ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-43/2014 от 26.11.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

  Дело № 3-43/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

 в составе председательствующего – судьи Черновой Н.А.

 при секретаре Губиной С.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 26.11..2014 гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Сбербанк России» к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

 УСТАНОВИЛ:

 ОАО «Сбербанк России» обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

 В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

 Постановлением Правительства Курганской области от <...> № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.

 Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет <...>

 В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются права ОАО «Сбербанк России» при определении земельного налога, как собственника этого земельного участка.

 Согласно отчету ООО «Оценочная палата» № от <...> рыночная стоимость земельного участка составляет <...> руб.

 Ссылаясь на положения ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 2,4,10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316; ст.ст. 12, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, п.п.8 ч.1 ст.26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <...> в размере <...> руб., взыскать с ответчиков судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере <...> руб.

 В судебном заседании представитель истца ОАО «Сбербанк России» К., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Заявила ходатайство о переводе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области из ответчика в третье лицо.

 Представитель ответчика Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку осуществляет лишь функции по внесению кадастровой стоимости земельного участка, действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

 Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области П.. оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

 Представители третьих лиц Администрации города Кургана, Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

 Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 «АК Сберегательный банк Российской Федерации» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <...> кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <адрес> земли поселений, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> №.

 Истец является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>.

 Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельном участке от <...>, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...>

 Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности истца ОАО «Сбербанк России» установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01.01.2010 и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

 Данным постановлением Правительства Курганской области от <...> № утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> <...> коп./ кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади.

 Согласно отчету № об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ООО «Оценочная палата», по состоянию на <...> рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером 45:25:020804:20 установлена в размере <...> руб.

 .Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости ОАО «Сбербанк России» обратился с настоящим иском, указывая на нарушение своих прав, как собственника объекта недвижимости и плательщика налога на землю, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

 Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

 Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

 Пунктами 11, 14, ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

 В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

 В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

 В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

 Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

 Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

 Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

 В соответствии с заключенным Государственным контрактом от <...> № № на выполнение работ по теме «Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации» - проведение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010 не завершилось в указанный выше Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ срок, утверждение государственной кадастровой оценки земель произведено 26.09.2011 Постановлением Правительства Курганской области № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».

 В силу ст.ст. 5 и 6 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не может, поскольку положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

 Однако п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

 В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.

 В ст. 24.18 главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

 В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

 Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

 Согласно представленному в материалы дела отчету ООО «Оценочная палата» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> руб., что ввиду значительного превышения свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454, его рыночной стоимости.

 Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454.

 Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

 Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.

 Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ООО «Оценочная палата» № в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от <...> № экспертного совета Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь», членом которой является оценщик, составивший отчет №

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ООО «Оценочная палата» № от <...> выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> над его рыночной стоимостью.

 Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «Оценочная палата» № от <...> рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

 В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные ОАО «Сбербанк России» исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

 Утверждение представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, является необоснованным.

 Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

 В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

 В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.

 На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

 Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

 Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

 Согласно п. 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

 Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделённое функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

 В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 Следовательно, возмещение судебных издержек осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.

 Гражданское процессуальное законодательство, при этом, исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов в порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

 При этом, незаконных действий стороны ФГБУ «ФКП Росреестра» судом не установлено и доказательств таковых истцом в обоснование заявленных требований не представлено.

 В связи с изложенным, произведенные истцом расходы в рамках данного гражданского дела, при имеющихся обстоятельствах, возмещению в порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

 Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление ОАО «Сбербанк России» к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, категория земель: земли поселений, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <...> в размере <...>

 В удовлетворении требований о взыскании госпошлины отказать.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

 Судья

 Курганского областного суда Н.А.Чернова