ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-42 от 04.08.2010 Смоленского областного суда (Смоленская область)

                                                                                    Смоленский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Смоленский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3- 42/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2010 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Коржакова И.П.

при секретаре Ясинской Д. П.

при участии прокурора Юрченковой Л.Н., заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, председателя избирательной комиссии города Смоленска ФИО3, представителей Смоленского городского Совета ФИО4, ФИО5 действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о защите избирательных прав, назначении выборов Главы города Смоленска,

установил:

Избиратель ФИО1, житель города Смоленска, обратился в Смоленский областной суд с заявлением о защите избирательных прав, назначении выборов Главы города Смоленска.

В обоснование требований указал, что 1 июня 2010 года кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда отменено постановление избирательной комиссии города Смоленска от 3 марта 2009 года № 37/154 «О результатах выборов Главы города Смоленска по единому избирательному округу».

В данном кассационном определении указано, что согласно п.7 ст.10 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Днями голосования являются второе воскресенье октября либо второе воскресенье марта.

Поскольку основания для назначения выборов возникли до 1 июля 2010 года, то городская избирательная комиссия обязана была в период с 12 июля по 22 июля 2010 года назначить повторные выборы на 10 октября 2010 года, но не стала ввиду вступивших в силу изменений и дополнений в Устав города Смоленска, принятых сессией Смоленского городского Совета 2 июля 2010 года, в соответствии с которыми Глава города Смоленска избирается из числа депутатов.

Ссылки на вступившие в силу изменения и дополнения в Устав заявитель считает незаконными, так как до избрания Главы города Смоленска применяются положения Устава города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164 (в редакции решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1349).

На сессии Смоленского городского Совета от 12 июля 2010 года Глава города Смоленска избран не был. То есть продолжает действовать Устав, по которому Глава города избирается непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования.

Ссылается на то, что изменения в Устав, исходя из положений статьи 44 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего указанные изменения, в результате которых изменились полномочия Смоленского городского Совета и избиратели не знали, что, выбирая представительный орган, выбирают и потенциального Главу города Смоленска.

Просит обязать избирательную комиссию города Смоленска назначить выборы Главы города Смоленска на второе воскресенье октября 2010 года в срок не позднее 10 сентября 2010 года.

В судебном заседании свои требования ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали.

Председатель избирательной комиссии города Смоленска ФИО3 пояснил, что решение комиссии по поводу заявления ФИО1 не было принято, так как комиссия не смогла собраться в полномочном составе, оставил вопрос на усмотрение суда. При этом указал, что избирательная комиссия города Смоленска обращалась в связи с поступившими запросами депутата Смоленского городского Совета относительно сложившейся после решения суда ситуации в Центральную избирательную комиссию РФ, о чем получены соответствующие ответы.

Представители Смоленского городского Совета ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласились. В возражениях на заявление ФИО1 указано на то, что в соответствии со статьей 28 Устава города Смоленска Глава города Смоленска избирается на сессии Смоленского городского Совета из числа депутатов тайным голосованием большинством в две трети голосов от установленной Уставом численности депутатов на срок полномочий Смоленского городского Совета в порядке, установленном Регламентом Смоленского городского Совета.

Согласно главе 8 (переходные положения) Устава города Смоленска Устав, за исключением положений, для которых данной главой установлены иные сроки вступления в силу, вступает в силу со дня его официального опубликования.

В части 2.1 Главы 8 Устава города Смоленска указаны статьи Устава, положения которых применяются после избрания Главы города Смоленска на сессии Смоленского городского Совета из числа депутатов. При этом для статьи 28 Устава не предусмотрены иные сроки вступления в силу. То есть они вступили в силу после официального опубликования в газете «Рабочий путь» № 149 от 10.07.2010 г.

В абзаце первом части 2.1 главы 8 Устава указаны положения Устава, которые применяются после избрания Главы города, а в абзаце втором указано, что до избрания Главы города Смоленска применяются положения Устава города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164 ( в редакции решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1349). Данные нормы указаны в одном пункте и не отделимы друг от друга. Положения абзаца второго должны применяться в совокупности с абзацем первым.

То есть до избрания Главы города Смоленска применяется не весь Устав в редакции решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1349, а только отдельные его положения, касающиеся правоотношений, указанных в абзаце первом части 2.1 главы 8 Устава города Смоленска. Поскольку в соответствии с Уставом Глава города Смоленска избирается из числа депутатов, избирательная комиссия не вправе назначать выборы Главы города Смоленска.

