Дело №3-40/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Якутск 17 октября 2014 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Марковой ДР.,
с участием прокурора Самойловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об отмене решений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года об итогах голосования, о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года,
установил:
14 сентября 2014 года состоялись выборы Главы Республики Саха (Якутия). ФИО2, действующий на основании доверенности в интересах кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) ФИО1, обратился в суд с заявлением о признании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) (далее ЦИК РС(Я)) от 17 сентября 2014 года об итогах голосования незаконным. Заявление мотивировано тем, что в протоколе об итогах голосования указано число включенных в список избирателей - 601 916. При этом было изготовлено 618 200 бюллетеней, что превышает норму, установленную пунктом 2 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ). Названной нормой установлено, что число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. При этом, при суммировании числа погашенных бюллетеней (259 758), числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования (22436), избирательных бюллетеней в стационарных ящиках для голосования (294729) и числа не учтенных при получении (1), общее количество бюллетеней составляет 576 924. Следовательно, 41 276 (618 200 -576 924) бюллетеней исчезли. Кроме того указывает, что данные ЦИК РС(Я) о численности избирателей постоянно менялись. По состоянию на 1 июля 2014 года указывалось количество избирателей - 613 262, а в протоколе ЦИК РС(Я) об итогах голосования 601 916 избирателей. Следовательно, 11 346 избирателей, как указывает заявитель, в списки избирателей не были включены.
Заявитель также указывает на нарушения норм избирательного законодательства при проведении досрочных выборов. Так, по мнению заявителя, Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-3 N 1075-М «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)»
1
устанавливающий, в том числе, порядок досрочного голосования на выборах, согласно которому избирателю, который в день выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования, предоставляется право досрочного голосования, не подлежит применению, поскольку он не был опубликован в средствах массовой информации на языке народа саха. Также указывает, что при досрочном голосовании в местах проведения досрочного голосования не были оборудованы места для тайного голосования, члены участковых комиссий отсутствовали, бюллетени вкладывались в конверты, а затем в сейф. На избирательном участке №801 г. Якутска из 624 избирателей, принявших участие в голосовании, 346 избирателей (55%) проголосовали досрочно, без указания причин досрочного голосования.
Кроме того, заявитель указывает, что был нарушен порядок формирования ЦИК РС(Я), поскольку половина ее членов назначены Указом Президента РС(Я) ФИО3 от 30 июля 2012 года № 1571, то есть находятся в его подчинении.
Заявитель ссылается также на то, что ФИО3, и.о. Главы Республики Саха (Якутия), признанный избранным Главой Республики Саха (Якутия), при проведении своей избирательной кампании использовал преимущества своего должностного положения и произвел подкуп избирателей г. Якутска. Использование должностного положения кандидатом ФИО3, как указывает заявитель, выразилось в том, что ФИО3 разместил, с оплатой за счет средств своего избирательного фонда, в средствах массовой информации призывы члена Совета Федерации РФ ФИО4, депутата Государственной Думы РФ ФИО5, главы муниципального образования «Город Якутск» ФИО6, депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) отдать голоса за него. Указанные призывы публиковались в государственных и муниципальных средствах массовой информации, при этом другим кандидатам, в том числе ФИО1, не был гарантирован такой же доступ к указанным средствам массовой информации. Кроме того, находящаяся в подчинении и.о. Главы Республики Саха (Якутия) ФИО3 Председатель Государственного Комитета юстиции РС(Я), член ЦИК РС(Я) ФИО7. призывала в газете «Нюрка» от 10 сентября 2014 года отдать голоса за ФИО3
Под видом командировок в районы республики для оказания содействия избирательным комиссиям в подготовке к выборам, заместитель Руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я) ФИО8, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) генеральный директор ГУП ЖКХ ФИО9, министр по делам молодежи и семейной политике РС(Я) ФИО10 проводили предвыборную агитацию в трудовых коллективах. В целях подкупа избирателей г. Якутска кандидат ФИО3 18 августа 2014 года издал Указ «О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на 2015-2019 годы», тогда как вопрос социально-экономического развития городского округа «Город Якутск» находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Городской Думы.
При подготовке к рассмотрению в судебном заседании ФИО2 дополнил требование об отмене решения об итогах голосования требованием об отмене решения ЦИК РС(Я) от 17 сентября 2014 года о результатах выборов по основаниям, изложенным
2
в первоначальном заявлении, а именно в связи с использованием кандидатом, признанным избранным, преимуществ должностного или служебного положения, а также с подкупом избирателей, о чем представил письменное заявление.
