Дело № 3а-389/2017
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 14 августа 2017 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,
с участием представителя административного истца Миляевой О.И. – Лепехина Е.С., действующего в суде по доверенности,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миляевой Ольги Ивановны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объектов капитального строительства – нежилых зданий в размере их рыночной стоимости,
установил :
Миляева О.И. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненном (т. 3 л.д. 113-121), об установлении кадастровой стоимости земельных участков :
- с кадастровым номером 26:12:011702:68, площадью 2323 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под гостевую автостоянку, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом № 107 а/1, в квартале 253, в размере равной его рыночной стоимости – 2050000 руб.;
- с кадастровым номером 26:12:011702:69, площадью 1924 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, в размере его рыночной стоимости – 1698000 руб.,
а также установлению кадастровой стоимости нежилых строений :
- нежилого здания, назначение : нежилое здание, площадью 735,4 кв.м., этажность 3, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:229, в размере его рыночной стоимости – 10081000 руб.;
- административного здания, назначение : нежилое, площадью 847,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, кадастровый номер 26:12:010901:116, в размере его рыночной стоимости – 11622000 руб.;
- административно-офисного здания, назначение : нежилое здание, площадью 1057,9 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:87, в размере его рыночной стоимости – 13673 000 руб.;
- административного складского здания, назначение : нежилое здание, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:010901:141, в размере его рыночной стоимости – 1318 000 руб.
В обоснование заявленных требований Миляева О.И. указала, что является собственником указанных объектов недвижимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1382 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков составила :
- с кадастровым номером 26:12:011702:68 - 3760937 руб.,
- с кадастровым номером 26:12:011702:69 – 5904640,56 руб. Кадастровая стоимость нежилых объектов недвижимости составила :
- нежилого здания по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, - 15969084,50 руб.;
- административного здания по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, - 31349711,52 руб.;
- административно – офисного здания, по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, - 22873575,27 руб.;
- административного складского здания по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А - 2297981 руб.
Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков, объектов капитального строительства – нежилых зданий превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и обязанности по уплате налоговых платежей, которые рассчитываются непосредственно от результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец обратился к независимому оценщику – ООО «Деловой партнер», согласно отчетам которого рыночная стоимость указанных объектов недвижимого имущества составила :
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:68 - 2050000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:69 1698000 руб.
- нежилого здания по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, - 10081000 руб.;
- административного здания по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, - 11622000 руб.;
- административно – офисного здания, по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, - 13673000 руб.;
- административного складского здания по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А - 1318000 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2015, Миляева О.И. обратилось в Ставропольский краевой суд с данным административным иском.
В судебное заседание административный истец Лепехина О.И. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявленного ею иска по существу.
В судебном заседании представитель административного истца Миляевой О.И. – Лепёхин Е.С. поддержал заявленные требования в полном объёме. Просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Представители административных ответчиков – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края; представители заинтересованных лиц – администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Коплик О.В. поступило ходатайство об отложении рассмотрения административного дела на другой срок, в связи с ее занятостью в судебном процессе в Октябрьском районном суде.
Разрешая данное ходатайство суд, с учетом положений п. п. 1 ч. 6 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также с учетом мнения представителя административного истца Лепехина Е.С., полагал рассмотреть заявленные исковые требований в отсутствие представителя заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, так как доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представлено.
В письменных возражениях на иск административный ответчик - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с требованиями административного иска не согласилось, полагало, что оснований к изменению кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде у административного истца не имеется. Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества затрагивает права и законные интересы муниципального образования, поскольку уменьшение кадастровой стоимости объекта недвижимости может привести к финансовым потерям муниципального бюджета, пополняемого за счет арендных платежей, размер которых исчисляется из кадастровой стоимости. Управление также ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (т. 3 л.д. 122-125/).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения лица, участвующего в деле, в соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, Миляева О.И. является собственником заявленных в административном иске объектов недвижимости.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:011702:68, площадью 2323 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под гостевую автостоянку, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а/1, в квартале 253, возникло на основании заявления Миляевой О.И. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.06.2011. Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2011 (т. 1 л.д. 18). Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что разрешенное использование земельного участка – под гостевую автостоянку (т. 1 л.д. 19-20). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:68 – 3462594,11 руб. (т. 1 л.д. 21).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:011702:69, площадью 1924 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, возникло на основании заявления Миляевой О.И. о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.06.2011. Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2011 (т. 1 л.д. 23). Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что разрешенное использование земельного участка – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения (т. 1 л.д. 24-25). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:69 – 4387047,08 руб. (т. 1 л.д. 26).
