза может быть назначена судом в случае представления отчета об оценке, экспертного заключения на этот отчет, исследования этих документов в судебном заседании на предмет соответствия законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, экономического обоснования отчета об оценке, методов оценки и при возникновении в процессе рассмотрения сложных вопросов, требующих специальных знаний при определении рыночной стоимости объекта недвижимости и если неясные вопросы по отчету и экспертному заключению на отчет не могли быть устранены в судебном заседании при допросе оценщика по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным им отчетом.

В данном случае, заявляя о наличии оснований для проведения экспертизы, лица, участвующие в деле фактически ставят вопрос о проведении повторной оценки объекта недвижимости, подготовки нового отчета и определении его рыночной стоимости, но на иную дату- 20 мая 2014 года, вопреки требованиям закона, который возлагает обязанность представления отчета и экспертного заключения на отчет, именно на заявителей.

Положения статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оказании содействия суда в собирании и истребовании доказательств, в данном случае не применимы в силу прямого указания закона об обязанности представления в суд отчета об оценке и экспертного заключения на отчет именно юридическими и физическими лицами, чьи права и обязанности затрагиваются в результате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного требование заявителей об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров, равной его рыночной стоимости в размере 29720000 рублей, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного пол адресу: <адрес>, площадью 40 000 кв. метров, равной его рыночной стоимости в размере 29720000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья