ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-42/2012 от 12.09.2012 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело №3-42/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2012 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд:

под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,

с участием прокурора Ю Н.Д.

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва от 5 сентября 2012 года № об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №3 и возложении обязанности зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Сахалинской областной Думы от 12 июля 2012 года №11/12/259-5 назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва на 14 октября 2012 года.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва (далее – ОИК №3) от 5 сентября 2012 года № ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты.

Ссылаясь на нарушение права быть избранной депутатом законодательного органа государственной власти Сахалинской области, ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения ОИК №3 и возложении обязанности зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы.

В обоснование требований заявитель сослалась на нарушение процедуры принятия комиссией оспариваемого решения, выразившейся в том, что после вручения ей итогового протокола проверки представленных подписных листов, согласно которому были признаны недостоверными только 8 подписей избирателей и она подлежала регистрации кандидатом в депутаты, в нарушение пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссией была проведена повторная проверка подписей избирателей по заявлению члена окружной избирательной комиссии С., статус которого не предоставляет ему право на обращение в комиссию с таким заявлением. Не согласилась с выводами комиссии о несоблюдении формы подписного листа и признании в связи с этим недействительными 145 представленных ею подписей избирателей. Обратила внимание на то, что в подписных листах она указала, что является помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <данные изъяты> по Сахалинской области, конкретное место работы не имеет, в связи с чем отражение иных сведений о месте работы свидетельствовало бы об их недостоверности. Не считает нарушением формы подписного листа и указание полного адреса своего места жительства как кандидата, сведений об изготовителе подписных листов, их тираже, дате изготовления и о заказчике. Не согласилась с признанием недействительными 12 подписей избирателей, на что было указано в оспариваемом решении комиссии.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представители ОИК №3 ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения заявления, сославшись на соблюдение процедуры принятия решения и обоснованность выводов комиссии, признавшей недействительными все 145 подписей избирателей, представленных ФИО1, по мотиву нарушения формы подписных листов, а также 16 подписей избирателей по другим основаниям. Сослались на то, что признанные недействительными 4 подписи на листе 9 не были включены в итоговое решение ОИК №3 в связи с технической ошибкой, в связи с чем представили выписку из протокола заседания окружной избирательной комиссии.

Выслушав ФИО1 и ее представителя, представителей ОИК №3, заключение прокурора об удовлетворении требований заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 3, подпунктам «е», «ж», «з», «и» пункта 6.4, пункту 7, подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Недействительными признаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (подпункт «е» пункта 6.4); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт «ж» пункта 6.4); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт «з» пункта 6.4); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9,10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт «и» пункта 6.4).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 или подпунктом «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24).

Аналогичные положения изложены в статьях 28 и 29 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года №22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» (далее – Закон области о выборах).

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Федерального закона №67 в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона №67 решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как установлено судом, 12 августа 2012 года ФИО1 уведомила ОИК №3 о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №3, представив предусмотренные законом документы.

27 августа 2012 года для регистрации ее кандидатом в депутаты в комиссию представлены подписные листы с 145 подписями избирателей, собранными в ее поддержку.

30 августа 2012 года рабочая группа ОИК №3 проверила подписные листы и установила недействительность 8 подписей избирателей. Об итогах проверки был составлен соответствующий протокол, который 3 сентября 2012 года выдан ФИО1

4 сентября 2012 года в ОИК №3 обратился член окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №3 с правом совещательного голоса С. с заявлением, в котором с учетом ознакомления с подписными листами, представленными ФИО1, просил комиссию обратить внимание на неотраженные в итоговом протоколе нарушения требований к форме ее подписных листов, а также допущенные в подписных листах исправления, влекущие признание недействительными других подписей избирателей.

Решением ОИК №3 от 5 сентября 2012 года № заявление С. принято к сведению и постановлено факты, изложенные в заявлении, проверить на заседании окружной избирательной комиссии.