Право собственности на объект недвижимости – нежилое здание, назначение : нежилое здание, площадь общая 735,4 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а, в квартале 253, возникло на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.08.2011, выданного комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя и решения арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2013. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 25.10.2013 (т. 1 л.д. 28). Из кадастрового паспорта на здание от 01.12.2016 следует, что кадастровый номер объекта – 26:12:011702:229 (т. 1 л.д. 29-30). Кадастровая стоимость нежилого здания – 18781126,51 руб. (т. 1 л.д. 31).
Право собственности на объект недвижимости – административное здание, назначение : нежилое, площадью 847,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, кадастровый номер 26:12:010901:116, возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.04.2010 и свидетельства о праве собственности от 30.04.2010. Право собственности на данное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.05.2010 (т. 1 л.д. 33-35). Кадастровая стоимость административного здания – 31349711,52 руб. (т. 1 л.д. 36).
Право собственности на объект недвижимости – административно-офисное здание, назначение - нежилое, площадью 1057,9 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:87, возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.04.2010 и свидетельства о праве собственности от 30.04.2010. Право собственности на данное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 12.05.2010 (т. 1 л.д. 39-41). Кадастровая стоимость административно – офисного здания – 37271431,74 руб. (т. 1 л.д. 42).
Право собственности на объект недвижимости – административное складское, назначение : нежилое здание, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, кадастровый (условный номер) номер 26:12:010901:141, возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.04.2010 и свидетельства о праве собственности от 30.04.2010. Право собственности на данное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 11.05.2010 (т. 1 л.д. 44-45). Кадастровая стоимость административного складского здания – 3462923,63 руб. (т. 1 л.д. 46).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01.01.2015.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1382 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.
В соответствии с отчетами об определении рыночной стоимости № 01342 от 22.12.2016 и № 01343 от 23.12.2016 ООО «Деловой Партнер» рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:68, площадью 2323 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под гостевую автостоянку, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а/1, в квартале 253, в размере равной его рыночной стоимости – 2050000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:69, площадью 1924 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а, в квартале 253, в размере его рыночной стоимости – 1698000 руб. (т. 1 л.д. 51- 144).
Согласно отчета об оценке № 01343 объекта оценки : объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности Миляевой О.И., расположенные в г. Ставрополе по ул. Шпаковская, 107А, рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015 составила :
- нежилого здания, назначение : нежилое здание, площадью 735,4 кв.м., этажность 3, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:229 – 10081000 руб.;
- административного здания, назначение : нежилое, площадью 847,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, кадастровый номер 26:12:010901:116 - 11622000 руб.;
- административно-офисного здания, назначение : нежилое здание, площадью 1057,9 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:87 - 13673 000 руб.;
- административного складского здания, назначение : нежилое здание, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:010901:141 - 1318 000 руб. (т. 2 л.д. 1 – 230).
На указанный отчет об определении рыночной стоимости земельных участков получено положительные экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз оценщиков» № 8175 от 10.01.2017, согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
На отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости – объектов капитального строительства получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз оценщиков» № 8176 от 10.01.2017, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости объектов нежилых строений соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
По ходатайству административного истца на основании определения Ставропольского краевого суда от 28.03.2017 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручена экспертам ООО «Глав Эксперт».
Согласно заключению эксперта № 103/17 от 19.07.2017 рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015 составляет:
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:68, площадью 2323 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под гостевую автостоянку, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а/1, в квартале 253, в размере равной его рыночной стоимости – 3200 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:69, площадью 1924 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а, в квартале 253, в размере его рыночной стоимости – 3561 000 руб.,
- нежилого здания, назначение : нежилое здание, площадью 735,4 кв.м., этажность 3, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:229, в размере его рыночной стоимости – 14386 000 руб.;
- административного здания, назначение : нежилое, площадью 847,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, кадастровый номер 26:12:010901:116, в размере его рыночной стоимости – 18082 000 руб.;
- административно-офисного здания, назначение : нежилое здание, площадью 1057,9 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:87, в размере его рыночной стоимости – 21357 000 руб.;
- административного складского здания, назначение : нежилое здание, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:010901:141, в размере его рыночной стоимости – 2456 000 руб. (т. 4 л.д. 4-190).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы 103/17 подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Как следует из заключения судебной оценочной экспертизы, экспертами произведено обследование оцениваемых объектов недвижимости с составлением акта осмотра, подписанного присутствовавшими при осмотре представителем административного истца, с выполнением фоторабот, в которых отражено техническое состояние исследуемых объектов. Экспертами произведено определение сегмента рынка, к которому принадлежат земельные участки административного истца, анализ рынка земельных участков в г. Ставрополе с 01.01.2009 по 01.01.2015, произведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости. Расчет рыночной стоимости земельных участков административного истца произведен методом сравнения продаж. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Из таблицы 7 расчета рыночной стоимости земельных участков экспертами подобраны 4 объекта-аналога, сопоставимые с оцениваемым объектом. Все объекты-аналоги расположены в г. Ставрополе, имеют целевое назначение – промназначение, находятся в собственности. с указанием дынных, позволяющих определить местонахождение объектов-аналогов, категория земель – земли населенных пунктов – промназначение.
Корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на условия продажи; общую площадь; на торг, на коммуникации – электроснабжение. Применение и отказ от применения корректировок экспертами мотивирован в заключении.
При определении рыночной стоимости объектов капитального строительства (зданий) экспертами произведено описание характеристик зданий, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты капитального строительства : по назначению – коммерческого назначения (офисные здания); по характеру полезности - условно-доходные; по степени представленности – широко распространенный; по экономической активности регионов – активный рынок; по степени готовности – готовые объекты. Экспертами в заключении проведен анализ рынка офисной недвижимости в г. Ставрополе, произведен подбор аналогов, анализ и обоснование оптимального использования подходов к оценке. Установление рыночной стоимости объектов оценки – нежилых зданий административного истца – произведены экспертами в рамках затратного, доходного и сравнительного подхода, с согласованием результатов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Выводы, содержащиеся в отчете об оценке оцениваемого земельного участка, указанные в административном иске, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Возражения представителя административного истца на заключение судебной оценочной экспертизы, выраженные в письменном ходатайстве о назначении повторной судебной оценочной экспертизы, по мнению суда не могут являться основанием к сомнению в выводах судебной экспертизы, поскольку доводы представителя административного истца свидетельствуют о несогласии с заключением экспертизы, являются лишь мнением представителя и не могут влиять на итоговый результат оценки рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества, определенные экспертами, имеющими соответствующую квалификацию и специальные познания в области кадастровой деятельности.
Доводы возражений административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельных участков находящихся в собственности у административного истца, не имеется и уменьшение кадастровой стоимости недвижимости затрагивает права и интересы муниципального образования, может привести к финансовым потерям муниципального бюджета, пополняемого за счет налоговых платежей, размер которых исчисляется из установленной кадастровой стоимости, по мнению суда, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта, принимая его в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности суждений и выводов эксперта у суда не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты.
Экспертиза проведена судебным экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Миляевой О.И. подлежат удовлетворению на основании выводов заключения судебной экспертизы.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию дата обращения истца в суд.
В краевой суд одновременно с экспертным заключением поступило ходатайство ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение Судебная экспертиза «ГлавЭксперт» о взыскании судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
Административное исковое заявление Миляевой Ольги Ивановны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объектов капитального строительства – нежилых зданий в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:68, площадью 2323 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под гостевую автостоянку, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107 а/1, в квартале 253, в размере равном его рыночной стоимости – 3200 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:011702:69, площадью 1924 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под объектами административного, бытового, вспомогательного, складского назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в размере его рыночной стоимости – 3561 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого строения - нежилого здания, назначение : нежилое здание, площадью 735,4 кв.м., этажность 3, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107а, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:229, в размере его рыночной стоимости – 14386 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого строения - административного здания, назначение : нежилое, площадью 847,8 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, в квартале 253, кадастровый номер 26:12:010901:116, в размере его рыночной стоимости – 18082 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого строения - административно-офисного здания, назначение : нежилое здание, площадью 1057,9 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:011702:87, в размере его рыночной стоимости – 21357 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого строения - административного складского здания, назначение : нежилое здание, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, дом 107А, в квартале 253, кадастровый (условный номер) номер 26:12:010901:141, в размере его рыночной стоимости – 2456 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административное исковое заявление Миляевой О.И. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества поступило в суд 10 января 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами : 26:12:011702:68, 26:12:011702:69, 26:12:011702:229, 26:12:010901:116, 26:12:011702:87, 26:12:010901:141.
Взыскать с Миляевой Ольги Ивановны в пользу ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение Судебная экспертиза «ГлавЭксперт» стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей путем перечисления на расчетный счет :
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ООО Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА «ГлавЭксперт».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Задорнева Н.П.