ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-41/2022 от 16.08.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а – 62/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 16 августа 2022 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия ФИО1,

при секретаре О.Р. Щетининой,

с участием в деле:

административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» (далее также – ООО «Электротеплосеть», Общество), его представителей – генерального директора ФИО2 и ФИО3,

административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия), его представителей ФИО4, ФИО5,

заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России),

прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В, ФИО6, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» о признании недействующим со дня принятия абзаца шестого подпункта «а» пункта 24 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28 декабря 2021 г. № 282 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Мордовия на 2022 год»,

у с т а н о в и л:

Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 28 декабря 2021 г. принят приказ № 282 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Мордовия на 2022 г.» (далее также – Приказ от 28 декабря 2021 г. № 282), абзацем шестым подпункта «а» пункта 24 которого ООО «Электротеплосеть» на 2022 г. установлены выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение в размере 4342,97 тысяч рублей (без НДС).

ООО «Электротеплосеть» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением с уточнением о признании недействующим в вышеуказанной части со дня принятия Приказа от 28 декабря 2021 г. № 282, как не соответствующих требованиям пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее также – Правила государственного регулирования № 1178).

В обоснование требований административный истец указал, что РСТ Республики Мордовия без указания причины исключил из выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по сетевым организациям, по заявке и договору от 11 сентября 2019 г. (с изменениями и дополнениями) между ООО «Электротеплосеть» и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» № ДТР – 067 – 19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта: РУ – 0,38 кв телевизионного ретранслятора в сумме 75 090,841 тысяч рублей.

Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просит отказать в удовлетворении административного иска. Указал на то, что заявка на технологическое присоединение объекта «Маломощный телевизионный ретранслятор, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Зубово – <...>» не может относиться к категории заявок, поданных на следующий период регулирования. Кроме того, указанные затраты уже были включены в приказ РСТ Республики Мордовия от 26 декабря 2019 г. № 225 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на 2020 г.» и административный истец частично выполнил работы, предусмотренные договором, что подтверждается сведениями, размещёнными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Административный истец ранее не выразил замечаний относительно проекта Приказа от 28 декабря 2021 г. № 282.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Электротеплосеть» – генеральный директор ФИО2 и ФИО3 административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в возражениях и в дополнениях к ним.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитова дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого нормативного правового акта в полном объёме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью восьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ООО «Электротеплосеть» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям на территории Зубово – Полянского района Республики Мордовия, в связи с чем, имеет право на обращение в суд с данным административным иском.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 9 постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия, к компетенции которой отнесено установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 – ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Закона об электроэнергетике), и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).

К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также – Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину.

Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике).

Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212 – УГ и постановлению Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия» Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия (пункт 1).

ООО «Электротеплосеть» обратилось в тарифный орган с заявлением № 815 об утверждении стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям на 2022 г. с дополнениями от 18 ноября 2021 г. № 851.

По результатам рассмотрения указанного заявления и обосновывающих материалов составлено экспертное заключение на расчёт стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2022 г.

Приказ от 28 декабря 2021 г. № 282 принят на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 28 декабря 2021 г. № 61, на котором присутствовало более половины её членов, уполномоченных рассматривать данный вопрос, что соответствует положениям постановления Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642.

Приказами РСТ Республики Мордовия от 3 февраля 2022 г. № 6, от 5 апреля 2022 г. № 16, от 8 июня 2022 г. № 76, от 22 июня 2022 г. № 79, от 8 июля 2022 г. № 81 внесены изменения в вышеуказанный приказ.

В обжалуемой части Приказ от 28 декабря 2021 г. № 282 указанными выше нормативными правовыми актами не изменялся.

Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённым постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642, начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.

Оспариваемый приказ от 28 декабря 2021 г. № 282 подписан первым заместителем начальника РСТ Республики Мордовия, в нём содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.

Полномочия заместителя на подписание указанного приказа подтверждены электронным листком нетрудоспособности № 910096414575, начальника РСТ Республики Мордовия ФИО7 в период с 27 декабря 2021 г. по 30 декабря 2021 г.

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.

В соответствии со статьёй 14 указанного Закона правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия являются приказы их руководителей, а в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Республики Мордовия, также приказы заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также указами Главы Республики Мордовия и постановлениями Правительства Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия.

Согласно пункту 28 Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, утверждённых Указом Главы Республики Мордовия от 6 мая 2003 г. № 66 – УГ, нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Республики Мордовия в день их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

Нормативные правовые акты направляются для официального опубликования руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа государственной власти в порядке, предусмотренном статьёй 71 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» (пункт 27).

Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.

Приказ от 28 декабря 2021 г. № 282 был официально опубликован 29 декабря 2021 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202112290021) и вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятые акты, была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.

Рассматривая заявленные Обществом требования о соответствии оспариваемого приказа нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Оспаривая нормативный правовой акт в части, административный истец указал, что РСТ Республики Мордовия без указания причины исключил из выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по сетевым организациям, по заявке и договору от 11 сентября 2019 г. (с изменениями и дополнениями), заключенному между ООО «Электротеплосеть» и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» № ДТР – 067 – 19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта: РУ – 0,38 кв телевизионного ретранслятора в сумме 75 090, 841 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела Общество предлагало утвердить расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по сетевым организациям, в размере 79 344,41 тысяч рублей.