При этом сослался также на следующие основания для отмены решения о результатах выборов. В печатных изданиях были опубликованы ряд статей, содержащих критику и негативную информацию о кандидате ФИО1 с одновременной публикацией позитивной информации о кандидате ФИО3 В качестве доказательства указанного обстоятельства заявитель ссылается на постановление мирового судьи судебного участка № 42 о привлечении главного редактора государственной газеты «Якутия» к административной ответственности по ст. 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, указал на то, что 28 августа 2014 года министр по делам молодежи и семейной политике РС(Я) ФИО10 в помещении Саха театра организовал и руководил агитацией при встрече кандидата ФИО3 с делегатами 1 съезда молодежи Республики Саха (Якутия). При проведении указанного съезда всем его участникам бесплатно раздавались футболки, на которых была нанесена надпись: «Наш ФИО3». Указанное обстоятельство заявитель расценивает как бесплатную раздачу товара, что свидетельствует, по мнению заявителя, о подкупе избирателей.
Также заявитель сослался на использование кандидатом ФИО3 на безвозмездной основе транспортных средств, находящихся в государственной собственности республики для осуществления своей агитационной деятельности, а именно указывает на то, что ФИО3 ездил на указанных транспортных средствах по населенным пунктам и призывал население проголосовать за него.
В судебном заседании представители заявителя ФИО1 - ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО15, ФИО16, действующие на основании доверенностей, поддержали доводы заявления по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему.
Представители ЦИК РС(Я) ФИО17 и ФИО18, действующие на основании доверенностей, с заявлением не согласились и пояснили, что оснований, предусмотренных избирательным законодательством для отмены решений об итогах голосования и решения о результатах выборов, не имеется. Выборы Главы Республики Саха (Якутия) были назначены постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года, данных о численности зарегистрированных избирателей на 1 июля 2014 еще не было, в связи с чем для определения количества бюллетеней, подлежащих изготовлению, были взяты данные ГАС «Выборы» о численности зарегистрированных избирателей на 1 января 2014 года -609 710 человек. Было изготовлено 618 200 бюллетеней, что не превышает установленный законом предел (1,5% от числа зарегистрированных избирателей). В территориальные избирательные комиссии были переданы все 618 200 бюллетеней, в свою очередь, территориальные избирательные комиссии (далее ТИК) передали участковым избирательным комиссиям (далее УИК) 577258 бюллетеней, оставив в резерве 35-ти ТИК 40 942 бюллетеня. Они после окончания времени голосования были погашены как неиспользованные, о чем членами ТИК были составлены соответствующие
з
акты.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 ФИО19, действующий на основании доверенности, требования не признал и пояснил, что 8 сентября 2014 года Верховным судом РС(Я) вынесено решение по заявлению ФИО1 об отмене регистрации ФИО3 Указанное решение вступило в законную силу. При оспаривании регистрации ФИО3 ФИО1 ссылался на основания и приводил доводы, на которые ссылается в настоящем заявлении. Указывая, что этим доводам дана правовая оценка, а обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело, представитель заинтересованного лица просит отказать в удовлетворении заявления об отмене решения о результатах выборов. Для отмены решения об итогах голосования, как указывает представитель заинтересованного лица, оснований не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, суд приходит к следующему.
14 сентября 2014 года состоялись досрочные выборы Главы Республики Саха (Якутия).
17 сентября 2014 года ЦИК РС(Я) подведены итоги голосования путем суммирования данных, содержащихся в 35-ти протоколах территориальных избирательных комиссий, о чем составлен протокол об итогах голосования.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона № 67-ФЗ на основании протоколов нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Таким образом, протокол ЦИК РС(Я) от 17 сентября 2014 года об итогах голосования в Республике Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года на выборах Главы Республики Саха (Якутия) является решением об итогах голосования, которое оспаривает заявитель.
17 сентября ЦИК РС(Я) вынесла постановление «О результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года». Согласно указанному постановлению, выборы Главы Республики Саха (Якутия) признаны состоявшимися, избранным Главой Республики Саха (Якутия) считается ФИО3,, получивший 186 471 голос избирателя, что составляет 58,79% от числа избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Указанное решение также оспаривается заявителем.
