ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-41/2015 от 15.12.2015 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего: судьи Бушманова А.П.

при секретаре Безруковой И.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Благовещенске административное дело по административному исковому заявлению Савельева П. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

Савельеву П. В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв. м., <адрес>, кадастровый (Свидетельство о государственной регистрации права от 18.04.2011г. серия ).

Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере <данные изъяты>. С указанной суммы производится расчет земельного па, который истец обязан уплачивать.

Согласно частей 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в дарственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе Ш.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 20.07.1998 № 135- ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 24.18 данного Федерального Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по проведению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости и в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре татов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при делении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при делении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические и физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты деления кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно справке о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, принадлежащего Савельеву П.В. определена по состоянию на 01.01.2013 года и составляет <данные изъяты>. Результаты государственной кадастровой оценки земель денных пунктов по муниципальным и городским округам Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05.11.2013 года № 537.

Из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с астровым от 28.08.2015, рыночная стоимость данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты> руб.

Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости земельного участка оценка объекта выполнена на основе анализа данных кадастрового паспорта, нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе. На данный отчет выдано положительное экспертное заключение эксперта Экспертного совета «НП СОО СИБИРЬ» от 23.09.2015г. .

Заявитель полагает, что произведенная уполномоченными органами кадастровая оценка спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.

Как следует из постановления Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года № 537, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителя, были внесены в государственный кадастр недвижимости основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов городских) округов Амурской области.

Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве метровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

На основании изложенного, руководствуясь приведенными нормами законодательства, просит суд:

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по <адрес> и установить с 01.01.2013 года кадастровую стоимость данного земельного участка равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель Савельева П.В.Гончаренко А.Ю. в суде поддержала

доводы заявленных требований в полном объеме.

Представитель Правительства Амурской области на основании распоряжения Губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 г. № 311-р, С.В. Олиферов в письменном возражении указал, что Министерством имущественных отношений Амурской области (далее - министерство) на основании распоряжения губернатора Амурской области от 18.12.2014 № 311-р рассмотрено заявление Савельева П. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по <адрес> (далее - земельный участок), в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей.

Министерство считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, в связи, с чем сообщает следующее.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.26 ГПК РФ гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежат рассмотрению в качестве суда первой инстанции Амурский областным судом.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - статья Федерального закона) регламентирована процедура по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Абзацами 1-3, 11-13, 37 статьи Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Юридическими лицами кадастровая стоимость может быть оспорена в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Абзацами 18-23 статьи Федерального закона установлен перечень документов, прилагаемый к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, постановлением Правительства Амурской области от 11.03.2013№ 83 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области», положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» от 23.10.2013 № Э13-0823-01-01 постановлением Правительства Амурской области от 05.11.2013 № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» (в ред. от 11.06.2014) (далее - постановление Правительства области) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Амурской области по состоянию на 01.01.2013.

Постановлением Правительства области (приложение № 1) установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым на 01.01.2013 в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с отчетом об оценке от 28.08.2015 , выполненным ООО «Юр.лицо1» (далее - отчет), и экспертным заключением от 23.09.2015 , подготовленным НП СОО «Юр.лицо2» (далее - экспертное заключение) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым на 01.01.2013 составила <данные изъяты> руб.

Согласно п.20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 N 24426) в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Рассмотрев отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка полагаем, что он не соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отчет был предметом рассмотрения иных оценщиков и экспертов иных саморегулируемых организаций оценщиков.

В соответствии со ст. ст. 61, 84 КАС РФ п. п. 20-23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, в том числе отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков.

Согласно, п. 26 ФСО № 7 (приказ Минэкономразвития от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «оценка недвижимости (ФСО №7)» результаты оценки недвижимости должны определяться с использованием различных методов и подходов к оценке. Итоговый результат оценки получается на основе проведенного анализа промежуточных результатов оценки (п.28 ФСО № 7).

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком применен один метод сравнительного подхода. Обоснования не применения доходного подхода, затратного подхода к оценке земельного участка оценщиком в отчете не приведены, хотя в экспертном заключении имеется информация о том, что в отчете соответствующие обоснования имеются.

Отказываясь от использования отдельных методов сравнительного подхода оценщик мотивировал это недостаточностью рыночной информации. Однако, в соответствии с п. 10 ФСО № 7 при составлении отчета об оценке допускается расширять территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта. В соответствии п.п. «в» п. 24 ФСО № 7 затратный подход рекомендуется использовать при низкой активности рынка, при недостаточности данных для применения сравнительного и доходного подходов к оценке. Однако затратный подход также не был применен оценщиком при составлении отчета.

При указанных обстоятельствах рыночная стоимость земельного участка не может быть признана достоверной и как следствие ее размер не может быть установлен в качестве кадастровой стоимости земельного участка.

В связи тем, что отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка не соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и заявителем по делу не представлены дополнительные доказательства соответствия отчета нормам действующего законодательства, полагают, заявленные требования по делу удовлетворению судом не подлежат.

Основываясь на изложенном выше, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.

В письменном отзыве на заявление Савельева П.В. руководитель Управления Росреестра по Амурской области Ф.И.О.5 указал, что судьей Амурского областного суда принято к производству административное исковое заявление Савельева П. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым .

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате массовой оценки недвижимости. Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию, на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

На основании постановления Правительства Амурской области от 11.03.2013 № 83 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке), приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в 2013 году на территории Амурской области проведен комплекс работ по государственной кадастровой оценке земельных участков из категории земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 года.

Для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных Законом об оценке (далее - оценщики).

В результате кадастровой оценки, оценщиком была определена кадастровая стоимость земельных участков.

Результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области от 05.11.2013 № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» (далее - Постановление).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в соответствии с Постановлением составила <данные изъяты> рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв. метр.

