РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3-43/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«1» октября 2013 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора – Стариковой А.А.
при секретаре – Протас И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гущян М.В. об установлении срока и порядка проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании «Гурьевском городском округе»,
У С Т А Н О В И Л:
Гущян М.В., проживающая в г.Гурьевске Калининградской области, обратилась в суд 25 сентября 2013 года с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Законом Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» объединены территории 8 поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, с утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Гурьевского района вновь образованного муниципального образования – Гурьевского городского округа. Указанный закон вступил в силу 31 мая 2013 года, однако в нарушение п. 5.1 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования не будут проведены в пределах 6 месяцев со дня его создания. Так, вновь образованное муниципальное образование «Гурьевский городской округ» создано с момента вступления в силу Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года (то есть с 31 мая 2013 года), в связи с чем выборы в органы местного самоуправления городского округа должны быть проведены не позднее 1 декабря 2013 года. Принимая во внимание, что статьей 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусмотрен минимальный срок для принятия решения о назначении выборов – 70 дней до даты выборов – выборы органов местного самоуправления Гурьевского городского округа должны быть назначены не позднее 22 сентября 2013 года. Учитывая, что решение о назначении выборов не принято до настоящего времени, является очевидным невозможность их проведения до 1 декабря 2013 года, что свидетельствует о нарушении конституционного избирательного права Гущян М.В., которая просит установить срок и порядок проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании «Гурьевский городской округ».
В судебное заседание Гущян М.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо ходатайств суду не представила, иные участники процесса не возражали против рассмотрения дела в ее отсутствие.
Представитель Гущян М.В. - Воробьев С.А. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представители указанных в заявлении в качестве заинтересованных лиц Калининградской областной Думы – Кузнецов А.В. и Губернатора Калининградской области – Гора Е.Ю. и Глущенко А.В. полагали требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на пропуск заявителем установленного ч. 1 ст. 260 ГПК РФ 3-месячного срока для обращения в суд, началом течения которого является дата вступления в силу Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года. Кроме того, полагают, что к спорным правоотношениям не применимы положения Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года при том, что незаконность преобразования муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» не установлена, а полномочия действующих органов муниципального района досрочно не прекращены и на них Законом области № 229 от 29 мая 2013 года возложено дальнейшее исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Калининградской области, Гурьевская территориальная избирательная комиссия и Гурьевский районный совет депутатов.
Представитель Избирательной комиссии Калининградской области – Каровайчик Д.В. и председатель Гурьевской ТИК – Сорокин А.В. полагали заявление не подлежащим удовлетворению с учетом положений статьи 2 Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года. Обращали внимание на то, что решением Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года по делу по заявлению гражданина Доренского Р.А. об оспаривании этого Закона области в удовлетворении требований отказано в полном объеме, апелляционное рассмотрение этого дела назначено на 16 октября 2013 года и в случае отмены решения суда с вынесением нового решения о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года муниципальные выборы будут назначены во внесудебном порядке.
Представители Гурьевского районного совета депутатов – Красная Т.П. и Куликов С.А. просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что до настоящего времени муниципальное образование «Гурьевский городской округ» не образовано, свои полномочия по-прежнему осуществляют органы местного самоуправления всех поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, а также самого муниципального района, в связи с чем отсутствуют основания для назначения выборов в органы местного самоуправления несуществующего Гурьевского городского округа.
Выслушав объяснения участников представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований к удовлетворению заявления, суд приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 3 названного Федерального закона порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Вступившим в силу 31 мая 2013 года Законом Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» объединены территории 8 поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в результате чего прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений и поселения утрачивают статус муниципальных образований, а в состав территории Гурьевского муниципального района входят один город и территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа (статья 1 Закона).
Статьей 2 этого же Закона Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа; в период со дня вступления в силу настоящего Закона до 1 января 2014 года органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района вправе принимать устав городского округа, другие муниципальные правовые акты, которые вступают в силу не ранее 1 января 2014 года.
Таким образом, региональным законом предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа действующими органами местного самоуправления муниципального района.
Ссылки представителя заявителя на то, что преобразованы в городской округ только поселения с сохранением в целом муниципального района и в связи с этим органы местного самоуправления муниципального района не могут исполнять полномочия органов местного самоуправления городского округа, являются ошибочными, так как возможность наделения одной и той же территории (в данном случае – территории административного Гурьевского района) одновременно статусом муниципального района и статусом городского округа не предусмотрена Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы заявителя о том, что выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования – Гурьевского городского округа - должны быть проведены не позднее 1 декабря 2013 года, свидетельствуют, по мнению суда, о несогласии заявителя с положениями статьи 2 Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года.
Однако подобные доводы суд расценивает как избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права при том, что они подлежат проверке в ином судебном порядке в порядке главы 24 ГПК РФ.
При этом суд учитывает, что решением Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года по делу по заявлению гражданина Доренского Р.А. об оспаривании этого Закона области в удовлетворении требований отказано в полном объеме, апелляционное рассмотрение этого дела назначено на 16 октября 2013 года.
Таким образом, до настоящего времени Закон Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года (в том числе его статья 2 об исполнении с 1 января 2014 года органами местного самоуправления муниципального района полномочий органов местного самоуправления городского округа) не отменен и не признан недействующим.
Более того, из материалов дела следует, что, несмотря на вступление в силу 31 мая 2013 года вышеупомянутого Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории», в существующем муниципальном образовании «Гурьевский муниципальный район» до настоящего времени исполняют в полном объеме свои полномочия органы местного самоуправления всех 8 поселений, входящих в состав муниципального района, которые были избраны на муниципальных выборах в 2008 году, а также глава муниципального района, избранный на муниципальных выборах в 2009 году и представительный орган муниципального района, депутаты которого избраны на муниципальных выборах в марте 2011 года.
Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что названный Закон Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года до настоящего времени не реализован в части наделения территории Гурьевского района статусом городского округа.
Таким образом, установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципального района не истекли.
Органы, уполномоченные назначить муниципальные выборы, в Гурьевском районе имеются.
Порядок организации местного самоуправления на территории Гурьевского района урегулирован Законом Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года.
Факт незаконности преобразования муниципального района в городской округ в установленном порядке на настоящий момент не установлен.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям не применимы положения Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что неназначение выборов органов местного самоуправления до решения вопроса о вступлении в законную силу решения суда от 5 июля 2013 года не свидетельствует о незаконном бездействии органов, уполномоченных принять решение о назначении выборов.
Суд также находит убедительными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что установленный п. 5.1 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года 6-месячный срок для проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованного городского округа истекает только 1 декабря 2013 года и до этой даты вопрос о назначении муниципальных выборов (в органы местного самоуправления поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в случае признания недействующим Закона области № 229 от 29 мая 2013 года) может быть разрешен во внесудебном порядке.
С учетом фактических обстоятельств дела суд считает, что на момент рассмотрения настоящего дела достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления Гущян М.В. не имеется.
Что касается доводов представителей Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области о пропуске заявителем предусмотренного ч. 1 ст. 260 ГПК РФ 3-месячного срока для обращения в суд, суд полагает их ошибочными, принимая во внимание убедительную позицию заявителя о начале течения срока для обращения в суд не с момента вступления в силу Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года, а с 22 сентября 2013 года (предельного срока для принятия решения о назначении выборов для их проведения в срок до 1 декабря 2013 года).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Гущян М.В. об установлении срока и порядка проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании «Гурьевском городском округе» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено «3» октября 2013 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова
Копия верна: Судья