Решением ОИК №3 от 5 сентября 2012 года № ФИО5 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы, согласно которому признаны недействительными 145 подписей избирателей.

Оценивая довод заявителя о нарушении процедуры принятия комиссией оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона №67 избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.

Пунктом 1 статьи 29 Закона области о выборах установлен десятидневный срок проверки соответствия порядка выдвижения кандидата и принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.

Таким образом, как Федеральный закон, так и Закон области о выборах предусматривают определенный срок, в течение которого должна быть проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Следовательно, действующее избирательное законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата лишь определенным сроком и не связывает его с составлением итогового протокола, в котором лишь отражаются результаты проверки подписных листов рабочей группой.

Ни федеральное законодательство, ни Закон области о выборах не исключают возможности проведения дополнительной проверки подписных листов, в том числе по заявлениям членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, но в течение установленного законом срока для проведения такой проверки.

Право С. как члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса на ознакомление с подписными листами и на внесение предложений по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, закреплено в подпунктах «б» и «г» пункта 23 статьи 29 ФЗ №67.

Из материалов дела видно, что установленный законом срок для проведения проверки окружной избирательной комиссией был соблюден, в связи с чем у суда отсутствуют основания для вывода о нарушении процедуры принятия комиссией оспариваемого решения.

Как следует из решения комиссии и выписки из протокола заседания ОИК №3 от 5 сентября 2012 года, принимая решение об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, комиссия сослалась на то, что 145 подписей избирателей являются недействительными на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 и пункта 13 части 12 статьи 28 Закона области о выборах как подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения №5 ФЗ №67 и Приложения 3 Закона области о выборах, а именно: в верхней части подписных листов ФИО1 не указано место ее работы; в подписных листах ею указан полный адрес места жительства, включающий наименование улицы, номера дома и квартиры, тогда как формой подписного листа необходимо указание только наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; в нижней части подписного листа указаны сведения об организации, изготовившей подписные листа, тираже подписных листов, дате их изготовления и заказчике, что формой не предусмотрено.

Из анализа положений Федерального закона №67 следует, что форма подписного листа не соответствует закону тогда, когда в нем отсутствуют либо указаны не в полном объеме обязательные сведения, предусмотренные законом.

В исследованных судом подписных листах указанные условия отсутствуют.

Так, в соответствии с формой подписного листа, закрепленной в приложении №5 ФЗ №67, в подписном листе должно быть указано место работы, занимаемая должность или род занятий кандидата в депутаты.

В указанной графе подписных листов ФИО1 изложено: «помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <данные изъяты> по работе в Сахалинской области».

Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №3) предусмотрен статус помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок оформления их служебных и трудовых отношений.

Согласно частям 1, 6, 7, 8 статьи 37 Федерального закона №3 депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой или первой.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (далее - помощник депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории). Депутат Государственной Думы может иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Число помощников депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

Помощнику депутата Государственной Думы выдается удостоверение. В удостоверении, выдаваемом помощнику депутата Государственной Думы, указывается, что он является помощником депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе или по работе на соответствующей территории (с указанием наименования (наименований) субъекта (субъектов) Российской Федерации).

Помощникам депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном депутату Государственной Думы соответственно в здании Государственной Думы согласно статье 30 настоящего Федерального закона.

Постоянным рабочим местом помощников депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо с согласия депутата Государственной Думы - органом местного самоуправления в здании органа местного самоуправления.

Положения статьи 38 Федерального закона №3 регулируют особенности приема на работу помощника депутата Государственной Думы в зависимости от места его работы (в соответствующей палате или в субъекте Российской Федерации).

На основании частей 1, 2, 5 указанной статьи прием на работу помощников депутата Государственной Думы, определенных частью второй статьи 37 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации. Срочные служебные контракты с указанными помощниками заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Прием на работу иных помощников депутата Государственной Думы производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.

