ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-4 от 02.08.2010 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД Республики Северная Осетия-Алания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД Республики Северная Осетия-Алания — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 2 августа 2010 года № 3-4/10

г. Владикавказ

Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания Кисиевой М.Л.,

при секретаре судебного заседания Плиевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания к Северо-Осетинскому региональному отделению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) обратилось с исковым заявлением в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (региональное отделение) и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

По ходатайствам ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее ПП РОДП «Яблоко»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, настороне истца - Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания (далее - ЦИК).

Решением Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г. исковое заявление Управления удовлетворено, региональное отделение политической партии «Яблоко» ликвидировано, данные о нем исключены из ЕГРЮЛ.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 г. решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При этом указано, что при новом рассмотрении суду следует учесть, что основанием для направления в суд искового заявления о ликвидации регионального отделения политической партии, как одной из предусмотренных Административным регламентом мер реагирования, принимаемых по результатам контроля за деятельностью регионального отделения политической партии, является акт проверки, в котором должны быть отмечены выявленные при осуществлении административных процедур нарушения законодательства Российской Федерации со стороны регионального отделения политической партии.

Из содержания подпункта «в» пункта 3 статьи 42 Закона о политических партиях, являющегося специальным, а потому действующим приоритетно по отношению к ГК Российской Федерации, следует, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов политической партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде. Региональное отделение политической партии не лишено законом права устранить допущенные нарушения по численности членов партии и после выявления этих нарушений.

С учетом изложенного, поскольку Управление не выполнило предусмотренную пунктом 17 Административного регламента государственную функцию по осуществлению контроля за соблюдением СОРОПП РОДП «Яблоко» законодательства Российской Федерации и не представило акт проверки, подтверждающий наличие нарушений Закона о политических партиях на момент разрешения спора в суде, постольку суд был не вправе принимать решение о ликвидации регионального отделения политической партии «Яблоко», основанное на каких-либо иных доказательствах.

При новом рассмотрении дела представитель Управления свои исковые требования мотивировал тем, что Северо-Осетинское региональное отделение политической партии Российское объединение демократической партии «Яблоко» создано 27 декабря 2009 года. Управлением принято решение о ее регистрации, сведения о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены за основным государственным номером №...

В ходе внеплановой документальной проверки по поручению прокуратуры Республика Северная Осетия-Алания на предмет соблюдения Региональным отделением действующего законодательства в части необходимого минимального количества членов партии в Региональном отделении было установлено следующее.

При государственной регистрации региональным отделением были представлены сведения на 273 члена партии. 16 марта 2010 г. Региональное отделение представило в Управление ежегодную информацию о численности членов политической партии в региональном отделении в количестве 334 граждан.

В связи с тем, что Председателем Регионального отделения не были представлены документы, подтверждающие численность в Региональном отделении, проверка соответствия заявленной численности членов партии их фактическому наличию в Региональном отделении осуществлена путем выборочного опроса граждан, включенных в этот список.

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального Закона от 11.07.2008 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее Закон) прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии, которое подается по месту постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии с п. 6.4. Устава для вступления в Партию гражданин подает личное письменное заявление в уполномоченный, постоянно действующий руководящий орган первичного или местного, или регионального отделения Партии, в пределах территории которого он постоянно или преимущественно проживает, либо в бюро партии.

Прием в члены партии оформляется решением руководящего органа, рассмотревшего заявление гражданина о приеме в члены партии,

В результате анализа поступивших документов и выборочного опроса граждан установлено:

4 человека (....) подтвердили свое членство в партии Яблоко.

96 человек ...204... отрицают свое членство в политической партии, письменно заявив, что в политическую партию «ЯБЛОКО» не вступали, заявление о вступлении в эту партию не писали.

В соответствии с п. 6 ст. 23 Закона гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Согласно п. 6.3 Устава члены Партии не могут быть членами других политических партий.

