ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2015 года № 3-43/2015
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жидковой О.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.,
с участием прокуроров прокуратуры Вологодской области Иволга О.В. и Корнилаева Р.А., представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенности Назаровой Л.Н. и Ситьковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об оспаривании нормативного правового акта Региональной энергетической комиссии Вологодской области,
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее также РЭК Вологодской области) от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца, определенные расчетным методом, согласно приложению к настоящему приказу.
Приказ вступил в силу с 01.10.2014, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru 09.09.2014.
04.06.2015 прокурор Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца».
В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потреблений коммунальных услуг» (далее также Правила № 306), поскольку при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (далее ОДН) на территории города Череповца необоснованно применен расчетный метод.
Просил суд признать Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего на момент его рассмотрения.
В соответствии с требованиями названного Кодекса заявленные прокурором Вологодской области требования рассматриваются как административное исковое заявление. При этом обратившийся в суд с административным иском прокурор Вологодской области пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, а орган, нормативный правовой акт которого оспаривается (Региональная энергетическая комиссия Вологодской области), выступает в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании прокуроры прокуратуры Вологодской области Иволга О.В. и Корнилаев Р.А. требования поддержали, просили их удовлетворить. Указали, что наличие в большинстве многоквартирных домов (далее МКД) города Череповца одного общедомового прибора учета (далее ОДПУ) на холодное водоснабжение не исключает возможность определения нормативов на холодное водоснабжение на ОДН методом аналогов, а на горячее водоснабжение – расчетным методом, полагая, что Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг взаимозависимость между методами определения нормативов на холодное и горячее водоснабжение не установлена, как не установлена и зависимость между методами определения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на ОДН и нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях. Кроме того, полагали, что Региональной энергетической комиссией Вологодской области неправильно определена представительность выборки МКД применительно к требованиям пункта 21 Правил № 306, а недостаточность представленных мэрией города Череповца сведений не может служить основанием для отказа от расчета нормативов методом аналогов. К результатам проведенной в рамках рассматриваемого дела судебной экономической экспертизы просили отнестись критически, полагая, что она содержит противоречия и неясности, не позволяющие прийти к достоверному выводу о невозможности применения метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на ОДН.
Представители административного ответчика Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенности Назарова Л.Н. и Ситькова Н.С. требования не признали. Указали, что для применения метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на ОДН необходимы сведения по ОДПУ как по холодному так и по горячему водоснабжению. По городу Череповцу только один дом оборудован ОДПУ холодного и горячего водоснабжения, что исключает применение метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на ОДН ко всем остальным домам. Полагали также, что при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов существует полная взаимозависимость нормативов в жилых помещениях и нормативов на ОДН, что подтверждается формулами 6-8 Правил № 306, из чего следует, что при выборе метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на ОДН, необходимо делать одновременно расчет нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях. Поскольку нормативы холодного (горячего) водоснабжения в жилых помещениях установлены расчетным методом (приказ РЭК Вологодской области от 24.05.2013 № 109), применение метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг на холодное (горячее) водоснабжение на ОДН недопустимо. Таким образом, при выборе метода аналогов для расчета нормативов по холодному и горячему водоснабжению на ОДН необходимо одновременно определять нормативы на ОДН и на жилые помещения. Кроме того, обратили внимание суда на то, что в городе Череповце отсутствуют многоквартирные дома с открытой системой горячего водоснабжения, т.е. с водоразбором из системы теплоснабжения. По таким домам на момент издания РЭК Вологодской области оспариваемого приказа невозможно было определить нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на ОДН методом аналогов. В настоящее время определение нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на ОДН в таких домах возможно только в том случае, если в доме установлен второй ОДПУ, определяющий объем холодной воды, используемой для нужд горячего водоснабжения. С учетом изложенного, полагали, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции РЭК Вологодской области, в соответствии с действующим законодательством. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагали, что заключением проведенной в рамках рассматриваемого дела судебной экономической экспертизы их доводы полностью подтверждаются.
Суд, изучив представленное административное исковое заявление, исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокуроров прокуратуры Вологодской области и возражения представителей административного ответчика, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Согласно пункту 3 Правил № 306 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в редакции от 28.03.2012), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2010 № 921, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области.
Пунктом 3.2.1 Положения к полномочиям РЭК Вологодской области отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (том 2, л.д.17).
Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Вологодской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии со статьей 3 закона Вологодской области от 02.05.2011 № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области».
Ранее, приказом РЭК Вологодской области от 13.12.2012 № 1209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области» были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, определенные расчетным методом.
Приказом РЭК Вологодской области от 24.05.2013 № 109 в названный приказ РЭК Вологодской области были внесены изменения в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме в виде расчетной формулы, согласно Приложению к приказу - столбец № 7.
