ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-42 от 13.08.2013 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-42                                                                            13 августа 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре судебного заседания Терентьевой А.А.

с участием прокурора областной прокуратурыЛепеха К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 13 августа 2013 года дело по заявлению Корнеевой М.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 24 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …,

у с т а н о в и л :

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № …от 24 июля 2013 года № … Корнеевой М.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.

         Корнеева М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления и возложении на окружную избирательную комиссию № … обязанности зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

В обоснование заявленных требований указала, что 05, 09, 10, 16 и 17 июля 2013 года представила в избирательную комиссию полный пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …. Считает постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 24 июля 2013 года № … незаконным, поскольку все недостатках в оформлении документов ею были устранены.

В судебное заседание заявитель Корнеева М.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

         Представители заинтересованного лица окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … Прилуцкая Н.Н. и Химаныч А.Б. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что 05 июля 2013 годаКорнеевой М.А. в избирательную комиссию были представлены не все документы, необходимые для уведомления о выдвижении ее кандидатом в депутаты. Заявитель должна была представить справки об имуществе и о расходах, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в количестве 6 штук (отдельно на себя, супруга и несовершеннолетнего ребенка), а представила 2 справки, составленные не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546. Кроме того, заявитель не представила в установленный для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты срок копию документа об образовании. При таких обстоятельствах избирательная комиссия обоснованно отказала Корнеевой М.А. в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов. Просили также о применении последствий пропуска срока обращения в суд, полагая, что такой срок истек 2 августа 2013 года.

         Заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Лепеха К.В., полагавшей  отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 24 июля 2013 года № … Корнеевой М.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

В силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 названного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов установлен Законом Архангельской области от 3 июня 2003 года № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – областной закон). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 областного закона после принятия избирательной комиссией области решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам кандидат, выдвинутый избирательным объединением в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иные сведения о себе, указанные в пунктах 5 - 7 статьи 24 настоящего закона. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе в срок, указанный в пункте 5 статьи 25 настоящего закона.

 Частью 5 статьи 25 областного закона предусмотрено, что выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов избирательным объединением начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается по истечении 30 дней после опубликования решения о назначении выборов.

Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва от 30 мая 2013 года № 1879 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва назначены на 8 сентября 2013 года. Сообщение об этом опубликовано в газете «…» 4 июня 2013 года № 21.

Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 18 апреля 2013 № 79/452-5 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва 8 сентября 2013 года. Согласно пункту 26 Календарного плана выдвижение кандидатов, списков кандидатов и представление соответствующих документов в избирательную комиссию области, окружную избирательную комиссию осуществляется с 5 июня по 5 июля 2013 года.

Таким образом, срок подачи заявленияи документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, истекал 5 июля 2013 года.

Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 03 июля 2013 года № … заверен список кандидатов в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва в количестве 26 человек, выдвинутый избирательным объединением Архангельское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам. В том числе, по одномандатному избирательному округу № … выдвинута Корнеева М.А.

Судом установлено, что 05 июля 2013 года Корнеевой М.А. в избирательную комиссию было представлено заявление о согласии баллотироваться, в котором она указала, свою фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес места жительства, гражданство, паспортные данные, образование, место работы, принадлежность к политической партии.

В подтверждение указанных сведений заявитель в тот же день представила: копия паспорта; копию трудовой книжки; справку о членстве в политической партии «КПРФ».

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ Корнеевой М.А. были представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Вместе с тем, в подтверждение сведений о наличии среднего образования, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, Корнеева М.А. не представила документ, подтверждающий данные сведения.

Аттестат о наличии среднего образования был представлен заявителем в окружную избирательную комиссию лишь 16 июля 2013 года, т.е. по истечении срока, предусмотренного для уведомления о выдвижении кандидата.

При таких обстоятельствах, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации Корнеевой М.А. кандидатом в депутаты по подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с отсутствием документа об образовании.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованного лица о том, что Корнеевой М.А. не были выполнены требования пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 названного закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (далее – справка об имуществе);

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – справка о расходах).

Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 утверждены формы данных документов. В частности, справки должны быть заполнены отдельно на каждое лицо, о котором предоставляются сведения, справки должны быть составлены от имени кандидата и подписаны кандидатом.

Судом установлено, что 05 июля 2013 года Корнеевой М.А. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № … по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, в том числе, были представлены: справка об имуществе и справка о расходах.

Указанные справки были оформлены Корнеевой М.А. не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546, а именно, справки об имуществе и расходах кандидата, ее супруга и несовершеннолетнего ребенка оформлены не отдельно на каждое лицо.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 3.1 статьи 33 областного закона.

Поскольку предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ справки об имуществе и о расходах Корнеевой М.А., ее супруга и несовершеннолетнего ребенка были представлены заявителем в избирательную комиссию 05 июля 2013 года, т.е. в установленный законом срок, однако, они были оформлены с нарушением требований закона, Корнеева М.А. имела право заменить представленные документы после 05 июля 2013 года, но не позднее, чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии.

10 июля 2013 года Корнеева М.А. в избирательную комиссию представила справки об имуществе отдельно на себя, супруга и несовершеннолетнего ребенка по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546.

16 июля 2013 года избирательная комиссия уведомила кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению справок об имуществе и о расходах.

17 июля 2013 года заявитель представила в избирательную комиссию справки о расходах на себя, своего супруга и несовершеннолетнего ребенка в соответствии с утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 формой.

Заседание избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Корнеевой М.А., состоялось 23 июля 2013 года, а исправленные документы были представлены заявителем в избирательную комиссию 10 и 17 июля 2013 года.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации Корнеевой М.А. кандидатом в депутаты, поскольку документ об образовании не был представлен ею в срок, установленный для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты.

Предусмотренное пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ право вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате и заменять документы, оформленные с нарушением требований закона, не свидетельствует о возможности дополнительного представления документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, за пределами установленного для этой стадии избирательного процесса срока, в случае, когда такой документ не был представлен в срок.

В соответствии с частью 2 статьи 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ.

Частью 1 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.

Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 ГПК РФ.

В силу части 3 статьи 107 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно части 2 статьи 108 ГПК РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Оспариваемое постановление принято избирательной комиссией 24 июля 2013 года. Течение процессуального срока начинается на следующий день (25 июля 2013 года), последний день срока приходится на выходной день (3 августа 2013 года), следовательно, процессуальный срок заканчивается – 5 августа 2013 года (первый рабочий день после выходных).

Заявление подано Корнеевой М.А. по почте 5 августа 2013 года, т.е. в установленный законом 10-дневный срок.

Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица о пропуске заявителем срока обращения в суд со ссылкой на статью 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Поскольку постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 24 июля 2013 года № … об отказе Корнеевой М.А. в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по данному избирательному округу является законным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Корнеевой М.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 24 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в 5-дневный срок путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                Н.П.Рассошенко