Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-4-2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2012 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лысенина Н.П.,
при секретаре Поликарповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о ликвидации Прихода православной церкви ... и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Прихода православной церкви ... (Приход) и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что Приход, зарегистрированный в качестве юридического лица, действует на основании Устава Прихода православной церкви ..., принятого Приходским собранием учредителей 04.04.2000г. Руководителем прихода являлся председатель Приходского совета ФИО1, избранный на собрании 12.02.2007г., срок его полномочий в качестве председателя истек 12.02.2010г., так как согласно пункту 28 Устава срок полномочий председателя Приходского совета составляет три года. Документы, подтверждающие проведение новых выборов председателя Приходского совета, в связи с истечением срока его полномочий, в Управление не представлены.
В 2007 году Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике проводилась проверка деятельности Прихода. Из акта проверки от 20 марта 2007г. следует, что постоянно действующий руководящий орган Приходской совет, а также Ревизионная комиссия, возложенные на них Уставом функции, не осуществляют. В нарушение пункта 14 Устава в материалах учетного дела Прихода не встречаются упоминания о проводимых богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.
Приход зарегистрирован по адресу: .... Однако согласно письменной информации главы администрации ... сельского поселения, предоставленной в Управление 20.01.2012г., по указанному адресу здание Прихода православной церкви отсутствует, Приход на территории ... сельского поселения ... деятельность не осуществляет.
Согласно пунктам 1 и 4 Устава Приход входит в каноническую структуру и юрисдикцию Русской Православной Церкви. В соответствии с информацией, представленной 08.02.2012г. Митрополитом ..., Приход в течение многих лет не ведет церковно-приходскую деятельность и не занимается началом строительства здания церкви, против его ликвидации ... Епархия не возражает.
За 2010 год Приходом в Управление не представлены документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества по форме ОР0001, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 72 от 29.03.2010 г.
В 2011 году Приходом заявление о соответствии некоммерческой организации положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не представлялось. Не представлялась и информация о продолжении деятельности в 2011 и в 2012 г.
За непредставление документов отчетности в адрес Прихода 29.09.2011 г. и 07.12.2011 г. были вынесены предупреждения о необходимости устранения нарушений законодательства и представления документов отчетности в Управление. Однако необходимая информация в Управление не представлена.
Управление не обладает информацией об опубликовании Приходом в средствах массовой информации сообщения о продолжении своей деятельности. На информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет, Приходом отчеты и сообщения о продолжении деятельности в 2011 и 2012 г.г. не размещались.
Кроме того, наименование Организации не содержит указание на его организационно-правовую форму.
Указанные нарушения, по мнению Управления, являются основаниями для ликвидации Прихода и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО2 требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержала.
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Представитель ... Епархии Русской Православной Церкви, и Прихода православной церкви ... ФИО3 заявление о ликвидации Прихода признал, пояснив, что указанные Управлением нарушения имели место, здание Прихода отсутствует, церковно-приходская деятельность в течение ряда лет не осуществляется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Чувашской Республики приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям) и в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аналогичные основания для ликвидации юридического лица предусмотрены п.2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике является лицом, имеющим право на предъявление в суд заявления о ликвидации религиозной организации.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации Прихода в качестве юридического лица и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из материалов дела, Приход православной церкви ... был зарегистрирован в качестве юридического лица Министерством юстиции Чувашской Республики 24.05.2000г., учетный номер .... Запись о государственной регистрации Прихода внесена в единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства по налогам и сборам России по Чувашской Республике 28.02.2007г., ОГРН ....
Приход действует на основании Устава Прихода православной церкви ..., принятого Приходским собранием учредителей 04.04.2000г., и в составе ... Епархии входит в каноническую структуру и юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Председателем Приходского Совета 12.02.2007г. был избран ФИО1, трехлетний срок полномочий которого в соответствии с п.28 Устава истек. Документы, подтверждающие факт проведения выборов председателя Приходского совета в связи с истечением срока полномочий в Управление не представлялись.
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" на религиозную организацию возложена обязанность ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Формы и сроки представления документов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г.N212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010г. N72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010г. N252 был утвержден Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации № 72 от 29.03.2010 г. религиозные организации обязаны сдавать отчеты ежегодно не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.
В нарушение требований пункта 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Приход за 2010 год не представил в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОР0001. В 2011 году Приходом не предоставлялось заявление о соответствии некоммерческой организации пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не была представлена и информация о продолжении деятельности в 2011 и 2012 годах.
В средствах массовой информации Приходом сообщения о продолжении своей деятельности не публиковались. На информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет, Приходом отчеты и сообщения о продолжении своей деятельности в 2011 и 2012 г.г. также не размещались.
За непредставление документов отчетности Управлением в адрес Прихода были вынесены предупреждения от 29.09.2011 г. № 03-16/4340 и от 07.12.2011 г. № 03-16/5486 о необходимости устранения нарушений законодательства, представлении документов отчетности. Несмотря на это, Приходом необходимая информация в Управление не была представлена.
Таким образом, со стороны Прихода имеют место неоднократные нарушения требований ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п.10 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Согласно п.14 Устава Приход объединяет граждан православного вероисповедания для совместного осуществления права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании.
Из материалов дела следует, что в 2007 году Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике проводилась проверка деятельности Прихода. Согласно акту проверки от 20 марта 2007г., постоянно действующий руководящий орган Приходской совет, а также Ревизионная комиссия возложенные на них Уставом функции не осуществляют. Факт неосуществления Приходом уставной деятельности подтверждается письменной информацией главы администрации ... сельского поселения, предоставленной в Управление 20.01.2012 года, согласно которой по адресу регистрации Прихода, здание православной церкви отсутствует, Приход на территории ... сельского поселения деятельность не осуществляет. Указанное обстоятельство подтверждается также информацией, представленной 08.02.2012 года Митрополитом ..., согласно которой Приход в течение многих лет не ведет церковно-приходскую деятельность и не занимается началом строительства здания церкви, а также объяснениями представителя ... Епархии Русской Православной Церкви, и Прихода православной церкви ....
Согласно п.1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Аналогичное требование в отношении наименования некоммерческих организаций содержится в п.1 ст.4 Федерального закона №7-ФЗ.
В нарушение указанных требований наименование Прихода не содержит указания на его организационно-правовую форму.
Совокупность установленных судом нарушений требований федеральных законов, совершение их неоднократно и в течение длительного времени является достаточным основанием для ликвидации религиозной организации в соответствии с п. 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", п. 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики РЕШИЛ:
Ликвидировать Приход православной церкви ... в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 марта 2012 года.
Судья Верховного СудаЧувашской Республики Н.П.Лысенин