В нарушение этой нормы в списке членов партии указаны 14 человек, являющихся членами других политических партий. Так, из справки Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 02.06.2010 №208 усматривается, что 8 человек, включенные в список членов партии «Яблоко» являются членами КПРФ: ...205. - с 2008 г., ...206 - с 2005 г., ...207. - с 1999 г., ...208 - с 2009 г., ...209., .... - с 2010 г. Последние четыре человека письменно отрицают свое членство в партии «Яблоко»,

... с 2007 г. является членом Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия Российской Федерации» (справка от 27.05.2010 г. № 95).

Кроме того, пять граждан являются членами Северо-Осетинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»: ...210. - с 2003 г., ...211. - с 2003 г., ...212. - с 2006 г., ...213. - с 2007 г., ...214. - с 2007 г. (справка от 27.05.2010 г. № 1-152).

Как усматривается из справок Адресного бюро Управления Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 02.06.2010 г. 50 человек (...215 ....) зарегистрированными в Республике Северная Осетия - Алания не значатся.

Между тем, в соответствии с п. 6 ст. 23 Закона, член политической партии может состоять только в одном региональном отделении политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Согласно справке Администрации Калининского сельского поселения от 14.05.2010 г. №... семь человек (...216.), зарегистрированы, но не проживают в с. Калининском Моздокского района РСО-Алания. ...217. проживают в Турции, а ...218 проживает на Украине.

Не проживают в с.Тарском Пригородного района республики ...219., ..., включенные в список членов партии (справка Администрации местного самоуправления Тарского сельского поселения от 02.06.10 г.).

...220 согласно справке Администрации местного самоуправления Ирского сельского поселения №... от 17.05.2010 г., зарегистрирована в с...., однако, фактически проживает в Израиле.

В список членов политической партии включены ...275 проживающий по адресу г.... ...276 ...277 проживающие в г....;. ...278 проживающие в г..... В ходе проведения проверочных мероприятий комиссией установлено, что в г.... нет улицы ..., а по адресам г.... и г.... нет жилых домов.

По данным Управления записи актов гражданского состояния Республики Северная Осетия-Алания по Моздокскому району от 10.06.2010 №... ...224 включенный в список членов партии «Яблоко» под порядковым № ..., умер 27.04.09. (актовая запись № ... от 06.05.2009 г.).

Кроме того, в список членов партии включены 6 человек (...). Между тем, Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в ходесудебного разбирательства (решение Верховного суда РСО-Алания от 23.11.2009 №3-11/09) достоверно установил, что они заявления о вступлении в партию «Яблоко» не писали, соответственно членами партии не являются.

Таким образом, как показала проверка (акт проверки от 10 июня 2010 года), 186 граждан не являются членами Партии. Следовательно, Региональное отделение не отвечает требованиям п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» в части необходимого минимального количества членов политической партии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях», Региональное отделение подлежит ликвидации.

В опровержение доводов истца, представитель ответчика - руководитель Регионального отделения партии, одновременно представляющий интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика РОДП «Яблоко» Сидаков А.К. и его доверенное лицо Сюзюмов А.И., не признав исковые требования, пояснили, что все члены регионального отделения политической партии «Яблоко» добровольно и на основании личных письменных заявлений были приняты в члены Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в установленном Федеральным законом «О политических партиях» порядке. Заявления граждан представленные суду истцом о том, что они не вступали в партию «Яблоко», являются сфальсифицированными. Указали также, что все члены Регионального отделения партии писали заявления о вступлении в партию и в отношении них принимались соответствующие решения руководящего органа партии.

Сидаков А.К. также указал, что данный иск инициирован руководством республики с целью его отстранения от руководства Партии.

Кроме того, указали, что в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации, которым отменено решение суда по данному иску о ликвидации партии, в настоящее время Минюст РФ по РСО-Алания был не вправе проводить какую-либо проверку деятельности регионального отделения партии, в связи с чем им следовало отказаться от исковых требований, а суду прекратить производство по делу за необоснованностью исковых требований.

