Дело № 3-40/2013
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2013 г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
при секретаре Круликовской А.А.
с участием: прокурора прокуратуры Забайкальского края Арутюнова А.В., представителей заявителя ФИО1 – ФИО2, ФИО3, представителей заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края – ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителя заинтересованного лица ФИО7, Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР – ФИО8, представителей Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» – ФИО9, ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-40/2013 по заявлениям ФИО1 о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 июля 2013 года № 97/785-1 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Забайкальского края ФИО1», от 10 июля 2013 года № 97/784-1 «О заявлении Координатора Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края» и о возложении на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность Губернатора Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения заявления Координатора Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР ФИО7 о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края Избирательной комиссией Забайкальского края принято постановление от 10 июля 2013 года № 97/784-1, которым избирательная комиссия признала, что при выдвижении кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края имеются признаки нарушений, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О политических партиях» и Законом Забайкальского края «О выборах Губернатора Забайкальского края».
Основанием принятия постановления явился вывод избирательной комиссии о том, что решение о выдвижении ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края принято общим собранием Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» в неправомочном составе.
10 июля 2013 года Избирательной комиссией Забайкальского края принято постановление № 97/785-1 об отказе ФИО1 в регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Забайкальского края.
Основаниями для отказа явились: недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата; принятие решения о выдвижении ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края общим собранием Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» в неправомочном составе.
Не согласившись с постановлениями избирательной комиссии, ФИО1 обратился в суд с заявлениями об их отмене и возложении на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Губернатора Забайкальского края.
ФИО1 полагает, что решение о выдвижении его кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края было принято правомочным составом общего собрания Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа».
Указывает, что недостаточное количество достоверных подписей депутатов и глав муниципальных образований, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Забайкальского края, вызвано незачетом 26 подписей депутатов в его поддержку в связи с выводом комиссии о проставлении данными депутатами подписей в поддержку ФИО7 по времени раньше чем в его поддержку. Между тем, подписание листов в поддержку ФИО7 депутатами значительно удаленных от места изготовления листов сельских поселений Александрово-Заводского района в тот же день, когда эти листы были изготовлены в типографии и получены ФИО7, позволяют усомниться в соответствии действительности сведений о дате и времени подписания листов поддержки депутатами.
Кроме того, вниманию членов избирательной комиссии им были представлены письменные объяснения депутатов о том, что они либо не проставляли свои подписи в поддержку ФИО7, либо подписали листы позднее даты подписания листов поддержки в его пользу.
Считает, что при выявлении данных обстоятельств избирательная комиссия обязана была предпринять предусмотренные законом процессуальные меры по опросу лиц, достоверность подписей которых вызвала сомнения, с целью устранения возникших сомнений. Непринятие избирательной комиссией данных мер явилось причиной принятия незаконного решения об отказе в регистрации кандидатом на должность губернатора края.
В судебном заседании представители ФИО1 – ФИО2, ФИО3 заявления полностью поддержали. Высказали мнение о том, что в силу части 10 статьи 28 Закона Забайкальского края «О выборах Губернатора Забайкальского края» достоверность всех 26 спорных подписей в поддержку ФИО1 должна быть проверена судом в рамках настоящего дела, в том числе путем допроса подписавших спорные листы депутатов в качестве свидетелей.
Представители Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО9, ФИО10 пояснили суду, что они считают требования ФИО1 подлежащими удовлетворению, поддерживают позицию заявителя о том, что принятие решения о выдвижении ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края было принято правомочным составом общего собрания Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская платформа».
Представители Избирательной комиссии Забайкальского края – ФИО4, ФИО5, ФИО6, представитель ФИО7, Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР – ФИО8 с заявлениями ФИО1 не согласились. Пояснили, что считают оспариваемые постановления законными.
Заслушав представителей заявителя ФИО1, объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела видно, что 5 июня 2013 года на общем собрании Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО1 выдвинут кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края от Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа». Региональное отделение состояло из десяти членов, из которых на собрании присутствовало восемь. Все присутствовавшие на общем собрании члены партии проголосовали за выдвижение заявителя кандидатом на должность губернатора.
8 июля 2013 года в избирательную комиссию поступило заявление ФИО7, выдвинутой кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края от Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР, о выдвижении ФИО1 кандидатом на должность губернатора края неправомочным составом общего собрания Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа».