Расходы определены ООО «Электротеплосеть» исходя из пунктов 3, 5 примечаний к приложению № 1 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждённых Приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215 – э/1.

РСТ Республики Мордовия утвердил на 2022 г. выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по ООО «Электротеплосеть» в размере 4342,97 тысяч рублей (без НДС).

Согласно пояснениям административного ответчика, орган регулирования при определении расходов исключил данные по заявке на технологическое присоединение объекта «Маломощный телевизионный ретранслятор в <...> – Полянского района по договору об осуществлении технологического присоединения от 28 октября 2019 г. с дополнительными соглашениями от 11 марта 2020 г. № 1, 11 сентября 2020 г. № 2, 11 марта 2021 г. № 3, 11 сентября 2021 г. № 4, 11 ноября 2021 г. № 5 в связи с тем, что на 2020 г. определялись расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения для административного истца, и затраты по данному объекту был включены в размере 31 195,22 тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе, расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учёту при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 87 Основ ценообразования регламентировано, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённые Приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. № 1135/17.

Согласно пункту 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 29 августа 2017 г. № 1135/17 плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учётом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), объектов микрогенерации составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесённых к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, учитываемые при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 г. № 215 – э/1.

Пунктом 3 примечания к приложению № 1 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждённых Приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. № 215 – э/1 установлено, что плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определятся на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за три предыдущих года, но не ниже документально подтверждённого количества заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования.

Административный ответчик мотивирует невключение расходов по заявке и договору от 11 сентября 2019 г. (между ООО «Электротеплосеть» и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» № ДТР – 067 – 19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта: РУ – 0,38 кв телевизионного ретранслятора), тем, что при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учёт одних и тех же расходов.

Вместе с тем, на регулирующем органе лежит обязанность произвести расчёт платы (тарифа) в экономически обоснованном размере. Позиция административного ответчика не освобождает РСТ Республики Мордовия от обязанности проанализировать заявку, определить необходимость включения расходов на 2022 г. с учётом ранее понесённых в 2020 – 2021 годы и принять законное и обоснованное решение. Доказательства, обосновывающие полное исключение расходов по вышеуказанной заявке, административным ответчиком не представлено.

В силу части седьмой статьи 24 Закона об электроэнергетике в случае непредставления необходимых сведений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам установления и изменения регулируемых цен (тарифов).

Кроме того, согласно пункту 19 Правил государственного регулирования № 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Регулирующий орган для установления ставок посчитал достаточным представленные административным истцом документы. У РСТ Республики Мордовия на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелась, но не была исполнена предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования № 1178 обязанность предложить ООО «Электротеплосеть» представить обосновывающие материалы в целях уточнения предложения.

Вместе с тем регулирующий орган, произвольно и по своему усмотрению, не принял во внимание спорные расходы, в то время как, в случае неясности предложения или недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность регулирующего органа предложить регулируемой организации представить необходимые сведения, что исходя из принципов соблюдения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учёта результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованных цен (тарифа).

Какого – либо мотивированного вывода РСТ Республики Мордовия в экспертном заключении, а также в протоколе заседания Коллегии, экономического обоснования о причинах отказа в принятии во внимание спорных расходов, отсутствует.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования цен № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведённых в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчёта цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно – методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования цен № 1178 в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 28 Правил государственного регулирования цен № 1178).

Приведённые нормы федерального законодательства являются императивными, исключают возможность отступления от установленных процедур и требований по усмотрению регулирующего органа.

В связи с этим существенное значение для правильного разрешения дела имеет наличие экономического и правового обоснования в экспертном заключении и в протоколе заседания исключения расходов по оспариваемым статьям.

В нарушение указанных норм в экспертном заключении и в протоколе заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 28 декабря 2021 г. № 61 отсутствуют основания, по которым отказано во включении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к расходам, не включаемым в состав платы по технологическому присоединению, по заявке и договору от 11 сентября 2019 г. (с изменениями и дополнениями) между ООО «Электротеплосеть» и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» № ДТР – 067 – 19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта: РУ – 0,38 кв телевизионного ретранслятора.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 г.), признание его недействующим с иной, чем день принятия, даты не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

В соответствии с частью первой статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов), в том числе, органов местного самоуправления, государственная пошлина для организаций составляет 4500 рублей.

Как следует из платежного поручения № 228 от 31 марта 2022 г. при подаче настоящего административного искового заявления представителем ООО «Электротеплосеть» уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей.

Учитывая изложенное, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» удовлетворить полностью.

Признать абзац шестой подпункта «а» пункта 24 приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28 декабря 2021 г. № 282 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Мордовия на 2022 год» не действующим со дня его принятия.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосеть» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия ФИО1

Мотивированное решение суда составлено 23 августа 2022 г.