Другие сведения о численности регионального отделения партии представить отказались.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Кеклис А.А., действующая на основании доверенности №... от 16 апреля 2010 года, просила удовлетворить требования истца. По ее мнению в судебных заседаниях достоверно установлены грубые нарушения закона при создании отделения партии «Яблоко», что является бесспорным основанием для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России ..., Кабисов И.Э., действующий на основании доверенности от 24 февраля 2008 года, разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда. В судебном заседании пояснил, что 25 марта 2009 года УФНС по РСО-Алания было получено письмо из УМЮ РФ по РСО-Алания с решением о создании регионального отделения политической партии «Яблоко», а 26 марта 2009 года УФНС по РСО-Алания внесло указанное региональное отделение в ЕГРЮЛ с присвоением регистрационного номера ....

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 168-ФЗ (далее - Закон) в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 15 Закона региональное отделение политической партии считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, процедура регистрации регионального отделения как юридического лица является неотъемлемой частью процесса по его созданию.

Сведения о государственной регистрации Регионального отделения политической партии «Яблоко» внесены Управлением федеральной налоговой службы России по РСО-Алания в Единый государственный реестр юридических лиц 26 марта 2009 года за государственным регистрационным номером ....

Согласно пунктам 1-3, 6 статьи 23 Закона членство в политической партии является добровольным и индивидуальным; членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет; прием в политическую партию осуществляется на основе личных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии; гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии; член политической партии может состоять только в одном региональном отделении политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

Аналогичные положения установлены Уставом политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», членство в партии, является добровольным и индивидуальным, для вступления в партию гражданин подает личное письменное заявление в уполномоченный, постоянно действующий руководящий орган первичного (местного) или регионального отделения партии, в пределах территории которого он постоянно или преимущественно проживает либо в Бюро партии (п.6.1, 6.4); прием в члены партии оформляется решением руководящего органа, рассмотревшего заявление гражданина (п. 6.6).

Следовательно, в списке членов регионального отделения политической партии «Яблоко» могли состоять только граждане, добровольно и индивидуально подавшие личные заявления о вступлении в указанную партию, в отношении которых было принято соответствующее решение руководящего партийного органа, а также достигшие возраста 18 лет, граждане Российской Федерации и не состоящие в других политических партиях.

Нарушение установленного Законом и Уставом Партии порядка приема в члены партии исключает возможность включения граждан в списки членов регионального отделения, а в случае включения свидетельствует о грубых, неустранимых нарушениях, допущенных при создании юридического лица.

Подпунктом «в» пункта 3 статьи 42 данного Закона предусмотрено, что ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Предусмотренное подпунктом «в» ст.42 основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствия в региональном отделении необходимого числа членов политической партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона о политических партиях контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

В силу Указа Президента от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации» таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации (далее -Минюст России).

Приказом Минюста России от 31 марта 2009 года № 90, действовавшим на момент рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Северная Осетия-Алания, утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также соблюдением ими законодательством Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций (пункт 17 Административного регламента).

В силу пункта 22 Административного регламента Минюст России (территориальные органы) в случаях получения информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации, проводит внеплановые проверки некоммерческих организаций.

Согласно пункту 74 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам контроля - является документ (акт проверки, отчет, справка о посещении мероприятия), в котором отмечены выявленные при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации.

По результатам контроля Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть приняты следующие меры: вынесено предупреждение (внесено представление); приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации; возбуждено дело об административном правонарушении; направлено в суд заявление о приостановлении деятельности некоммерческой организации или ее ликвидации и т.д. (пункт 75 Административного регламента).

По смыслу указанных правовых норм, законным основанием для направления в суд искового заявления о ликвидации регионального отделения политической партии, как одной из предусмотренной Административным регламентом мер реагирования, принимаемой по результатам контроля за деятельностью регионального отделения политической партии, является акт проверки, в котором должны быть отмечены выявленные при осуществлении административных процедур нарушения законодательства Российской Федерации со стороны регионального отделения политической партии.