Основания, по которым суд вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования и решение о результатах выборов различны и установлены, соответственно, п.1.1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ.
Так, согласно п. 1.1 названной статьи суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
4
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума,
если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты
волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если
указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты
волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов
избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников
референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии
референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю
избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волюизбирателей, участников референдума.
В данном случае ни одного из указанных нарушений, предусмотренных в качестве оснований для отмены решения об итогах голосования, судом не установлено.
Оспаривая решение об итогах голосования, заявитель ссылается на то, что количество изготовленных ЦИК РС(Я) бюллетеней превышало установленный п.2 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ предел. Согласно названной норме, число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
По подсчетам заявителя число бюллетеней не должно было быть больше 610 944, поскольку количество избирателей, включенных в список составило 601 916. Между тем, изготовлено 618 200 бюллетеней, территориальным избирательным комиссиям выдано это же количество бюллетеней, а в итоговом протоколе указано, что использовано в общей сумме 576 924 бюллетеня. Заявитель разницу между изготовленными и использованными бюллетенями в количестве 41 276 отнимает от числа голосов, отданных за ФИО3, и утверждает, что за него отдано не 58,79% голосов, а 45 %.
Указанные доводы заявителя являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства.
Из представленных ЦИК РС(Я) доказательств следует, что при изготовлении 618 200 бюллетеней ЦИК РС(Я) исходила из данных ГАС «Выборы» о численности зарегистрированных избирателей на 1 января 2014 года - 609 710 человек. Данных о численности зарегистрированных избирателей на 1 июля 2014 на момент заказа бюллетеней не было, поскольку заказ на изготовление производился сразу после назначения выборов постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года.
Было изготовлено 618 200 бюллетеней, что не превышает установленный законом предел (1,5% от числа зарегистрированных избирателей). В ТИК были переданы все 618 200 бюллетеней, в свою очередь, эти комиссии передали в УИК в общей сложности 577258 бюллетеней, оставив в резерве 35-ти ТИК 40 942 бюллетеня. В соответствии с
5
п. 13 ст. 63 Федерального закона № 67, по каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче ТИК в УИК бюллетеней, комиссии исходили из числа избирателей, включенных в списки избирателей на день передачи бюллетеней.
Оставшиеся в резерве ТИК 40 942 бюллетеней (618200 - 577258) не передавались участковым комиссиям и, соответственно, не использовались, в связи с чем принимать их в расчет при подсчете голосов, отданных за ФИО3, как это делает заявитель, не следует.
Указанные 40 942 бюллетеня после окончания времени голосования были погашены как неиспользованные, о чем членами ТИК были составлены соответствующие акты, копии которых представлены суду.
Доводы заявителя о том, что 11 346 избирателей в список не были включены, основаны на том, что по состоянию на 1 июля 2014 число избирателей составляло 613262 человека, а в протоколе об итогах голосования указано число избирателей -601 916. Указанный довод является несостоятельным, поскольку в протоколе об итогах голосования приведено число избирателей, фактически включенных в список избирателей на момент окончания голосования, тогда как по состоянию на 1 июля 2014 года приводятся данные о численности зарегистрированных на указанную дату избирателей.
Доводы о незаконности применения норм Закона РС(Я) «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)» ввиду того, что он не был опубликован на языке народа саха, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются (статья 15 часть 3); государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык; республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68 части 1 и 2).
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик (пункт 1).
Таким образом, закон субъекта РФ должен быть опубликован на государственном языке Российской Федерации обязательно, а на государственном языке республики он может быть опубликован.
б
Поскольку ко времени проведения выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года Закон Республики Саха (Якутия) "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" был официально опубликован на русском языке, факт отсутствия на тот момент его официальной публикации на языке саха не означает, что он не должен применяться.