По результатам проверки указанного заявления избирательная комиссия пришла к выводу о том, что четверо из восьми членов Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа», которые принимали участие в голосовании, являлись членами других политических партий: ФИО11, ФИО12, ФИО13 членами политической партии ЛДПР, а ФИО9 членом ВПП «Единая Россия». Указанное обстоятельство лишало права указанных лиц принимать участие в выдвижении заявителя кандидатом в губернаторы края, в связи с чем принятое решение является неправомочным.
Приведенное выше обстоятельство явилось основанием для принятия избирательной комиссией оспариваемого постановления от 10 июля 2013 года № 97/784-1 «О заявлении Координатора Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края».
Вывод избирательной комиссии о том, что ФИО9 на момент выдвижения ФИО1 являлся членом ВПП «Единая Россия» и в связи с этим не мог принимать участие в выдвижении заявителя кандидатом в губернаторы края является правильным по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 11 июля 2001года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ) право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ устав политической партии содержит условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Из смысла указанных положений закона следует, что член политической партии вправе в любое время беспрепятственно выйти из данной партии, однако такое прекращение членства в партии должно быть осуществлено исключительно в порядке, предусмотренном уставом соответствующей партии.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 5 июня 2013 года ФИО9 являлся членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», состоял на учете в первичном отделении Читинского городского местного отделения партии и членство его в партии не прекращено.
Анализ положений Устава партии «Единая Россия» позволяет сделать вывод о том, что прекращение членства в данной партии оформляется соответствующим решением руководящего органа об исключении из партии независимо от оснований прекращения членства с последующим снятием с партийного учета, что прямо следует из содержания пункта 4.3.7 Устава.
Правильность подобного толкования положений Устава, подтверждается также и содержанием пункта 14.7.6.4 Устава, относящего вопросы принятия в члены партии и исключения из членов партии к полномочиям Местного политического совета.
Имеющееся же в пункте 4.3.1 Устава указание на то, что прекращение членства в партии наступает со дня регистрации письменного заявления об этом в соответствующем отделении, а равно указание пункта 4.3.6 Устава о прекращении членства в партии со дня вступления в другую политическую партию определяют лишь момент прекращения членства в партии, но не исключают необходимость оформления такого прекращения решением соответствующего руководящего органа.
Факт отсутствия такого решения в отношении ФИО9 никем из лиц, участвующих в деле, не отрицается.
Указанные обстоятельства означают, что ФИО9 установленный Уставом ВПП «Единая Россия» порядок выхода из указанной партии соблюден не был, следовательно, он не мог принимать участие в выдвижении заявителя кандидатом в губернаторы края
Вместе с тем с выводами избирательной комиссии о том, что ФИО11, ФИО12, ФИО13 на момент выдвижения ФИО1 являлись членами ЛДПР, что общее собрание Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» являлось неправомочным, суд согласиться не может.
Как указано выше, член политической партии вправе в любое время беспрепятственно выйти из данной партии, однако такое прекращение членства в партии должно быть осуществлено исключительно в порядке, предусмотренном уставом соответствующей партии.
В силу пункта 4.12 Устава политической партии ЛДПР членство в партии прекращается в случае: смерти гражданина, утраты гражданства Российской Федерации, вступления в другую политическую партию, вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным.
Анализ положений Устава политической партии ЛДПР позволяет сделать вывод о том, что они не содержат требования об оформлении прекращения членства в данной партии в случаях предусмотренных пунктом 4.12 Устава решением руководящего органа об исключении из партии.
Данный вывод подтверждается отсутствием в Уставе партии нормы, содержащей соответствующее требование.
Указанное выше позволяет сделать вывод о том, что вступление члена ЛДПР в другую политическую партию означает прекращение его членства в ЛДПР с соблюдением предусмотренного уставом партии порядка.
Решением № 2-1-9 Федерального политического комитета политической партии «Гражданская платформа» от 08 июля 2012 года ФИО11, ФИО12 приняты в члены Политической партии «Гражданская Платформа».
Согласно справке, выданной Федеральным политическим комитетом Политической партии «Гражданская Платформа» от 01.08.2012 г. № 29 ФИО9 и ФИО13 являлись делегатами принявшими участие в работе учредительного съезда Политической партии «Гражданская Платформа».