Срочный служебный контракт или срочный трудовой договор заключается на основании заявления помощника депутата Государственной Думы и представления депутата Государственной Думы на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий депутата Государственной Думы.

Прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 39 Федерального закона №3 закреплены права и обязанности помощника депутата Государственной Думы, в том числе работающего на определенной территории.

В силу частей 1 и 6 статьи 40 Федерального закона №3 депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 3,34 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Размеры оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, работающих по срочному трудовому договору, депутат Государственной Думы устанавливает самостоятельно.

Расходы на оплату труда помощников депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона, путем перечисления денежных средств Государственной Думой на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из норм трудового законодательства под местом работы в широком смысле понимается - место, где работник исполняет трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Исходя из системного анализа приведенных норм действующего законодательства, учитывая специфику статуса и особенности работы помощников депутатов Государственной Думы, суд приходит к выводу о том, что местом работы помощника депутата Государственной Думы по работе на территории, определенной депутату, будет являться соответствующая территория, где помощник выполняет возложенные на него обязанности.

При этом, следует учитывать, что «место работы» и «рабочее место» не являются равнозначными понятиями и их необходимо разграничивать.

В связи с тем, что характер работы помощника требует его присутствия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, то и рабочее место ему может быть предоставлено в здании органа законодательной (представительной) либо исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в здании органа местного самоуправления, что не свидетельствует о том, что местом работы такого помощника будут являться указанные органы.

Таким образом, изложив в подписном листе «помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <данные изъяты> по работе в Сахалинской области», ФИО1 одновременно отразила и занимаемую должность, и место работы, сообщив достоверные сведения.

Довод представителей окружной избирательной комиссии со ссылкой на заключенный с ФИО1 срочный трудовой договор и сведения из трудовой книжки о том, что местом ее работы является Правительство Сахалинской области, где оборудовано ей рабочее место, суд находит несостоятельным, поскольку в штате указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации она не состоит, трудовую функцию в Правительстве области не выполняет, заработную плату от Правительства области не получает.

Более того, необходимости в использовании рабочего места в здании органа исполнительной власти Сахалинской области у ФИО1 не имелось, поскольку, будучи депутатом Сахалинской областной Думы пятого созыва на непостоянной основе, она имеет иное рабочее место в здании Сахалинской областной Думы.

Оформление же с ней трудового договора Правительством Сахалинской области в лице губернатора Сахалинской области обусловлено особенностями статуса помощника депутата Государственной Думы, что не влечет возникновение трудовых отношений непосредственно с данным органом государственной власти.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО1 в части сведений, касающихся места работы и должности кандидата, оформлены без нарушения требований закона.

Ссылки представителей ОИК №3 на указание Администрации Сахалинской области и Управления аппарата губернатора и Правительства Сахалинской области в качестве места работы ФИО1 в официальных документах избирательных комиссий в связи с проведением других выборов, где она принимала участие по партийному списку, правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Как следует из подписных листов, в графе о месте жительства кандидата ФИО1 указан полный адрес места ее жительства, включая улицу, номер дома и квартиры, тогда как согласно установленной приложением №5 ФЗ №67 формы подписного листа необходимо указание лишь наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.

Тем не менее, суд приходит к выводу о том, что внесение в подписной лист кандидатом в депутаты полного адреса места жительства о несоблюдении формы подписного листа не свидетельствует, содержания обязательных сведений не искажает, а лишь их конкретизирует, и, следовательно, требованиям закона не противоречит.

Довод представителей ОИК №3 о том, что ФИО1, отразив в подписных листах полный адрес места жительства, формирует к себе положительное отношение избирателей, поскольку проживает в том же избирательном округе, в чем они усматривают элемент предвыборной агитации и нарушение равенства прав других кандидатов, суд находит необоснованным.

