ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2016 г. по делу №3а-44/2016
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Назаркиной И.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 29 декабря 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость,
установил:
АО «Рузхиммаш» обратилось в суд с административным иском к Госкомимуществу Республики Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости шестнадцати земельных участков и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость.
В обоснование иска указало, что общество является собственником земельных участков:
1) площадью 16 612 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации внутриплощадочного железнодорожного пути №222;
2) площадью 1181 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения объекта торговли и бытового обслуживания (нежилого помещения А.З.С. стационарной автозаправочной станции);
3) площадью 11 451 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
4) площадью 43 949 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
5) площадью 45 647 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
6) площадью 33 908 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
7) площадью 93 487 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
8) площадью 141 493 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
9) площадью 6870 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
10) площадью 81 614 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
11) площадью 1374 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения железнодорожных путей;
12) площадью 39 402 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
13) площадью 72 235 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
14) площадью 2968 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
15) площадью 22 874 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности;
16) площадью 94 739 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01 января 2012 г.:
1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 8 118 616 руб. 64 коп.;
2) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 841 438 руб. 88 коп.;
3) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 5 762 715 руб. 75 коп.;
4) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 22 117 334 руб. 25 коп.;
5) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 22 971 852 руб. 75 коп.;
6) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 17 064 201 рубль;
7) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 47 047 332 руб. 75 коп.;
8) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 71 206 352 руб. 25 коп.;
9) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 457 327 руб. 50 коп.;
10) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 40 668 256 руб. 20 коп.;
11) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 671 501 руб. 28 коп.;
12) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 19 634 016 руб. 60 коп;
13) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 35 994 700 руб. 50 коп.;
14) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 478 954 руб. 40 коп.;
15) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 398 114 руб. 20 коп.;
16) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 47 208 443 руб. 70 коп.
АО «Рузхиммаш» считает кадастровую стоимость земельных участков завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку она значительно превышает их рыночную стоимость, что с учётом положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации влечёт увеличение размера земельного налога, уплачиваемого обществом.
Согласно отчёту об оценке от 17 ноября 2015 г. №188/15, составленному оценщиком ООО «Коммерческий центр «Айон» Г.В.Н., по состоянию на 01 января 2012 г. рыночная стоимость земельных участков:
1) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 170 000 рублей;
2) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 260 000 рублей;
3) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 420 000 рублей;
4) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 7 080 000 рублей;
5) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 8 600 000 рублей;
6) c кадастровым номером <данные изъяты> составляет 6 480 000 рублей;
7) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 16 430 000 рублей;
8) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 24 150 000 рублей;
9) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 500 000 рублей;
10) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 10 820 000 рублей;
11) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 220 000 рублей;
12) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 6 350 000 рублей;
13) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 11 170 000 рублей;
14) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 520 000 рублей;
15) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 540 000 рублей;
16) с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 12 370 000 рублей.
Указанный отчёт имеет положительное экспертное заключение от 26 ноября 2015 г. №6134/2015, подготовленное экспертом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Я.Д.А.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 21 декабря 2015 г. №13/04/2015-17 поданное АО «Рузхиммаш» 27 ноября 2015 г. заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено.
По данным основаниям АО «Рузхиммаш» просило суд установить кадастровую стоимость вышеперечисленных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., и возложить на административного ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость.
При подготовке дела к судебному разбирательству определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 12 августа 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Республике Мордовия (том 2 л.д. 185 - 189).
22 августа 2016 г. в ходе предварительного судебного заседания представитель АО «Рузхиммаш» Лапшина Е.В. объяснила суду, что требование о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость предъявлено к административному ответчику Госкомимуществу Республики Мордовия (том 7 л.д.154).
27 декабря 2016 г. АО «Рузхиммаш» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением, в котором изменило предмет административного иска, просило суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., определённой на основании заключения экспертов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России №3115/2-4 от 01 декабря 2016 г., а именно:
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 832 101 рубль;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 723 437 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 473 988 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 882 709 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 12 240 419 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 9 360 466 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 23 581 733 рубля;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 34 558 159 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 170 075 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 20 865 061 рубль;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 498 022 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 10 742 778 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 18 713 539 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 008 187 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6 522 383 рубля;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 23 897 545 рублей и возложить на административного ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков их рыночную стоимость.
В судебное заседание не явились представители всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
На основании части 2 статьи 140 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу о том, что административный иск АО «Рузхиммаш» к Госкомимуществу Республики Мордовия и Управлению Росреестра по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость, подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, общество является собственником вышеуказанных земельных участков. При этом земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в общей долевой собственности АО «Рузхиммаш» и ЗАО «Рузаевский стекольный завод», земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – в общей долевой собственности АО «Рузхиммаш» и ОАО «Машиностроительный завод» (том 1 л.д. 72-87).
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия» определена следующая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г.:
1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 8 118 616 руб. 64 коп.;
2) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 841 438 руб. 88 коп.;
3) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 5 762 715 руб. 75 коп.;
4) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 22 117 334 руб. 25 коп.;
5) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 22 971 852 руб. 75 коп.;
6) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 17 064 201 рубль;
7) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 47 047 332 руб. 75 коп.;
8) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 71 206 352 руб. 25 коп.;
9) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 457 327 руб. 50 коп.;
10) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 40 668 256 руб. 20 коп.;
11) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 671 501 руб. 28 коп.;
12) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 19 634 016 руб. 60 коп;
13) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 35 994 700 руб. 50 коп.;
14) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 478 954 руб. 40 коп.;
15) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 398 114 руб. 20 коп.;
16) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 47 208 443 руб. 70 коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утверждённые настоящим приказом, применяются с 01 января 2015 г.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости кадастровая стоимость земельных участков в приведённых размерах определена по состоянию на 01 января 2012 г. на основании настоящего приказа. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2015 г. (том 1 л.д. 157-172).