В силу положений пунктов 26 и 28 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» данные обстоятельства свидетельствуют о вступлении ФИО11, ФИО12, ФИО13 в Политическую партию «Гражданская Платформа» и о неправильности вывода избирательной комиссии о том, что указанные граждане на момент выдвижения ФИО1 кандидатом в губернаторы края не вправе были принимать участие в голосовании.
Так как ФИО11, ФИО12, ФИО13 на момент выдвижения ФИО1 в установленном порядке прекратили свое членство в ЛДПР, то они имели право принимать участие в выдвижении заявителя кандидатом в губернаторы края.
Согласно пунктам 102 и 104 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» общее собрание является правомочным, если в его работе принимает участие более половины членов Партии, состоящих в данном региональном отделении. Решение общего собрания (конференции) регионального отделения считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа принимающих участие в его (ее) работе членов Партии (делегатов).
Поскольку ФИО11, ФИО12, ФИО13 имели право принимать участие в выдвижении заявителя кандидатом в губернаторы края, то в силу приведенных выше положений Устава Политической партии «Гражданская Платформа» проведенное 5 июня 2013 года общее собрание Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» являлось правомочным, а решение собрания о выдвижении ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края от Регионального отделения в Забайкальском крае Политической партии «Гражданская Платформа» принятым.
Участие в собрании члена ВВП «Единая Россия» ФИО9 в связи с наличием кворума на правомочность собрания и на принятие собранием решения повлиять не может.
С учетом изложенного постановление Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 июля 2013 года № 97/784-1 «О заявлении Координатора Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края» нельзя признать правомерным и оно подлежит отмене.
Оснований для удовлетворения заявлений ФИО1 в остальной части требований суд не находит.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), частью 1 статьи 26 Закона Забайкальского края от 29 июня 2012 года № 676-ЗЗК «О выборах Губернатора Забайкальского края» (далее - Закон о выборах Губернатора Забайкальского края) и пунктами 2-5 постановления Законодательного Собрания Забайкальского края от 31 мая 2013 года № 152 «О назначении выборов Губернатора Забайкальского края» в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Забайкальского края должны быть представлены 346 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Забайкальского края.
При этом в указанном числе подписей должны быть 48 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Число подписей, представляемых в Избирательную комиссию Забайкальского края, может превышать необходимое число подписей, но не более чем на 17 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Забайкальского края.
Число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, представляемых в Избирательную комиссию Забайкальского края, может превышать необходимое число подписей, но не более чем на 2 подписи.
В соответствии с подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является основанием для отказа в регистрации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 6 части 2 статьи 29 Закона о выборах Губернатора Забайкальского края.
Как следует из материалов дела, 1 июля 2013 года ФИО1 представлены в Избирательную комиссию Забайкальского края 363 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, собранные в поддержку его выдвижения кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края.
В результате проверки избирательной комиссией 13 подписей признаны недостоверными на основании пункта 1 части 7 статьи 28 Закона о выборах Губернатора Забайкальского края, в связи с тем, что указанные подписи проставлены лицами, не являющимися депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований Забайкальского края. 26 подписей не засчитаны на основании части 7 статьи 26 и части 8 статьи 28 Закона Забайкальского края в силу того, что депутаты вправе поддержать только одного депутата, проставившие подписи лица поддержали выдвижение также кандидата ФИО7 и подписи в поддержку другого кандидата были проставлены по времени раньше.
Установив достоверными только 324 подписи, Избирательная комиссия Забайкальского края отказала ФИО1 в регистрации его кандидатом на должность губернатора края.
ФИО1 оспаривается только признание избирательной комиссией края недостоверными 26 подписей, не засчитанных на основании части 7 статьи 26 и части 8 статьи 28 Закона о выборах Губернатора Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и аналогичной нормы, содержащейся в части 8 статьи 28 Закона о выборах Губернатора Забайкальского края, если при проверке подписи будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Судом были исследованы листы поддержки кандидатов в губернаторы края ФИО1 и ФИО7, в которых одни и те же депутаты поддержали ФИО1 и ФИО7
Из содержащихся в данных листах поддержки сведений следует, что подписи депутатов проставлены ранее за кандидата ФИО7, чем за кандидата ФИО1 Подлинность подписей в поддержку ФИО7 засвидетельствована должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными совершать данное нотариальное действие.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что избирательная комиссия на законных основаниях не засчитала подписи депутатов, поскольку данные депутаты проставили подписи ранее за ФИО7
Обстоятельств, которые бы позволяли отнести какие-либо из оспариваемых 26 подписей в пользу ФИО1, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Необходимость повторной проверки судом подписей, проставленных в поддержку ФИО1, отсутствует, поскольку подлинность этих подписей и время их внесения в подписные листы никем не оспаривается.
