РЕШЕНИЕ
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2015 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Воейкова А.А.,
при секретаре – Русановой О.М.,
с участием прокурора - Щукиной Е.И.,
представителя административного истца: ООО «Термекс» - Чуйко Е.В.,
представителя административного ответчика: главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области – Харина В.Ю.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению ООО «Термекс» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующими постановлений главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 19.12.2014 № 511 и № 512, в части
у с т а н о в и л:
ООО «Термекс» обратилось в суд с заявлением к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области (далее ГУ «РЭК») о признании недействующими - постановления от 19.12.2014 № 511 «О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО «Термекс», в части пункта 1 и приложения к постановлению, а также постановления от 19.12.2014 № 512 «О тарифе на горячую воду для потребителей ООО «Термекс» в части пункта 1 и пункта 2, приложений № 1, № 2 к постановлению.
В обоснование своих требований указало, что в соответствии с п. 2.3 Устава ООО «ТЕРМЕКС» основными видами деятельности общества являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
24 ноября 2014 года обществом «Термекс» направлено заявление в ГУ РЭК Рязанской области для установления тарифа на тепловую энергию и горячую воду на 2015 год для потребителей, одновременно говорилось о необходимости применения «метода индексации установленных тарифов».
19 декабря 2014 года ГУ РЭК Рязанской области приняты оспариваемые постановления.
Из протокола заседания Правления ГУ РЭК от 19 декабря 2014 года следует, что для расчета тарифов, утвержденных оспариваемыми постановлениями, принят иной метод - «экономически обоснованных расходов».
ООО «Термекс» считает, что в оспариваемой части постановления незаконны, так как при расчете тарифов ГУ РЭК следовало применить «метод индексации установленных тарифов».
Кроме того, по мнению ООО «Термекс», ГУ РЭК необоснованно уменьшило тарифы на тепловую энергию и горячую воду, посредством занижения основных показателей, участвующих в расчете тарифов - коэффициента перевода газа; цены на природный газ; объема электроэнергии; расходов на сырье и материалы; расходов на услуги производственного характера; затрат по фонду оплаты труда; затрат на прочие расходы, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, что противоречит «методу экономически обоснованных расходов».
По указанным основаниям ООО «Термекс» просило удовлетворить заявленные требования.
Представитель ГУ РЭК Рязанской области заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемые нормы не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд, выслушав представителя ООО «Термекс», представителя ГУ РЭК, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу п.3 ст.8 ФЗ «О теплоснабжении», подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области правительство Рязанской области формирует исполнительные органы государственной власти Рязанской области.
Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области действует в соответствии с Положением о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 «Об утверждении положения о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» и является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.
Суд считает, что в силу данных норм к компетенции ГУ РЭК относится принятие нормативных актов, связанных с установлением, изменением тарифов на тепловую энергию и горячую воду для потребителей.
ГУ «РЭК» принято постановление от 19.12.2014 № 511 «О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО «Термекс», пунктом 1 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Термекс" (город Рязань) согласно приложению.
Одновременно ГУ «РЭК» принято постановление от 19.12.2014 № 512 «О тарифе на горячую воду для потребителей ООО «Термекс», пунктом 1 утверждена производственная программа ООО "Термекс" (город Рязань) в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы горячего водоснабжения согласно приложению N 1, пунктом 2 установлен тариф на горячую воду для потребителей ООО "Термекс" (город Рязань) согласно приложению N 2.
Данные постановления опубликованы в газете «Рязанские ведомости» № 239 (4787) от 20 декабря 2014 года.
В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «О теплоснабжении» методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
В силу части 2 данной статьи решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
В пункте 14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» говорится - в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В пункте 16 данных Правил говорится об обязанности заявителя приложить перечень документов к предложению об установлении цен.
Из материалов дела следует, что ООО «Термекс» 24 ноября 2014 года направило в ГУ РЭК предложение об установлении цен с применением метода индексации установленных тарифов, при этом оно не приложило документов, указанных в пункте 16 названных Правил.
Суд считает, что ГУ РЭК, рассматривая предложение ООО «Термекс», правильно руководствовалось положениями ФЗ «О теплоснабжении», Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и приняло решение о выборе в отношении ООО «Термекс» метода регулирования – «метод экономически обоснованных расходов», а не «метод индексации установленных тарифов», так как не представлен перечень документов, указанный в пункте 16 названных Правил.
Довод ООО «Термекс» о том, что ГУ РЭК в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязан был сам запросить дополнительные документы, несостоятелен, так как ГУ РЭК запрашивает дополнительные сведения, в том случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов).
Данной необходимости у ГУ РЭК не возникло, поскольку в силу пункта 14 Правил установление цен (тарифов) производилось исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.
В ходе рассмотрения дела судом проверена правомерность установления в оспариваемых постановлениях размера цен (тарифов) на тепловую энергию и горячую воду.
При расчете тарифов по «методу экономически обоснованных расходов» ГУ РЭК в силу положений ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» обязано учитывать - коэффициент перевода газа; цены на природный газ; объем электроэнергии; расходы на сырье и материалы; расходы на услуги производственного характера; затраты по фонду оплаты труда; затраты на прочие расходы, предусмотренные Основами ценообразования в сфере теплоснабжения.