В качестве доказательства доводов о том, что при досрочном голосовании в местах проведения досрочного голосования не были оборудованы места для тайного голосования, члены участковых комиссий отсутствовали, досрочное голосование на участке № 801 проводилось без соответствующих заявлений избирателей, заявитель ссылается на заявление ФИО20 об указанных нарушениях, направленное в ТИК г. Якутска. Из представленных ЦИК РС(Я) суду доказательств следует, что обстоятельства, на которые ссылался ФИО20, не подтвердились при проверке, проведенной по его заявлению. На основании распоряжения Главы Окружной администрации города Якутска от 13 августа 2014 года были созданы рабочие группы по приемке избирательных участков в городском округе «город Якутск» по выборам Главы РС(Я). Имеется акт приемки от 2 сентября 2014 года помещения для проведения голосования, расположенного по ул. Маяковского 75 (участок, где голосовал ФИО20), из которого следует, что в помещении установлены две кабинки для голосования. К акту прилагаются фотографии помещения. Суду на обозрение были представлены все 346 заявлений лиц, проголосовавших досрочно на участке № 801. Довод о том, что при досрочном голосовании должны присутствовать все члены комиссии с правом решающего голоса, основан на неправильном толковании норм избирательного закона, а именно ст. 65 Федерального закона № 67. Указанной нормой не предусматривается обязанность всех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса присутствовать при проведении досрочного голосования.
Доводы о нарушении порядка формирования ЦИК РС(Я), поскольку половина ее членов назначены Указом Президента РС(Я) ФИО3 от 30 июля 2012 года № 1571, то есть находятся в его подчинении нельзя признать обоснованными по следующим основаниям..
Согласно положениям подпункта "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членами комиссии с решающим голосом не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидата.
Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г.).
Данных о том, что перечисленные заявителем члены ЦИК РС(Я) ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 находятся в непосредственном подчинении кандидата ФИО3, не представлено. Напротив, самим заявителем представлены данные, опровергающие данное утверждение. Так, ФИО24, председатель комиссии, его заместители ФИО27
7
Е.П. и ФИО23 работают в качестве таковых на постоянной (штатной) основе, и не находятся в подчинении у кандидата ФИО3 ФИО22 - редактор отдела политики ОАО «Редакция газеты «Якутия», ФИО25- первый заместитель руководителя ГАУ «МФЦ РС(Я), ФИО26 -директор представительства АК «Алроса»(ЗАО) в г. Якутске. Полномочия члена ЦИК РС(Я) ФИО7., председателя Госкомитета юстиции РС(Я) были приостановлены постановлением ЦИК РС(Я) от 20 июня 2014 года до окончания выборов Главы РС(Я). Ей также был предоставлен очередной отпуск со 2 сентября 2014 года распоряжением и.о. Главы Республики Саха (Якутия) от 1 сентября 2014 года № 845-РГ,
Таким образом, суд, оценив представленные по делу доказательства и исходя из положений Федерального закона N 67-ФЗ, приходит к выводу о том, что оснований для признания решения ЦИК РС(Я) от 17 сентября 2014 года об итогах голосования незаконным и его отмены не имеется.
В соответствии п. 2 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее
список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали
на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного
избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от
предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного
законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее
список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли
подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю
избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее
список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении
агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего
Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения,
выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов,
использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное
нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата,
списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю
избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о
выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей
(п.2 ст. 77 Федерального закона № 67).
Доводы заявителя о том, что при проведении своей избирательной кампании кандидат ФИО3, занимающий должность временно исполняющего обязанности
Главы Республики Саха (Якутия), использовал преимущества своего должностного и служебного положения, что выразилось в проведении предвыборной агитации в поддержку кандидата ФИО3 членом Совета Федерации РФ ФИО4, депутатом Государственной Думы РФ ФИО5, а также лицом, замещающим выборную муниципальную должность, а именно Главой МО «Город Якутск» ФИО28, в привлечении кандидатом лиц, находящихся в его подчинении или в иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидата, были предметом рассмотрения Верховным Судом РС(Я) в рамках рассмотрения заявления ФИО1 об отмене регистрации ФИО3 Указанным доводам судом дана правовая оценка. Решением Верховного Суда РС(Я) от 08 сентября 2014 года, вступившим в законную силу, установлено, что приведенные выше доводы заявителя не свидетельствуют об использовании кандидатом ФИО3 преимуществ должностного положения в том его понимании, какое приводится в п. «а» ч.5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ.
Частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом доводы заявителя о том, что в настоящем заявлении он приводит в качестве доказательств иные публикации указанных лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, имевшие место после вынесения решения Верховным Судом РС(Я) от 8 сентября 2014 года, не имеет правового значения, поскольку не свидетельствуют о наличии новых обстоятельств, подтверждающих использование кандидатом ФИО3 преимуществ должностного положения. Доводам заявителя об участии в предвыборной агитации в поддержку кандидата ФИО3 указанных лиц дана оценка и сделан соответствующий вывод судом.