Заявление представителей заявителя о проверке судом достоверности 26 подписей в поддержку ФИО1 в рамках настоящего дела фактически направлено на проверку достоверности подписей 26 депутатов в поддержку ФИО7 Однако в силу положений части 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 10 статьи 28 Закона о выборах Губернатора Забайкальского края такая проверка в судебном порядке может быть осуществлена только после принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в такой регистрации и только в рамках рассмотрения дел по заявлениям заинтересованных лиц об оспаривании решений избирательной комиссии, принятых в отношении ФИО7
На данный момент избирательной комиссией решения о регистрации либо об отказе в такой регистрации в отношении ФИО7 не принято, в связи с чем какие-либо основания для проверки достоверности подписей депутатов в поддержку ФИО7 в судебном порядке отсутствуют.
Иное являлось бы нарушением компетенции избирательной комиссии, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно она полномочна проверять действительность и достоверность подписей избирателей.
Следовательно, доводы заявителя о том, что избирательная комиссия с целью устранения возникших сомнений была обязана предпринять предусмотренные законом процессуальные меры по опросу лиц, проставивших подписи за другого депутата, с целью установления, когда они проставили подписи за ФИО7, что непринятие избирательной комиссией данных мер явилось причиной принятия незаконного решения об отказе в регистрации кандидатом на должность губернатора несостоятельны.
Кроме этого, в силу положений части 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ проведение опроса лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение, является правом, а не обязанностью избирательной комиссии.
Сомнения заявителя в достоверности подписей, внесенных в поддержку ФИО7, основаны на предположении о совершении депутатами, осуществлявшими сбор подписей лицами, должностными лицами органов местного самоуправления противоправных действий, право установления которых отнесено к исключительной компетенции правоохранительных органов.
В настоящее время правоохранительными органами данные факты не установлены.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписи в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Подписание листов поддержки в поддержку ФИО7 депутатами сельских поселений Александрово-Заводского района произведено после выдвижения ФИО7 кандидатом на должность губернатора Забайкальского края. Подписание данных листов депутатами в день их изготовления и получения кандидатом не является основанием для возникновения сомнений в достоверности подписей.
Из ответа на запрос суда директора типографии, изготовившей листы поддержки для ФИО7, следует, что часть листов была передана уезжавшему в отдаленный район представителю ФИО7 в ночь на 19 июня 2013 года, сведения об оплате работы по изготовлению листов поддержки были предоставлены 19 июня 2013 года в первой половине дня.
Приведенное обстоятельство опровергает доводы заявителя по поводу невозможности подписания листов поддержки в поддержку ФИО7 депутатами значительно удаленных от места изготовления листов сельских поселений Александрово-Заводского района в день изготовления и получения подписных листов.
Поскольку вывод избирательной комиссии о том, что заявитель не может быть зарегистрирован кандидатом в губернаторы края ввиду недостаточного количество подписей является правильным, вывод комиссии о выдвижении ФИО1 неправомочным составом не может повлечь за собой отмену данного постановления.
Нельзя не учитывать и то, что для того чтобы быть зарегистрированным кандидатом на должность Губернатора Забайкальского края ФИО1 необходимо 22 достоверных подписи из 26 оспариваемых подписей. Однако обстоятельства, в связи с которыми подписи депутатов ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 подлежат признанию недействительными по обстоятельствам, на которые ссылается заявитель, из материалов дела не усматриваются. Неисключение подписей данных лиц из числа недостоверных в любом случае влечет за собой недостаточность количества подписей для регистрации ФИО1 кандидатом на должность губернатора края.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным постановления избирательной комиссии Забайкальского края от 10 июля 2013 года № 97/785-1 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Забайкальского края ФИО1», о возложении на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность Губернатора Забайкальского края отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление Избирательной комиссии Забайкальского края от 10 июля 2013 года № 97/784-1 «О заявлении Координатора Забайкальского регионального отделения политической партии ЛДПР о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО1 на выборах Губернатора Забайкальского края» признать незаконным и отменить.
В остальной части требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий судья В.В. Пичуев
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда В.В. Пичуев