Как следует из материалов дела, ФИО1 самостоятельно осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

В этой связи, полный адрес места ее жительства указан в подписных листах во исполнение обязательного требования закона в сведениях о лице, осуществлявшей сбор подписей, поэтому указание этого адреса в графе о месте жительства кандидата в депутаты не влечет увеличение объема изложенной в подписных листах информации и не может порождать последствий, обозначенных представителями окружной избирательной комиссии.

Указание в подписных листах сведений об их изготовителе, тираже, дате изготовления и о заказчике о несоблюдении установленной формы подписного листа также не свидетельствует. Данные дополнительные сведения, изложенные мелким шрифтом в нижней части подписных листов, саму форму подписного листа не порочат, более того, подтверждают соблюдение порядка его изготовления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания всех 145 подписей избирателей по мотиву несоблюдения формы подписного листа у окружной избирательной комиссии не имелось.

Согласно оспариваемому заявителем решению и выписки из протокола заседания окружной избирательной комиссии от 5 сентября 2012 года, из 145 подписей, представленных кандидатом в депутаты ФИО1, по другим основаниям признаны недействительными 16 подписей избирателей.

В ходе судебного разбирательства при исследовании подлинных подписных листов установлено, что 9 подписей избирателей правомерно признаны окружной избирательной комиссией недействительными:

- 2 подписи - лист 25 строка 1, лист 25 строка 2 – на основании пункта 6.2 статьи 38 ФЗ №67, так как были внесены избирателями, которые ранее уже расписывались в подписных листах (лист 3 строка 4, лист 3 строка 5).

- 2 подписи – лист 23 строка 3 и лист 28 строка 3 на основании подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 как подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в датах их внесения в подписной лист.

- лист 3 строка 1 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 (исправление в серии паспорта избирателя),

- лист 4 строка 3 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 (исправление в серии паспорта избирателя),

- лист 5 строка 4 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 (исправление в адресе места жительства).

- лист 29 строка 5 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 (обводка другим почерком в серии и номере паспорта избирателя),

- лист 31 строка 4 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №67 (обводка другим почерком в ФИО, дате рождения и адресе места жительства избирателя).

Вывод комиссии о том, что в двух последних подписях обводка произведена другим почерком сделан на основании ведомости проверки подписных листов рабочей группы, в состав которой входил главный эксперт ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области, обладающий специальными познаниями.

По другим признанным недействительными подписям суд с выводами окружной избирательной комиссии согласиться не может.

На листе 29 строка 2 имеется неоговоренное исправление в месяце рождения избирателя, то есть в необязательной информации, а следовательно не могло быть рассмотрено как правовое основание для признания данной подписи избирателя недействительной.

На листе 8 строка 4, на листе 25 строка 3 какие-либо видимые исправления в адресе места жительства избирателя отсутствуют.

На листе 9 все 4 подписи избирателей признаны комиссией недействительными, поскольку в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в наименовании органа, выдавшего паспорт, имеется неоговоренное исправление, а именно в слове «внутренних» буква «р» исправлена на «н», с чем согласиться нельзя.

Согласно пункту 12 статьи 37 ФЗ №67 при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 25 Закона Сахалинской области.

Из приведенных положений законов следует, что в подписных листах лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано указать по своему усмотрению либо наименование органа, выдавшего паспорт, либо его код.

Учитывая то, что ФИО1 в подписных листах указала и наименование органа, выдавшего паспорт, и его код, в котором исправлений не допущено, исправление в наименовании органа не могло служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Таким образом, в общей сложности из 145 представленных ФИО1 подписей избирателей являются недействительными 9 подписей, в связи с чем количество действительных подписей составляет 136.

Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №3, составляет 132 подписи.

В этой связи, отказ окружной избирательной комиссии в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по указанному округу является незаконным.

При таких данных, суд удовлетворяет требования ФИО1: признает незаконным и отменяет оспариваемое решение, а также возлагает обязанность на окружную избирательную комиссию зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва от 5 сентября 2012 года № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №3».

Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №3 по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №3.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 13 сентября 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова