ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-41/2013 от 17.09.2013 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3-41/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» сентября 2013 года г.Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Стариковой А.А.

при секретаре – Протас И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального автономного учреждения культуры городского округа «Город Калининград» «Зоопарк» об оспаривании в части постановления Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (Приложение № 2) под пунктом 73 таблицы 1 «Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования городской округ «Город Калининград», включен объект - «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 года», расположенный в <...>, литер А.

Постановление Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года официально опубликовано в газете «Калининградская правда» 12 апреля 2007 года и вступило в силу со дня его подписания.

Постановлением Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года из перечня объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории городского округа «Город Калининград», исключена строка 72 - «Центральный вход в зоопарк (арх. З.Зассник)» (1935 г.) и в связи с этим изменена нумерация последующих строк, вследствие чего объект - «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 года» - указан в настоящее время в пункте 72 таблицы 1 Приложения № 2.

Постановление Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года официально опубликовано в печатном издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») 24 ноября 2012 года и вступило в силу со дня его подписания.

Решением Калининградского областного суда от 7 февраля 2013 года, вступившим в законную силу 15 мая 2013 года, признано недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановление Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года.

Однако до настоящего времени это постановление Правительства Калининградской области не признано утратившим силу, вследствие чего нумерация объектов культурного наследия местного значения сохранена в редакции постановления Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года и объект – «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 года» - указан в пункте 72 таблицы 1 Приложения № 2 к постановлению правительства области № 132 от 23 марта 2007 года.

МАУК «Зоопарк» обратилось в суд, уточнив требования, с заявлением об оспаривании постановления Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года (в редакции постановления № 855 от 9 ноября 2012 года) в части включения пунктом 72 таблицы 1 Приложения № 2 расположенного на территории Калининградского зоопарка памятника - «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 года» - в перечень объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в нарушение п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при том, что этот памятник местного значения входит в состав единого объекта культурного наследия регионального значения «Зоопарк» и не подлежит самостоятельному учету, тем более с установлением более низкой категории объекта культурного наследия.

В судебном заседании представители МАУК «Зоопарк» ФИО2 и ФИО3 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Правительства Калининградской области ФИО4 полагал заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей МАУК «Зоопарк» и Правительства Калининградской области, исследовав материалы настоящего дела и дела №, суд приходит к следующему.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что здание общественных собраний было возведено из камня в 1911 году на территории Кенигсберского зоопарка и предназначалось не только для посетителей зоопарка, а было – о чем говорит его второе название «Дом званых собраний» - предназначено для больших балов и праздничных представлений; особенно популярна была свободная терраса, с которой можно было наслаждаться видом всего зоопарка.

Здание представляет интерес как одно из самых ярких и значимых общественных кенигсбергских зданий в стиле «неоклассицизм» по проекту известного архитектора ФИО1.

Памятник архитектуры «Общественное здание зоопарка» как самостоятельный объект культурного наследия был поставлен на государственную охрану на основании постановления главы администрации Калининградской области № 49 от 19 февраля 1992 года «О постановке на государственный учет вновь выявленных памятников истории и культуры…».

Кроме того, это здание является составной частью объекта культурного наследия – единого архитектурно-паркового комплекса Калининградского зоопарка, принятого на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Калининградского областного совета народных депутатов № 120 от 7 июля 1988 года, что установлено вступившим в законную силу 15 мая 2013 года решением Калининградского областного суда от 7 февраля 2013 года по делу № по заявлениям МАУК «Зоопарк» и прокурора Калининградской области об оспаривании постановления Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения».

3 апреля 1996 года НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры было выдано охранное обязательство на всю территорию зоопарка, которая согласно акту технического обследования состояния памятника «Дендрарий зоопарка» от 3 апреля 1996 года включала в себя, помимо иных строений и сооружений, также старый слоновник (бывший концертный зал).