Однако решением Вологодского областного суда от 28.01.2014, с учетом изменений, внесенных в него определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 по делу № 2-АПГ14-2, столбец № 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме) приложения 1 к приказу РЭК Вологодской области от 24.05.2013 № 109 «О внесении изменений в приказ РЭК области от 13.12.2012 № 1209» признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, т.е. с 21.05.2014.
Основанием для вынесения такого решения послужило неподтверждение РЭК Вологодской области обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения при установлении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на ОДН метода аналогов и непредставление доказательств осуществления РЭК Вологодской области работы по определению объема представительности выборки, по проведению измерений и снятию показаний приборов учета.
Приказ РЭК Вологодской области от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца» принят во исполнение вышеназванного решения Вологодского областного суда от 28.01.2014.
Основным нормативно-правовым документом, в соответствии с которым административным ответчиком были рассчитаны нормативы на ОДН на территории города Череповца, являются Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 в действовавшей на момент принятия приказа редакции.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных МКД или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в МКД, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил № 306 установлено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Сопоставительный анализ содержания пункта 19 Правил № 306, предусматривающий метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, и пункта 22 Правил свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на ОДН с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в Приложении к Правилам № 306 (формулы 1 - 4).
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно заключениям РЭК Вологодской области по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды для потребителей города Череповца и по определению метода расчета для нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды для потребителей города Череповца, предшествовавших принятию оспариваемого приказа, применение метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг не представляется возможным, ввиду отсутствия в подавляющем большинстве домов города Череповца двух приборов учета по холодному и горячему водоснабжению.
Как следует из названных заключений, а также отзыва РЭК Вологодской области на административное исковое заявлении, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на жилые помещения и на ОДН с применением метода аналогов определен пунктами 31-42 и формулами 1-4 приложения № 1 к Правилам № 306.
Исходя из формул 1-4 приложения № 1 к Правилам № 306 невозможно определить объем выборки до получения показаний приборов учета, так как дисперсия генеральной совокупности зависит от параметра, которым в данном случае является месячный расход воды в отдельном i-м многоквартирном доме за наблюдаемый период, определенный по показаниям общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
С целью получения указанных выше данных, РЭК Вологодской области направила в органы местного самоуправления соответствующий запрос от 29.01.2014 за № 130. По городу Череповцу были представлены сведения по ... многоквартирным домам, оборудованным только ОДПУ холодного водоснабжения и по ... многоквартирному дому, оборудованному ОДПУ холодного и горячего водоснабжения.
С учетом полученных данных, а также формул 6-8 Правил № 306, РЭК Вологодской области сочла применение метода аналогов невозможным.
Доводы РЭК Вологодской области о невозможности применения метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды подтверждаются, кроме того, заключением проведенной в рамках настоящего административного дела обществом с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебных экспертиз» судебной экономической экспертизы от 16.10.2015 № 150715-ЭБХСС-2173, в соответствии с которым при наличии одного ОДПУ, установленного в МКД на холодное водоснабжение (учитывающего весь объем поступающей в дом воды, в том числе на горячее водоснабжение), невозможно определить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжении на ОДН методом аналогов в соответствии с Правилами установления и определения коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (как в редакции действовавшей по состоянию на 04.09.2014, так и в действующей редакции, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380), в том числе невозможно и в случае, если в МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение и производство горячей воды осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно.
Основания, по которым эксперт пришел к указанным выводам, подробно изложены в исследовательской части заключения, сомнений в их правильности не вызывают.
С учетом изложенных в вышеназванном экспертном заключении выводов, не могут быть признаны состоятельными и доводы прокурора о том, что абзац 3 пункта 33 Правил № 306, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380, в соответствии с которым в случае если в многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в выборку включаются только многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами учета, определяющими объем холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учетом за период работы таких приборов учета в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для целей расчета нормативов потребления коммунальных услуг, на спорные правоотношения не распространяется ввиду того, что оспариваемый нормативный акт был принят до указанных изменений.
При этом ссылка прокурора на недостатки, допущенные Региональной энергетической комиссией Вологодской области при сборе информации, определении объема и формировании состава предварительной выборки, не имеет правового значения, поскольку в любом случае указанные обстоятельства не устраняют объективных препятствий для применения метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды в период подготовки и принятия оспариваемого приказа.
С учетом изложенного Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца»действующему законодательству не противоречит.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Вологодской области нельзя признать обоснованным, в связи с чем оно не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать прокурору Вологодской области в удовлетворении административного искового заявления о признании приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 04.09.2014 № 238 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории города Череповца» не соответствующим пунктам 19, 21 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Жидкова
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2015 года.