Как следует из реестра регистрации членов регионального отделения политической партии «Яблоко», на момент регистрации Регионального отделения в нем состояло 273 члена партии.

Из обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства следует, что на момент проведения проверки Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» составляет 186 членов партии, что не опровергнуто ответчиком, подтверждается истцом, материалами дела, материалами проверки и актом по результатам проверки Минюста РФ по РСО-А от 10 июня 2010 года, письменными справками, письменными объяснениями и заявлениями лиц о фиктивности их заявлений о вступлении в члены партии и другими документами.

Судом установлено, что проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии начальника отдела по делам некоммерческих организаций Э.С. Плиевой, членов комиссии - главного специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций ...225, ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций ...227, в соответствии с приказом Управления Министерства юстиции РФ по РСО-Алания от 18 мая 2010 года №... о проведении внеплановой документальной проверки Северо-Осетинского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко». Приказом Управления от 3 июня 2010 года №... в состав комиссии были внесены изменения: вместо уволенного Цомартова З.Р. в состав комиссии был включен ...230

Руководитель регионального отделения в соответствии с Административным регламентом Минюста России уведомлен о предстоящей проверке, что усматривается из представленных истцом соответствующих приказов, извещений, уведомлений, пояснений свидетеля ...231. и представителем истца в судебном заседании - Плиевой Э.С.

Из акта проверки от 10 июня 2010 года следует, что на момент регистрации численность членов партии регионального отделения составила 273 человека, по состоянию на 16 марта 2010 года - 334 человек по данным отчета регионального отделения партии за 2009 год, представленного в Управление региональным отделением.

Проверкой проведенной путем анализа письменных документов отделения и выборочного опроса граждан, указанных в реестре (списке) членов партии регионального отделения установлено, что 96 членов отделения отрицают свое членство в политической партии. Этот довод истца подтверждается собственноручно составленными заявлениями граждан (...232 ....) на имя руководителя Управления Минюста РФ по РСО-Алания о том, что в политическую партию «Яблоко» не вступали, заявление о вступлении не писали.

В списке членов партии указаны 14 человек, являющихся членами других политических партий. Так, из справки Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии «...» от 02.06.2010 №... усматривается, что включенные в список членов партии «Яблоко» 8 человек являются членами КПРФ: ...233 - с 2008 г., ...234 - с 2005 г., ...235. - с 1999 г., ...236 - с 2009 г., ...237., ... - с 2010 г. Последние четыре человека письменно отрицают свое членство в партии «Яблоко».

...259 с 2007 г. является членом Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «...» (справка от 27.05.2010 г. №95).

Кроме того, пять граждан являются членами Северо-Осетинского регионального отделения ... «...»: ...260 - о 2003 г., ...261. - с 2003 г., ...262 - с 2006 г., ...263. - с 2007 г., ...264. - с 2007 г. (справка от 27.05.2010 г. №1-152).

Изложенное подтверждается ответами региональных отделений указанных политических партий на запрос суда, подтвердивших членство указанных граждан в своих политических партиях с приложением к ответу заявлений граждан о вступлении в соответствующую партию, решений уполномоченного органа о приеме их в члены партии.

Согласно справке Администрации Калининского сельского поселения от 14.05.2010 г. №... семь человек (...240., ....), зарегистрированы, но не проживают в с.Калининском Моздокского района РСО-Алания. ...241 ...242 проживают в Турции, а ...243 проживает на Украине.

Не проживают в с.Тарском Пригородного района республики 11 человек - ...244 ... включенные в список членов партии (справка Администрации местного самоуправления Тарского сельского поселения от 02.06.10 г.).

