ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-42 от 09.08.2011 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-42                                                                           09 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гудушина Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Шиховой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 09 августа 2011 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ «О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области» (ред. от 19.11.2010),

у с т а н о в и л :

пунктом 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ «О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области» предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий осуществляется единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений.

Заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного положения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемое положение противоречит федеральному законодательству. Так, в соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти относиться принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти. Случаи предоставления гарантий и компенсаций отдельным категориям работников определены статьями 164, 165 Трудового кодекса РФ. Однако ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены гарантии работникам при прекращении полномочий в виде единовременной выплаты в размере двух денежных вознаграждений.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. заявленные требования поддержала.

Представители Архангельского областного Собрания депутатов Тодоров И.В., Губернатора Архангельской области – Ерегин А.Н. не согласились с заявленными требованиями.

Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ «О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области»  (с изменениями и дополнениями, действующий в редакции областных законов от 15.02.2010 № 129-10-ОЗ, от 19.11.2010 № 223-17-ОЗ) официально опубликован в печатном издании «Волна» № 47, 27.10.2009; № 8, 25.02.2010; № 49, 23.11.2010.

Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован и вступил в законную силу.

На момент рассмотрения дела оспариваемые положения областного закона в установленном порядке не отменены и не утратили силу.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оспариваемые прокурором положения не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, областной закон от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ устанавливает гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантии деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области (пункт 1 статьи 2 названного областного закона).

Прокурором оспаривается пункт 1 статьи 9 областного закона, входящей в главу II указанного областного закона. Действие главы II областного закона от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ в соответствии с пунктами 2, 3, 4 его статьи 2 распространяется исключительно на: председателя Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе; заместителей председателя Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе; председателей комитетов Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе; заместителей председателей комитетов Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе; депутатов Архангельского областного Собрания депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе;  председателя избирательной комиссии Архангельской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной (штатной) основе; заместителя председателя избирательной комиссии Архангельской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной (штатной) основе; секретаря избирательной комиссии Архангельской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной (штатной) основе; на лицо, замещающее государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также вопросы по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Прокурором оспаривается пункт 1 статьи 9 областного закона от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ, которым предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий осуществляется единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений. Данная выплата может быть отнесена к мерам социального обеспечения лиц, занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Данные предписания приняты законодательным органом государственной власти Архангельской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями и согласуются с положениями следующих федеральных законов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 16 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Не может быть принят во внимание довод прокурора о том, что непосредственно Трудовой кодекс РФ или иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих возможность осуществления лицам, замещающим государственные должности, при прекращении полномочий единовременной выплаты денежного вознаграждения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Трудовой кодекс РФ вопросы предоставления социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, непосредственно не регулирует.

Однако регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы предоставления гарантий лицам, замещающим рассматриваемые государственные должности, законодательный орган Архангельской области был вправе установить такие гарантии, к числу которых может быть отнесена и единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений при прекращении полномочий.

Заслуживает внимания и довод заинтересованного лица о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета, устанавливать расходные обязательства и исполнять их за счет собственных доходов и источников финансирования, что согласуется с положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку единовременная выплата в размере двух денежных вознаграждений лицам, замещающим государственные должности, при окончании срока полномочий является дополнительной адресной социальной гарантией единовременного характера и выплачивается из средств бюджета субъекта Российской Федерации, оспариваемое положение областного закона не противоречит федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ «О гарантиях деятельности лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов, избирательной комиссии Архангельской области, и гарантиях деятельности лица, замещающего государственную должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области» (ред. от 19.11.2010).

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                    Н.Б. Гудушин