Категория памятника не была указана в решении Калининградского облисполкома № 120 от 7 июля 1988 года и в постановлении главы администрации Калининградской области № 49 от 19 февраля 1992 года, но поскольку названный объект не был отнесен к памятникам общесоюзного и республиканского значения, он являлся памятником истории и культуры местного значения на основании ст. 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Пунктом 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» постановлено отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что объект культурного наследия «Здание общественных собраний, 1911 г.» был поставлен на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», он в силу вышеприведенной нормы закона относится к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

В дальнейшем в целях систематизации перечня объектов культурного наследия, который ранее содержался в нескольких правовых актах, было принято оспариваемое постановление Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения», которым в перечень объектов культурного наследия регионального значения был включен Калининградский зоопарк (пункт 133 таблицы 1 Приложения № 1 «Объекты культурного наследия регионального значения), с одновременным учетом объекта культурного наследия регионального значения – «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 г.» - в качестве памятника местного (муниципального) значения.

В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Законом Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» предусмотрено, что к полномочиям Правительства Калининградской области относится принятие решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения (ст. 7); изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется Правительством Калининградской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 19); объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального значения, учитывается в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия (п. 2 ст. 19).

Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, заключение государственной историко-культурной экспертизы для решения вопроса об изменении категории историко-культурного значения упомянутого объекта культурного наследия регионального значения в нарушение п. 1 ст. 19 названного Закона Калининградской области отсутствует.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о нарушении установленного порядка принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, что выразилось в нарушении требований пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и пунктов 1, 2 статьи 19 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года при изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения в отсутствие соответствующего заключения историко-культурной экспертизы.

Доводы представителя Правительства Калининградской области о том, что законные права и интересы МАУК «Зоопарк» не нарушены, суд полагает ошибочными, поскольку на основании договора от 20 июня 2011 года, заключенного между комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» и МАУК «Зоопарк», названное нежилое общественное здание закреплено за МАУК «Зоопарк» на праве оперативного управления, МАУК обязано обеспечить, в частности, капитальный и текущий ремонт объекта, определенные препятствия к чему созданы установлением в отношении составных частей единого комплекса Калининградского зоопарка различных категорий охраны, что очевидно влечет за собой необходимость согласования комплекса работ с различными заинтересованными органами и организациями.

Кроме того, 3 апреля 1996 года учреждению было выдано охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры, на основании которого МАУК «Зоопарк» несет ответственность за его сохранность в качестве объекта культурного наследия.

Суд также принимает и то обстоятельство, что установление оспариваемым правовым актом более низкой категории объекта культурного наследия не отвечает требованиям действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и создает тем самым препятствия для осуществления заявителем уставной деятельности.

Ссылки Правительства Калининградской области на то, что объект – «Здание общественных собраний» - считается включенным в реестр и его исключение из реестра возможно в порядке ст. 23 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года с представлением заключения государственной историко-культурной экспертизы, суд находит не имеющими существенного правового значения при том, что судом установлен факт нарушения процедуры принятия оспариваемого правового акта, который нарушает права заявителя, не ставящего под сомнение историко-культурную ценность объекта и, напротив, правомерно утверждающего о необоснованном изменении категории объекта культурного значения (с памятника регионального значения на памятник местного значения).

Изложенные представителем Правительства области утверждения об отсутствии законодательного запрета на включение одного объекта культурного наследия в состав другого объекта культурного наследия не опровергают позиции заявителя о несоответствии закону оспариваемого правового акта, учитывая, что до вступления в силу Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года памятник архитектуры «Общественное здание зоопарка» (независимо от постановки на государственный учет зоопарка в целом) был поставлен на государственную охрану в качестве самостоятельного объекта культурного наследия и в силу п. 3 ст. 64 этого Федерального закона он относится к объектам культурного наследия регионального (а не местного) значения.

На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание, что постановление Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года (в редакции постановления № 855 от 9 ноября 2012 года) в оспариваемой части не соответствует вышеперечисленным нормам Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление МАУК «Зоопарк» удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункт 72 «Здание общественных собраний (арх. ФИО1), 1911 год» таблицы 1 «Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования городской округ «Город Калининград» Приложения № 2 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения» к постановлению Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» (в редакции постановления Правительства Калининградской области № 855 от 9 ноября 2012 года).

Опубликовать резолютивную часть настоящего решения после его вступления в законную силу в газете «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2013 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова