ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-415/2016 от 01.09.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-365/2016

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 01 сентября 2016 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Брянского В.Ю.

при секретаре судебного заседания Б.Д.В.,

с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Е.В.,

представителя административного истца Ставропольского регионального отделения Политической партии <…> А.С.Н.,

представителя административного ответчика избирательной комиссии Ставропольского края П.В.А.,

представителей заинтересованного лица избирательной комиссии города Ставрополя З.И.В., Ф.В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Ставропольского регионального отделения Политической партии <…> к избирательной комиссии Ставропольского края об оспаривании постановления избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> об отмене постановления избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года № <…> «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>,

установил:

решением Ставропольской городской Думы от 24 июня 2016 года №864 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Ставропольской городской Думы седьмого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> отменено постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года № <…> «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>.

На избирательную комиссию города Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ставропольское региональное отделение Политической партии <…> в срок не позднее 24 августа 2016 года.

Избирательное объединение Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Ставропольского края о признании незаконным и отмене указанного постановления избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года.

Административные исковые требования мотивированы тем, что избирательной комиссией Ставропольского края нарушено право на равенство кандидатов, входящих в список избирательных объединений, закрепленное в ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ). Так, их избирательное объединение, вместе с входящими в нее кандидатами, выполнило все требования закона к представляемым в избирательную комиссию документам, а избирательное объединение Ставропольское региональное отделение Политической партии <…> представило документы с нарушением норм действующего избирательного законодательства.

Полагает постановление избирательной комиссии Ставропольского края незаконным, поскольку выявленные факты и допущенные избирательной комиссией города Ставрополя нарушения являются несущественными и не могли служить основанием для отмены постановления нижестоящей избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов.

В своих требованиях, с учетом их изменения, административный истец просил признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> об отмене постановления избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года №<…> «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>.

В судебном заседании представитель административного истца А.С.Н. поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Ставропольского края П.В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поскольку считал, что краевая избирательная комиссия обладала полномочиями на принятие оспариваемого решения, при этом процедура принятия такого решения не была нарушена. Представлены письменные возражения на административное исковое заявление.

Представители заинтересованного лицаизбирательной комиссии города Ставрополя З.И.В. и Ф.В.В. в судебном заседании поддержали административные исковые требования и просили их удовлетворить, полагая незаконным постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> в связи с отсутствием фактических и правовых оснований для отмены постановления избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года №<…>. Сослались на несоответствие мотивировочной части оспариваемого постановления его резолютивной части и отсутствие в обосновании решения об отмене постановления нижестоящей избирательной комиссии ссылки на норму закона, содержащую основания для такой отмены.

Представитель заинтересованного лица Ставропольского регионального отделения Политической партии <…>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Одновременно представлены письменные возражения на административный иск.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица в порядке ч. 3 ст. 243 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Л.Е.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании подпунктов "а", "к" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) полномочиями избирательной комиссии субъекта Российской Федерации являются осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.

Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона.

Порядок рассмотрения жалоб (заявлений), указанных в подпункте "к" пункта 10 и пункте 11 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ регулируется пунктами 6 и 8 статьи 75 этого Закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федеральный закон N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Как установлено судом, постановлением избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года № <…> отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>.

Не согласившись с вынесенным постановлением, уполномоченный представитель избирательного объединения - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…> Б.Г.Э. обратился с жалобой на него в избирательную комиссию Ставропольского края.

Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> отменено постановление избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года № <…> «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>».

На избирательную комиссию города Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…>, в срок не позднее 24 августа 2016 года.

Основанием для принятия такого решения послужили допущенные избирательной комиссией города Ставрополя нарушения прав избирательного объединения, выразившиеся в нарушении порядка проведения проверки соблюдения избирательным объединением порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, а именно допущенные избирательной комиссией города Ставрополя действия по расшиванию папки с подписными листами, сброшюрованной и заверенной представителем избирательного объединения, по самостоятельному формированию без согласия избирательного объединения 20 папок с подписными листами, по нарушению порядка проведения процедуры случайной выборки (жеребьевки) папок с подписными листами, не заверенными представителем избирательного объединения и не скрепленными печатью избирательного объединения; допущенное бездействие по ненаправлению подписных листов после случайной выборки (жеребьевки) для проведения проверки в региональные органы ФМС России и МВД России, по ненаправлению подписных листов после случайной выборки (жеребьевки) для проверки с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Вышестоящей избирательной комиссией для избирательной комиссии города Ставрополя является избирательная комиссия Ставропольского края, а потому, принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия Ставропольского края действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Статьей 3 Закона Ставропольского края от 19.11.2003 № 42-кз (ред. от 04.05.2016) "Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае" число членов избирательной комиссии Ставропольского края с правом решающего голоса составляет 14 человек.

На заседании избирательной комиссии Ставропольского края 22 августа 2016 года состоялось рассмотрение жалобы уполномоченного представителя избирательного объединения - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…> Б.Г.Э. и голосование по вопросу рассмотрения жалобы.

На заседании комиссии приняли участие 12 членов, при этом с правом решающего голоса 11 членов. За отмену постановления избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года № <…> высказалось (проголосовали) 9 членов избирательной комиссии Ставропольского края, против 0, 3 члена избирательной комиссии не принимали участие в голосовании.

Изложенное позволяет сделать суду вывод о том, что процедура принятия оспариваемого решения соблюдена.

При таких фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, отменяя решение избирательной комиссии города Ставрополя, избирательная комиссия Ставропольского края действовала в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с п. 6 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ, а следовательно не имеется оснований для удовлетворении заявленных административных требований Ставропольского регионального отделения Политической партии <…>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ставропольского регионального отделения Политической партии <…> к избирательной комиссии Ставропольского края об оспаривании постановления избирательной комиссии Ставропольского края от 22 августа 2016 года №<…> об отмене постановления избирательной комиссии города Ставрополя от 12 августа 2016 года №<…> «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Ставропольское региональное отделение Политической партии <…> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия судом путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 02 сентября 2016 года.

Судья В.Ю. Брянский