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценке предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего объекта недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.18 Закона об оценке обязательным условием для обращения в суд с требованием установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является представление отчета о рыночной стоимости земельного участка, подготовленного профессиональным оценщиком, а также положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. Отчет должен быть подготовлен на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

Экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, в соответствии со ст. 16.2. Закона об оценке, признается член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.

Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков устанавливаются федеральным стандартом оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков» (ФСО № 6), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 628.

Таким образом, в случае если истцом была проведена самостоятельная оценка по определению рыночной стоимости земельного участка и представлены суду Отчет об оценке и положительное экспертное заключение, то Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление) полагает, что требования Савельева П.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Управление просит рассматривать данное дело в судебном заседании без участия представителя, решение направить по <адрес>

В письменных возражениях на заявление Савельева П.В. представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области по доверенности Ю.В. Шуранова указала, что в производстве Амурского областного суда находится гражданское дело по заявлению Савельева П.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Ознакомившись с поступившим документами ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области поясняет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (информационным ресурсом), то есть, содержит сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ (Закона о кадастре) содержит указание на то, что сведения вносятся в государственных кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов. Также ч.4 ст. 21 предусматривает, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом. В том числе, орган кадастрового учета не наделен полномочиями по воздействию (принуждению, возложении обязанности совершить какие-либо действия и т.п.) на правообладателя. При этом законодатель также указывает, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч.4 ст. 16).

Таким образом, в соответствие с действующим законодательством, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений носит заявительный характер. Законодатель предполагает рачительное отношение землепользователя к земельному участку как особо ценному и уникальному объекту недвижимости. То есть, до тех пор, пока землепользователь или правообладатель не обратится с соответствующим заявлением, сведения в отношении объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Как следует из п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, в состав сведений государственного кадастра недвижимости в качестве дополнительных характеристик об объекте недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной оценки земель» (в редакции от 30.06.2010 года № 478) государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (ныне - государственный кадастр недвижимости).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Административный регламент, утвержденный Приказом Минэкономразвития и торговли РФ № 215 от 28.06.2007 года, зарегистрированным в Минюсте РФ за № 9913 от 26.07.2007 года, определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

В п. 9.9 Административного регламента указано, что Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 10, 11 Административного регламента).

Следовательно, основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о земельных участках послужили Постановление Правительства Амурской области от 05.11.2013 года № 537 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области», а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости участков - материалы государственной кадастровой оценки.

Таким образом, основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка , в государственный кадастр недвижимости послужило Постановление № 537, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости участков - материалы государственной кадастровой оценки.

Так, п. 2.2.7 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» устанавливает такой способ определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов.

На основании изложенного, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области полагает, что в случае установления судом выполнения «Отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв. м» в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также при наличии положительного экспертного заключения, представленный отчет независимого оценщика может быть, признан в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, в целях внесения ее в сведения, предусмотренных нормами федерального законодательства о государственном кадастре недвижимости и, следовательно, заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером может быть удовлетворено.

В соответствии с пунктом 5 статьи 167 ГПК РФ лицо, участвующее в деле вправе заявить о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, в связи с чем, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области просит рассматривать вышеуказанное гражданское дело без участия представителя, решение выслать в адрес организации - <адрес>.

Савельев П.В., а также иные лица, привлеченные к участию в деле, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили письменно рассмотреть дело в их отсутствии, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив требования Савельева П.В., изложенные в его заявлении, выслушав в суде его представителя Гончаренко А.Ю., исследовав другие материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частей 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 20.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст.24.18 данного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также – заявители) обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценке или в соответствии статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Судом установлено, что Савельеву П. В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: <данные изъяты>; общая площадь <данные изъяты> кв. м., <адрес>. Кадастровый номер земельного участка: . (Свидетельство о государственной регистрации права от 18.04.2011г. ).

В связи, с чем он является налогоплательщиком земельного налога за вышеуказанный земельный участок.

Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на 01.01.2014 года и составляет <данные изъяты> руб. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным и городским округам Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года № 537.

Из Отчёта от 28.08.2015 года «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым » следует, что рыночная стоимость земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым , расположенного в <адрес>, по состоянию на 01 января 2013 года составляет <данные изъяты> руб.

Из указанного отчета усматривается, что при проведении рыночной стоимости земельного участка специалистами оценка объекта выполнена на основе анализа данных кадастрового паспорта, нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе. При этом исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Из положительного экспертного заключения от 23.09.2015 года, выполненного экспертом НП СОО «Юр.лицо2» следует, что Отчёт , составленный 28.08.2015 года «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым » соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Определение рыночной стоимости оценки в целом соответствует приведенным в отчете методическим основам определения стоимости и сложившейся российской практики оценки земельных участков. Существенных методологических и методических ошибок не выявлено.

Таким образом, исходя из приведенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого заявителем земельного участка его рыночной стоимости.

Как следует из постановления Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года № 537, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских) округов Амурской области (приложения 3 к данному постановлению Правительства Амурской области).

Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В ходе судебного разбирательства заинтересованными лицами, привлеченными к участию в деле, не оспаривались представленные заявителем доказательства о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , которая определена согласно Отчёта от 28.08.2015 года, не представили они суду и доказательств опровергающих выводы, изложенные в данном Отчете.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 №225-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При таких обстоятельствах суд находит подлежащим удовлетворению заявление Савельева П.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по <адрес> и установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей с 01 января 2013 года.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по <адрес> и установить с 01 января 2013 года кадастровую стоимость данного земельного участка равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.

На решение суда могут быть поданы в апелляционную инстанцию Амурского областного суда апелляционные жалобы в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Амурского областного суда А.П.Бушманов