Доводам о том, что в печатных изданиях был опубликован ряд статей, содержащих критику и негативную информацию о кандидате ФИО1 с одновременной публикацией позитивной информации о кандидате ФИО3; о том, что 28 августа 2014 года государственные органы, в том числе министр по делам молодежи и семейной политике РС(Я) ФИО10 А,С, в помещении Саха театра провели общереспубликанский съезд молодежи, организованной за счет бюджетных средств в целях избрания кандидата ФИО3; о том, что в целях подкупа избирателей г. Якутска кандидат ФИО3 18 августа 2014 года издал Указ «О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на 2015-2019 годы», также дана оценка судом в рамках ранее рассмотренного дела. Выводы суда по этим доводам приведены в вышеназванном решении Верховного Суда РС(Я) от 8 сентября 2014 года. Суд пришел к выводу о несостоятельности указанных доводов. Заявитель в рамках данного дела пытается оспорить установленные вступившим в законную силу судебным актом обстоятельства, что является недопустимым.
Доводы заявителя, что при проведении предвыборной агитации кандидатом ФИО3 осуществлялся подкуп избирателей бесплатной раздачей футболок, на
9
которых была нанесена надпись: «Наш ФИО3» являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Из уведомления уполномоченного представителя ФИО3, поданного в ЦИК РС(Я), следует, что он представляет экземпляры сувенирной продукции - футболки белой и футболки синей с шелкотрафаретной печатью «Наш ФИО3», указывая, что их изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата ФИО3, представляет сведения об их изготовителе. Футболки с указанными надписями нельзя отнести к товарам, поскольку они не обладают потребительскими свойствами, являются рекламным политическим продуктом. Поскольку вышеприведенной нормой под подкупом понимается бесплатное распространение товаров, а в данном случае футболки с надписями: «Наш ФИО3» к таковым отнести нельзя, довод заявителя о факте подкупа избирателей путем бесплатной раздачи футболок является несостоятельным.
Довод заявителя об использовании кандидатом ФИО3 на безвозмездной основе транспортных средств, находящихся в государственной собственности республики для осуществления своей агитационной деятельности, ничем не подтвержден. Напротив, из представленных заявителем публикаций, освещающих поездки и.о. Главы Республики РС(Я) ФИО3 по населенным пунктам республики, следует, что каких-либо агитационных выступлений с призывами голосовать за него, при встречах с населением городов, поселков и сел он не допускал. Его поездки носили рабочий характер, и были обусловлены необходимостью исполнять обязанности Главы Республики Саха (Якутия).
Довод об использовании ФИО3 государственных и муниципальных I средств массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, без гарантий такого же доступа к ним иных кандидатов, в том числе ФИО1, также ничем не
К)
подтвержден. Не представлено данных о том, что ФИО1, было отказано в предоставлении возможности размещать агитационные материалы в государственных и муниципальных средствах массовой информации в порядке, определенном избирательным законодательством.
В подтверждение довода о том, что под видом командировок в районы республики для оказания содействия избирательным комиссиям в подготовке к выборам, заместитель Руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я) ФИО8, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) генеральный директор ГУП ЖКХ ФИО9, министр по делам молодежи и семейной политике РС(Я) ФИО10 проводили предвыборную агитацию в трудовых коллективах заявителем не представлено каких-либо доказательств. Данных о том, что указанные лица вели предвыборную агитацию в ходе служебных командировок не имеется.
Согласно п. 16 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. Целями командировок указанных лиц, как указывается заявителем, являлось оказание содействия избирательным комиссиям в организации проведения выборов.
Для отмены решения о результатах выборов недостаточно установления факта нарушений, предусмотренных ч,2 ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ. Необходимо также установить, что эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из решения об итогах голосования следует, что за ФИО1 проголосовало 93 534 избирателя, тогда как за ФИО3 186471 избиратель, что практически в два раза превышает число голосов, отданных за ФИО1
Таким образом, результаты выборов очевидны, действительная воля избирателей не вызывает сомнений.
При рассмотрении данного дела суд не может не учитывать также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 апреля 2013 г. N 8-П. Согласно правовой позиции, содержащейся в данном постановлении, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
и
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года об итогах голосования, о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья З.С. Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 20.10 2014 г.
12