ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 августа 2013г. г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., при секретаре Семеновой А.Ю.,с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 от 23 июля 2013г. № <...> «О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинутому региональным отделением ПП «ЛДПР» в Республике Бурятия ФИО5 Р-Д.Д.»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 06.07.2013 г. на 08.09.2013 г. назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 3 (далее ОИК № 3) № <...> от 23 июля 2013г. ФИО5 Р-Д.Д. (выдвинутый Бурятским региональным отделением Политической партии «ЛДПР») зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Обращаясь в суд, ФИО1, являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Хурала по этому же округу, просит признать незаконным и отменить вышеуказанное решение ОИК № 3 от 23 июля 2013г.
В обоснование своих доводов указывает, что ФИО5 Р-Д.Д., являясь членом БРО ВПП «ЛДПР», выдвинут кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия от указанной партии, о чем принято решение на 11 внеочередной конференции БРО ВПП «ЛДПР» от 05.07.2013 г. Однако в нарушение п. 14.5 ст. 35 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не представил в окружную комиссию необходимые документы, а именно свидетельство о государственной регистрации БРО ВПП «ЛДПР», решение 11 конференции от 05.07.2013 г. Несмотря на это ОИК № 3 зарегистрировала ФИО5 Р-Д.Д. кандидатом в депутаты Хурала пятого созыва.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, письменно известив суд о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие.
Его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности от 07.08.2013г., заявление поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель ОИК № 3 по доверенности от 1 августа 2013г. ФИО3 против удовлетворения заявления возражала, указывая на то, что необходимость предоставления протокола решения конференции избирательного объединения о выдвижении лица в качестве кандидата, федеральным законодательством не предусмотрена. Поскольку ФИО5 был выдвинут в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу списком, соответствующее решение съезда избирательного объединения предоставлялось в Избирательную комиссию Республики Бурятия при заверении списка кандидатов, предоставленного избирательным объединением. ФИО5 свидетельство о государственной регистрации БРО ВПП «ЛДПР» и решение 11 конференции от 05.07.2013 г. представлял в окружную комиссию, однако представление этих документов комиссией было признано излишним.
Заинтересованное лицо ФИО5 Р-Д.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в суд свои возражения, в которых указывает о соблюдении процедуры его регистрации в качестве кандидата.
Привлеченный определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица уполномоченный представитель избирательного объединения БРО Политической партии ЛДПР ФИО4 с заявлением не согласился, также указывая на то, что процедура регистрации ФИО5, выдвинутого в депутаты Народного Хурала в составе списка БРО Политической партии «ЛДПР» была соблюдена. Постановлением избирательной комиссии № <...> список кандидатов, в который в том числе был включен ФИО5 Р-Д.Д., был заверен и направлен по одномандатным округам.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., суд не находит оснований для отмены решения окружной комиссии по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятии от 10 июля 2013г. заверен список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, выдвинутых Бурятским региональным отделением Политической партии «ЛДПР» по одномандатным избирательным округам. Согласно заверенному списку, ФИО5 Р-Д.Д. выдвинут Бурятским региональным отделением в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 3.
11 июля 2013г. ФИО5 Р-Д.Д. обратился в ОИК № 3 с заявлением о даче согласия выдвинувшему его избирательному объединению баллотироваться кандидатом в депутаты Хурала пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, представив необходимые для выдвижения документы.
В этот же день, ОИК № 3 выдала ему подтверждение о получении от него документов о выдвижении в качестве кандидата в депутаты.
23 июля 2013 года от него приняты документы для регистрации в качестве кандидата, о чем выдано соответствующее подтверждение.
Решением ОИК № 3 от 23 июля 2013г. ФИО5 Р-Д.Д. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.
В соответствии с частью 1 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. (далее Федеральный Закон) избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
Согласно пункту 1.1. ст. 35 этого Федерального Закона предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Пункт 14 ст. 35 Федерального Закона предусматривает, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии
В силу пункта 14.5 ст. 35 Федерального Закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии среди необходимых документов, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами предоставление документов, на которые ссылается ФИО1 в своем заявлении, кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, выдвинутый по партийному списку, обязан представить в окружную избирательную комиссию только в том случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам,
Пунктами 1 и 12 статьи 24 Закона Республики Бурятия « О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» № 603-III от 6 января 2004г. (далее Закон Республики Бурятии) предусмотрено право избирательного объединения выдвинуть кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. В таком случае представитель избирательного объединения представляет в Избирательную комиссию Республики Бурятия одновременно установленный перечень документов, включая список кандидатов по одномандатным избирательным округам с указанием личных данных каждого и решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, оформленное в соответствии с пунктом 8 этой же статьи (в форме протокола с указанием числа делегатов, даты принятия решения и пр.).
В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 24 Закона Республики Бурятия, после приема вышеперечисленных документов, Избирательная комиссия республики принимает решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении. В случае заверения, решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются Избирательной комиссией в соответствующие окружные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатному избирательному округу не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов представляют в окружные избирательные комиссии, в соответствии с пунктом 4 статьи 22 этого же Закона документы, указанные в пунктах 2 и 3 этой же статьи.
Поскольку Законом Республики Бурятия предусмотрено право избирательного объединения выдвинуть кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, доводы, приведенные заявителем ФИО1 в обоснование своего требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала ФИО5 Р-Д.Д. доводы не могут быть признаны обоснованными, в силу вышеприведенных положений Федерального Закона, у ФИО5-Д.Д. обязанности по предоставлению свидетельства о государственной регистрации БРО ВПП «ЛДПР» и решения конференции не имелось.
Оснований для применения к возникшим правоотношениям положений Закона республики Бурятия, устанавливающего в пунктах 2 статьи 22, подпункте 5 пункта 12 статьи 24 и пункте 15 этой же статьи обязанность предоставления протокола решения о выдвижении кандидата избирательным объединением, свидетельства о государственной регистрации объединения как в окружную комиссию со стороны кандидата (при прохождении им процедуры выдвижения), так и в Избирательную комиссию республики уполномоченным представителем избирательного объединения при прохождении процедуры заверения списков выдвинутых кандидатов, не имеется.
Пунктами 2, 3 и 6 ст. 1 ФЗ № 67 установлено, что настоящий Федеральный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законами субъектов России могут устанавливаться гарантии избирательных прав, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Если закон субъекта противоречит ФЗ № 67, то применяются нормы последнего.
В соответствии с пунктом 11 ст. 2 ФЗ № 67 гарантии избирательных прав это установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав.
Установление в Законе Республики Бурятия положений, возлагающих на кандидата от избирательного объединения дополнительную обязанность, не предусмотренную Федеральным законом нельзя квалифицировать как увеличение гарантий его избирательных прав, поскольку фактически данная обязанность не обеспечивает реализацию последних, а напротив создает этому препятствия.
При таких обстоятельствах, поскольку положения Закона Республики Бурятия противоречат положениям ФЗ № 67, к возникшим отношениям подлежат применению нормы Федерального закона.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 4 Постановления пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которому при рассмотрении дела судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта России противоречит федерального закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении России и ее субъекта, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Поскольку федеральное законодательство не содержит норм о предоставлении кандидатом решения избирательного объединения о его выдвижении (в случае заверения списка кандидатов Избирательной комиссией субъекта), оснований для признания оспариваемого решения незаконным не установлено.
Кроме того, по настоящему делу установлено, что свидетельство о государственной регистрации БРО Политической партии «ЛДПР», протокол решения избирательного объединения не были предоставлены кандидатом ввиду разъяснений самой окружной избирательной комиссией. Отмена же регистрации кандидата является одним из установленных законом видов ответственности за нарушение избирательного законодательства, которая может наступать при условии совершения виновных действий самим кандидатом, его представителем либо по его поручению иными лицами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья Верховного суда
Республики Бурятия В.А. Иванова