...245., согласно справке Администрации местного самоуправления Ирского сельского поселения № 687 от 17.05.2010 г., зарегистрирована в с.... однако, фактически проживает в Израиле.

Эти обстоятельства подтвердил также глава АМС сел.Ир Пригородного района ...246. в судебном заседании.

В список членов политической партии включены ...265 проживающий по адресу г....; ...266 проживающие в г. ...;. ...267 проживающие в г.Владикавказ, .... В ходе проведения проверочных мероприятий комиссией установлено, что в г.... нет улицы Кабил, а по адресам г.... и г.... нет жилых домов. Отсутствие ул.... подтверждается справкой администрации префектуры внутригородского ... 28 июля 2010 года №..., а жилых домов на ... - актом от 28 мая 2010 года, составленным членами комиссии Управления.

По данным Управления записи актов гражданского состояния Республики Северная Осетия-Алания по Моздокскому району от 10.06.2010 № ... ...247, включенный в список членов партии «Яблоко» под порядковым № ... умер 27.04.09. (запись акта №... от 06.05.2009 г.).

Кроме того, в список членов партии включены 6 человек (...268). Между тем, из протокола судебного заседания о допросе указанных лиц от 11 сентября и 18 сентября 2009 года следует, что они заявления о вступлении в партию «Яблоко» не писали, следовательно, членами партии не являются.

Из адресных справок отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы РФ по РСО-Алания от 2 июня 2010 года усматривается, что 50 человек регионального отделения политической партии (...248., ....) проживающими на территории Республики Северная Осетия - Алания не значатся.

Таким образом, истец представил достаточно доказательств в обоснование своих требований об отсутствии необходимого количества членов партии, как на момент регистрации, так и на момент представления отчета о деятельности за 2009 года.

Ответчик не представил доказательств в опровержение приведенных выше доводов истца и о том, что в региональном отделении политической партии «Яблоко» из заявленных 273 членов партии на момент регистрации и 334 заявленных по итогам деятельности за 2009 год составляло всего 186 граждан из необходимого количества 250 членов партии, предусмотренного законом.

Однако до окончания судебного разбирательства ответчик представил суду реестр о численности членов партии в количестве 402 граждан, личные заявления и решения уполномоченного органа о приеме их в региональное отделение партии.

Поскольку из содержания подпункта «в» пункта 3 ст.42 Закона «О политических партиях», являющегося специальным, а потому действующим, приоритетно по отношении к ГК РФ, следует, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде. Региональное отделение политической партии не лишено законом права устранить допущенные нарушения по численности членов партии и после выявления этих нарушений, суд принял указанные доказательства.

Изложенное послужило основанием для дополнения иска о ликвидации регионального отделения политической партии «Яблоко», по основаниям отсутствия необходимого количества членов партии в региональном отделении на момент рассмотрения дела судом.

В обоснование пояснили, что из представленных суду 402 заявлений 144 заявления изготовлены не собственноручно заявителями.

Кроме того, для указанных заявлений характерны отсутствие полной даты рождения, паспортных данных, адреса места жительства, полного адреса места жительства, гражданства, отсутствие текста заявления, изготовление заявления двумя лицами - разным почерком составлены шапка и текст заявления, подписи в заявлении и анкете учинены разными лицами, отсутствует в заявлении ссылка на обязательное условие вступления в партию, предусмотренное п.6.2 Устава партии, а именно о признании Устава и программы партии в количестве 166 человек.

В отношении 165 человек не представлены решения Бюро партии за №№753, 754, 755, 756 о приеме в партию. Из указанного количества 39 человека не значатся зарегистрированными на территории РСО-Алания по данным УФМС РФ по РСО-Алания. Указанное свидетельствует о нарушении региональным отделением положений закона и Устава партии о добровольности и индивидуальности членства в партии в отношении подавляющего числа заявленных членов партии.

В обоснование своего довода о необходимости ликвидации регионального отделения политической партии истец также сослался на то, что в соответствии с протоколом учредительной конференции от 27 декабря 2008 года в состав Бюро регионального совета избраны ...249 Между тем, имеется заявление от имени ...250. от 19 декабря 2008 года, адресованное в Бюро партии, и которое исполнено этим же почерком, что и от имени ...251 ... Причем личная подпись на заявлении и личная подпись в личной карточке члена партии, исполненные от имени ...269., абсолютно разные. Более того, в ходе проверки, проведенной Управлением, ...252 письменно отрицал свое членство в политической партии. Таким образом, Бюро регионального совета сформировано из двух лиц, одно из которых не является членом партии. Следовательно, решения, принятые этим органом, в том числе о приеме в партию, являются нелегитимными и не влекут правовых последствий, исходя из п.15.3.2 Устава.

Таким образом, заседания Бюро (протоколы №№01, 02, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26) являются нелегитимными и соответственно решения, принятые на этих заседаниях, о приеме в партию, являются незаконными. Поэтому, граждан, указанных в этих протоколах, нельзя признать членами партии (список №1 по справке).

В протоколах заседаний Бюро Совета регионального отделения №... от 3 апреля 2008 года, №... от 15 апреля 2008 года, №... от 27 апреля 2009 года, №... от 23 июня 2008 года, на которых также рассматривались вопросы о приеме в партию, указаны Сидаков А.К., член Бюро ...271 и член партии ...270

Между тем, в соответствии с п.15.3.4 Устава в заседаниях Бюро регионального Совета имеют право участвовать с правом совещательного голоса члены Регионального Совета. Согласно протоколу учредительной конференции, ни членом Бюро Регионального Совета, ни членом Регионального Совета ...253 не является. А потому правом голоса на заседаниях Бюро Регионального Совета он не обладает. Следовательно, решения Бюро от 3 апреля 2008 года, 27 апреля 2009 года, 23 июня 2009 года с их участием являются недействительными. Поэтому, граждане, указанные в этих протоколах, не могут быть членами партии.

Представители ответчика просили суд признать необоснованными все доводы искового заявления, дополнения к нему, а также иные письменные и устные объяснения истца, и те, которые основаны на том, что у истца имеется заявление ...254. о том, что он не является членом регионального отделения партии.

...255 составил 31 июля 2010 года заявление, в котором с помощью нотариуса засвидетельствовал собственную подпись, в котором подтвердил, что является членом политической партии РОДП Яблоко с декабря 2008 года.

Это подтверждает протокол учредительной конференции ответчика, имеющийся в материалах дела от 27 декабря 2008 года, а также оригинал заявления ...272 о приеме в члены партии Яблоко, исследованное судом 9 июля 2010 года при передаче ответчиком копии этого заявления в материалы дела.

Кроме того, в своем заявлении от 31 июля 2010 года ...256 указал, что никогда не писал заявлений о том, что не является членом партии.

Таким образом, заявление, переданное истцом суду как приложение к акту проверки 11 июня 2010 года, является недостоверным и недопустимым доказательством. Оно подложно и не может оцениваться судом иным образом.

Основания, которые истец приводит в качестве подтверждения своих требований, о том, что участие ...273 в заседаниях Бюро Регионального Совета ответчика влечет недействительность решений этого органа о приеме в члены партии Яблоко являются надуманными, основанные на поддельном заявлении ...257.

Кроме того, согласно уставу партии «Яблоко» заседание Бюро регионального совета правомочно, если на нем присутствовало больше половины его состава. Согласно протоколу учредительной конференции ответчика от 27 декабря 2008 года состав бюро - 3 человека, включая председателя ответчика. Все протоколы заседаний Бюро регионального совета ответчика, переданные суду ответчиком, имеют указания на то, что в них участвовало более половины состава Бюро. Таким образом, все протоколы о приеме в члены партии, переданные ответчиком в суд, а также переданные суду заявления граждан о приеме в партию, подтверждают членство в партии не менее 399 граждан.