В силу ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Суд пришел к выводу о том, что для проверки расчетов размера цен (тарифов) на тепловую энергию и горячую воду требуются специальные познания, определением от 11 июня 2015 года назначил судебную экспертизу, производство которой (по ходатайству ГУ РЭК) поручил ОАО «Рязанский центр энергоэффективности».
7 августа 2015 года ОАО «Рязанский центр энергоэффективности» представил в суд ответы на поставленные вопросы (т.2 л.д.220-223).
Однако, экспертиза проведена некачественно, ответы не мотивированы надлежащим образом и неполные, эксперт не отразил в заключении того, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
20 августа 2015 года суд, руководствуясь ч.2 ст.87 ГПК РФ, назначил повторную экспертизу в связи с наличием сомнений в правильности и обоснованности названного заключения от 7 августа 2015 года; производство экспертизы поручил (по ходатайству ООО «Термекс») ООО «Аудиторский информационно-консультационный центр «Эксперт-Аудитор».
22 сентября 2015 года ООО «Аудиторский информационно-консультационный центр «Эксперт-Аудитор» представило в суд свое заключение из которого следует, что тариф на тепловую энергию и горячую воду нельзя признать экономически обоснованным из-за занижения расходов только по одной статье – «затраты на оплату труда», по иным статьям (коэффициент перевода газа и другим) занижений не имеется (т.3 л.д.2-15).
Вместе с тем, вывод эксперта о занижении расходов по статье – «затраты на оплату труда» является неполным и неясным.
В силу части 1 статьи 83 КАС РФ если заключение эксперта будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
На основании ч.1 ст.83 КАС РФ суд назначил по делу дополнительную судебную экспертизу проведение которой поручил (по ходатайству ГУ РЭК) ООО «ИТЦ Энергоэффект», на разрешение эксперта поставил вопрос - имеет ли место занижение или завышение основных показателей, участвующих в расчете тарифа на тепловую энергию и на горячую воду для потребителей ООО «Термекс» на 2015 год в части затрат по фонду оплаты труда.
Из заключения эксперта Галичинской О.Л. ООО «ИТЦ Энергоэффект» от 27 октября 2015 года следует, что в расчете тарифа на тепловую энергию и горячую воду для потребителей ООО «Термекс» на 2015 год в части затрат по фонду оплаты труда не выявлено занижения или завышения.
Суд, исследовав материалы дела, в том числе заключения экспертов ООО «Аудиторский информационно-консультационный центр «Эксперт-Аудитор» и ООО «ИТЦ Энергоэффект» приходит к выводу о том, что установленные ГУ РЭК цены (тарифы) на тепловую энергию и горячую воду для потребителей ООО «Термекс» на 2015 год следует признать экономически обоснованными, соответствующими избранному методу.
Довод ООО «Термекс» о том, что экспертом ООО «ИТЦ Энергоэффект» установлена расчетная необходимость производственного персонала в 6 человек, административно-управленческого персонала в 2 человека, тогда как оспариваемыми постановлениями она установлена только в 6 человек производственного персонала (нет АУП в 2 человека), несостоятелен, поскольку из протокола правления ГУ РЭК, которым утверждены названные тарифы, следует, что на производственный персонал из 6 человек выделяется <данные изъяты> тыс. рулей, на административно-управленческий персонал из 2 человек <данные изъяты>. рублей (всего <данные изъяты>. рублей, т.1 л.д.31).
Также следует сказать, что согласно расчету эксперта ООО «ИТЦ Энергоэффект» фонд оплаты труда названных 8 человек должен составлять <данные изъяты> тыс. рублей (<данные изъяты> (тыс. рублей) х 1,067 (индекс потребительских на 2015 года)), эта сумма определена и ГУ РЭК.
В силу п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.
В силу ч.3 ст.108 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу.
ООО «Термекс» отказано в удовлетворении заявленных требований, поэтому с него следует взыскать расходы за выполненную экспертами работу по проведению экспертиз.
ООО «Аудиторский информационно-консультационный центр «Эксперт-Аудитор» заявило о понесенных расходах в <данные изъяты>. Однако, на один из вопросов оно ответило не в полной мере (о чем указывалось выше), поэтому расходы должны быть возмещены в размере <данные изъяты>.
Согласно сведений ООО «ИТЦ Энергоэффект» оно понесло расходы, связанные с проведением дополнительной экспертизы, в сумме <данные изъяты> рублей, которые должны быть ему возмещены ООО «Термекс» в полном объеме.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Термекс» к Главному управлению «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области о признании недействующими - постановления от 19.12.2014 № 511 «О тарифе на тепловую энергию для потребителей ООО «Термекс», в части пункта 1 и приложения к постановлению; постановления от 19.12.2014 № 512 «О тарифе на горячую воду для потребителей ООО «Термекс» в части пункта 1 и пункта 2, приложений № 1, № 2 к постановлению – отказать.
Взыскать с ООО «Термекс» в пользу ООО «Аудиторский информационно-консультационный центр «Эксперт-Аудитор» расходы, связанные с проведением повторной экспертизы, в сумме 30000 (Тридцать тысяч) рублей.
Взыскать с ООО «Термекс» в пользу ООО «ИТЦ Энергоэффект» расходы, связанные с проведением дополнительной экспертизы, в сумме <данные изъяты>
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца через Рязанский областной суд.
Судья