Представителями Смоленского городского Совета отмечено, что в любом случае избирательные права заявителя не нарушены, так как повторные выборы в связи с тем, что кандидат, избранный выборным должностным лицом, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, что установлено судом 1 июня 2010 года, проводятся в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не позднее, чем через один год со дня появления основания. Поэтому указание на дату выборов в октябре несостоятельно.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей в удовлетворении требования отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 5,6 статьи 3 Федерального закона РФ № 138-ФЗ от 26.11.1996 года (в редакции от 09.11.2009 года) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если:

в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству;

истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

В данном случае заявитель полагает, что повторные выборы выборного должностного лица местного самоуправления - Главы города Смоленска после вынесения 1 июня 2010 года определения коллегией по гражданским делам Смоленского областного суда неправомерно не назначены избирательной комиссией города Смоленска в установленный срок, в связи с чем нарушены его права избирать и быть избранным. При этом выборы населением города должны быть назначены на второе воскресенье октября 2010 года.

С этими доводами заявителя согласиться нельзя.

Из материалов дела следует, что 1 марта 2009 года состоялись выборы выборного должностного лица - Главы города Смоленска.

Постановлением избирательной комиссии города Смоленска от 3 марта 2009 года № 37/154 выборы признаны состоявшимися и действительными. ФИО6 признан избранным на должность Главы города Смоленска. Вступил в должность и исполнял свои полномочия.

1 июня 2010 года кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда отменено постановление избирательной комиссии города Смоленска от 3 марта 2009 года № 37/154 «О результатах выборов Главы города Смоленска по единому избирательному округу». Суд, постановляя данное решение, пришел к выводу, что избранный на должность главы города Смоленска кандидат в нарушение требований закона в установленный законом срок не принял меры к прекращению статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно пунктам 5,6 статьи 71 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 5,6 статьи 46 Закона Смоленской области от 03.07.2003 г. № 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области». Какие-либо иные сроки в нем не установлены.

В данном случае предельный срок для назначения повторных выборов - один год.

Основание для проведения повторных выборов Главы муниципального образования возникло 1 июня 2010 года, поэтому и на момент подачи ФИО1 заявления в суд 23 июля 2010 года, и на момент рассмотрения дела соответствующий «рамочный» срок с учетом положений пунктов 7, 8 статьи 10 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не истек. В пределах этого срока уполномоченный орган, в данном случае избирательная комиссия муниципального образования, а не суд, по своему усмотрению вправе назначать выборы на установленные законом даты.

Исходя из этого, ссылка заявителя на то, что датой проведения повторных выборов Главы города Смоленска является именно 10 октября 2010 года и что избирательная комиссия бездействует, не назначая выборы, основана на ошибочном понимании закона.

Кроме того, поскольку до истечения указанного «рамочного» срока назначения повторных выборов вступила в силу новая редакция Устава города Смоленска, принятая решением Смоленского городского Совета 2 июля 2010 года и официально опубликованная 10 июля 2010 года, в соответствии с которой Глава города Смоленска избирается не на муниципальных выборах, а из числа депутатов Смоленского городского Совета, основания для назначения повторных выборов избирательной комиссией города Смоленска, которые возникли и существовали после судебного акта от 1 июня 2010 года, отпали.

Толкование заявителем статьи 2.1 главы 8 Устава, содержащей переходные положения, таким образом, что, по его мнению, до избрания Главы города Смоленска применяются полностью положения Устава города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164 (в редакции решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1349) ошибочно, поскольку из системного толкования абзаца первого и второго данной статьи видно, что положения прежней редакции Устава действуют лишь в отношении перечисленных в абзаце первом статьи правоотношений. При этом для статьи 28 редакции Устава от 02.07.2010 года, устанавливающей в пункте первом, что глава города Смоленска избирается на сессии Смоленского городского Совета из числа депутатов, не предусмотрены иные сроки вступления в силу.

А поскольку Устав города Смоленска в редакции от 2 июля 2010 года является действующим, то доводы заявителя о том, что Глава города Смоленска должен избираться на муниципальных выборах, не основаны на законе.

Ссылка на то, что положения редакции Устава от 2 июля 2010 года, касающиеся порядка избрания Главы города Смоленска из состава депутатов, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего указанные изменения, основаны на неправильном толковании положений Устава и пункта 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По смыслу пункта 8 статьи 44 вышеназванного Закона в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ, изменения Устава, касающиеся порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования, которое осуществляется после государственной регистрации.

Соответствующие разъяснения содержатся и в письме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26.03.2010 года, приобщенном к материалам дела.

Изменения в Устав города Смоленска прошли государственную регистрацию в органах юстиции 09.07.2010 года и были официально опубликованы 10 июля 2010 года.

Кроме того, как видно из статьи 25 Устава, полномочия Смоленского городского Совета в связи с тем, что из числа депутатов избирается Глава города Смоленска, не изменились.

Изменения в Устав были внесены до принятия заявления судом (п.3 ст.6 "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"), поэтому их нельзя считать на момент рассмотрения заявления не имеющими юридической силы.

Таким образом, судом не усматривается, что конституционные права заявителя избирать или быть избранным нарушены, поэтому оснований для удовлетворения требования заявителя о защите избирательных прав, определении даты и порядка проведения выборов Главы муниципального образования не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о защите избирательных прав, назначении выборов Главы города Смоленска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Коржаков И.П.