Выслушав стороны по дополнительным исковым требованиям, суд приходит к выводу, что истцом обосновано оспорено членство в региональном отделении партии - 402 человека, указанных в вновь представленном реестре по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из представленной Управлением министерства юстиции РФ по РСО-Алания справки по результатам проверки документов (письменных заявлений граждан, решений о принятии в члены партии) представленных ответчиком в судебном заседании, что заявления имеют признаки неполноты и фальсификации. Так, 144 заявлений изготовлены, в нарушение п.3 ст.23 Закона и п.6.4 Устава партии, одними и теми же почерками (пофамильный список в материалах дела №1), и, кроме того, для них характерно отсутствие полной даты рождения, паспортных данных, адреса места жительства, полного адреса места жительства, а также отсутствует ссылка на обязательное условие вступления в партию, предусмотренное п.6.2 Устава партии, а именно о признании Устава и программных документов партии в количестве 166 человек (список №2).

В отношении 165 человек отсутствуют решения Бюро партии за №№753, 754, 755, 756 о приеме в партию (список №3). Из указанного количества, 39 человек не значатся проживающими на территории РСО-Алания по данным адресно-справочного бюро (список №4), что свидетельствует о том, что они не писали этих заявлений и не выразили своего желания о вступлении в региональное отделение партии. Тем самым нарушен принцип добровольности и индивидуальности.

Кроме того, из списка граждан - реестра регионального отделения политической партии направленного судом в УФМС по ... для проверки на предмет признака регистрации членов партии на территории РСО-Алания, по ходатайству истца, следует, что 106 граждан не имеют регистрации на территории РСО-Алания, что, по мнению представителя истца, свидетельствует о том, что указанные граждане не проживают как постоянно, так и преимущественно на территории республики и соответственно в нарушение закона и устава политической партии не могут являться членами регионального отделения партии.

Однако судом путем пофамильной проверки установлено, что лишь 20 граждан из данного списка не могут являться членами регионального отделения партии только по причине отсутствия регистрации на территории РСО-Алания. Остальные 86 граждан не являются членами регионального отделения политической партии по другим вышеприведенным основаниям.

В члены регионального отделения партии принят несовершеннолетний, не достигший 18 лет: ...258 15.09.1993 года рождения.

Таким образом, судом путем анализа и пофамильной сверки реестра (списка) регионального отделения на 402 члена партии со списками с указанием выявленных нарушений, исключающих членство в партии, являющихся неустранимыми, достоверно установлено, что из 402 человека, указанных в реестре, 292 не являются членами регионального отделения политической партии. Из них 39 человек по признаку непроживания (регистрации) в РСО-Алания и 253 по основаниям фальсификации заявления и отсутствие решения соответствующего полномочного органа и один несовершеннолетний.

При этом в список лиц, не являющихся членами партии не включены 20 человек из списка на 106 человек, проверенные судом на предмет проживания (регистрации) на территории РСО-Алания.

С учетом изложенного не являются членами партии 292+20=312 человека.

Из изложенного следует, что на момент рассмотрения дела судом в региональном отделении политической партии «Яблоко» состоит 90 члена партии, что не соответствует требованиям ст.3 Закона «О политических партиях в РФ» по состоянию на 1 января 2010 года.

В судебном заседании представители ответчика Сидаков А.К. и Сюзюмов А. не отрицали, что заявления могут быть составлены не лицами, подписавшими их, мотивируя тем, что Закон «О политических партиях» не требует составления заявления о вступлении в члены политической партии собственноручно. Заявление может быть изготовлено печатным текстом или другим лицом, ввиду неграмотности лица вступающего в партию, но подписавшим его. Такой довод является необоснованным и несоответствующим требованиям закона и уставу партии.

Кроме того, судом установлено, что тексты заявления и подписи заявителей учинены одним и тем же почерком и не принадлежат заявителям. Указанные нарушения являются неустранимыми и являются основанием для ликвидации регионального отделения политической партии «Яблоко».

Таким образом, Сидаков А.К. и Сизюмов А. подтвердили факт наличия фальсификации сведений о численности регионального отделения партии. Приведенные ими доводы не опровергают указанные выше факты.

Достоверность доводов истца о фальсификации численности членов регионального отделения политической партии путем изготовления заявления одними и теми же почерками подтвердил эксперт экспертно-криминалистического центра МВД по ..., начальник отдела ...274. в ходе судебного разбирательства указав, что заявления от имени граждан, указанных в списке №1 составлены одними и теми же почерками подписи учинены этими же почерками под заявлением, часть заявления составлены двумя почерками, подписи в заявлении и анкете разные. Что свидетельствует о том, что заявления составлены и подписаны не гражданами, от имени которых они составлены.

Из смысла Закона от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация является основным и наиболее удобным фактом подтверждения юридического факта проживания или пребывания, что следовало доказать представителем ответчика.

Поэтому их довод о необходимости допроса в судебном заседании преимущественного большинства граждан по поданным заявлениям для проверки членства в партии и установлении места проживания, не может быть принят во внимание в виду отсутствия такой необходимости. Ответчик мог использовать другие доступные ему методы собирания доказательств, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, представить письменные доказательства, подтверждающие их проживание на территории РСО-Алания.

Указанные факты представители ответчика не опровергли, они являются неустранимыми на момент рассмотрения дела судом, и, кроме того, желание об устранении указанных выше недостатков представители ответчика не выразили.

Изложенное суду позволяет с достоверностью судить о том, что региональным отделением политической партии «Яблоко» с момента создания и на момент рассмотрения дела судом, допускаются нарушения положений закона и Устава партии о добровольности и индивидуальности членства в партии в отношении подавляющего числа заявленных членов партии (ст.23 Закона).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, как на момент создания, так и на момент рассмотрения дела судом в региональном отделении политической партии не имелось достаточного количества членов партии - 250 на момент создания и 200 на момент рассмотрения дела судом.

Таким образом, истец представил достаточно относимых и допустимых доказательств в обоснование своих требований, соответствующих доказательств о нарушении положений Закона и Устава партии в обоснование своих возражений ответчик не представил.

Ответчик, возражая против законности проводимой неплановой проверки истцом деятельности регионального отделения политической партии, не использовал представленное ему право на обжалование акта проверки от 10 июня 2010 года. Следовательно, истец действовал в пределах своих полномочий, предоставленных законом.

Суждение представителя ответчика о том, что 96 заявлений, полученные истцом во время проверки численности регионального отделения о том, что заявители не являются членами регионального отделения партии, являются сфальсифицированными, необоснованны. Указанные заявления были получены государственными служащими Управления Министерства юстиции РФ по РСО-Алания, действовавших на основании приказа руководителя в пределах своих компетенций.

Утверждение представителя ответчика о том, что главы администраций, выдавшие справки о непроживании граждан на территории соответствующих административных округов, действовали не в рамках своих полномочий, не основаны на законе.

Таким образом, эти и другие доводы ответчика в целом не основаны на законе и материалах дела и не могут служить основанием для отказа в иске.

Поскольку, в соответствии с вышеприведенными нормами права, численность регионального отделения политической партии не может составлять менее 200 членов политической партии, Северо-Осетинское регионального отделение Политической партии «Объединенная демократическая партия «Яблоко» подлежит ликвидации на основании пункта 2 статьи 3, подпункта «В» пункта 3 и пункта 4 статьи 42 ФЗ «О политических партиях».

При изложенных выше обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.3 подпункта «в» п.3 п.4 ст.42 Федерального закона «О политических партиях», ст.ст.193-199 ГПК РФ, Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания,

р е ш и л:

Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Северная Осетия - Алания удовлетворить.

Ликвидировать Северо-Осетинское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером ... и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.

Судья Кисиева М.Л.