27 ноября 2015 г. АО «Рузхиммаш» подало в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков (том 8 л.д. 180-197). Представило отчёт об оценке от 17 ноября 2015 г. №188/15, составленный оценщиком ООО «Коммерческий центр «Айон» Г.В.Н., согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г. составляет:
1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 170 000 рублей;
2) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 260 000 рублей;
3) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 420 000 рублей;
4) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 7 080 000 рублей;
5) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 8 600 000 рублей;
6) земельного участка c кадастровым номером <данные изъяты> составляет 6 480 000 рублей;
7) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 16 430 000 рублей;
8) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 24 150 000 рублей;
9) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 500 000 рублей;
10) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 10 820 000 рублей;
11) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 220 000 рублей;
12) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 6 350 000 рублей;
13) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 11 170 000 рублей;
14) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 520 000 рублей;
15) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 540 000 рублей;
16) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 12 370 000 рублей (том 2 л.д. 1-154).
Решением комиссии от 21 декабря 2015 г. №13/04/2015-17 заявление АО «Рузхиммаш» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено (том 8 л.д. 185-189).
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюден.
Согласно положениям настоящей статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, использование которого является платным, затрагивают права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога и указанное лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 02 сентября 2016 г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, по ходатайству административного истца назначена строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости земельных участков (том 7 л.д. 225-233).
Строительно-техническая экспертиза проведена и согласно заключению экспертов ФБУ Пензенская ЛСЭ К. Ю.А. и Т.О.В. от 01 декабря 2016 г. №3115/2-4 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г. составляет:
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 832 101 рубль;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 723 437 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 473 988 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 882 709 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 12 240 419 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 9 360 466 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 23 581 733 рубля;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 34 558 159 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 170 075 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 20 865 061 рубль;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 498 022 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 10 742 778 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 18 713 539 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 008 187 рублей;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6 522 383 рубля;
земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 23 897 545 рублей (том 8 л.д. 76-105).
Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия, заинтересованные лица администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, ЗАО «Рузаевский стекольный завод», которым судом была направлена копия заключения экспертов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 01 декабря 2016 г. №3115/2-4 с предложением представить относительно него возражения, таких возражений суду не представили.
Заинтересованные лица ФГУП ФКП Росреестра и АО «Машзавод» выразили согласие с заключением экспертов (том 8 л.д. 156, 168).
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия выразило несогласие с заключением экспертов, указав, что оно не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пункта 10 ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015г. №297, пункта 5 ФСО №3, утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015г. №299, пункта 22 ФСО №7, утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014г. №611, поскольку выбор экспертом объектов-аналогов по важнейшим элементам сравнения, таким как площадь участков, их разрешённое использование и местоположение был произведен некорректно. Полагает, что экспертами необоснованно коэффициент корректировки по местоположению определён как соотношение средних значений удельных показателей кадастровой стоимости в населённых пунктах г. Саранск и г. Рузаевка Рузаевского района для оценочных групп 9 и 5, утвержденных в Республике Мордовия для целей государственной кадастровой оценки. При расчёте рыночной стоимости земельного участка <данные изъяты> отсутствует поправочный коэффициент для объектов-аналогов №1, №3 на условия рынка (поскольку использованы данные сделок за 2010 год). При расчёте величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешённым использованием «для размещения объекта торговли и бытового обслуживания (нежилого помещения АЗС стационарной заправочной станции)» был использован аналог с очень низкой стоимостью за 1 кв.м., выбивающийся из общего ряда - 1040 руб. на кв.м. Абсолютная величина валовой корректировки по объекту оценки составляет от 80 до 84 %, что также подтверждает некорректный подбор оценщиком объектов-аналогов (том 8 л.д. 158-160).
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение ФБУ Пензенская ЛСЭ К. Ю.А. и Т.О.В. от 01 декабря 2016 г. №3115/2-4 по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что рыночная стоимость земельных участков установлена экспертами на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренное статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 8 л.д.75). Судом установлено, что экспертами проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. В заключении подробно описан процесс оценки земельных участков в части применения подходов к оценке, обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчёты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки.
В качестве объектов-аналогов экспертами использованы земельные участки, сведения о сделках купли-продажи с которыми содержатся в автоматизированной информационной системе «Мониторинг рынка недвижимости», а также земельные участки, сведения о характеристиках и рыночной стоимости которых указаны в копиях договоров купли-продажи имущества, представленных Управлением Росреестра по Республике Мордовия по запросу суда (том 8 л.д. 116-117, 120-126). Заключение эксперта содержит указание на кадастровые номера объектов-аналогов, их площадь, назначение, адреса. В связи с тем, что объекты оценки и объекты-аналоги различаются по площади и местоположению экспертами применены корректировки на местоположение и площадь участков.
Расчёт коэффициента корректировки на местоположение экспертами в заключении приведён и обоснован. Отказ от применения корректировки на дату продажи мотивирован тем, что все предложения к продаже объектов-аналогов актуальны на дату, близкую к дате оценки.
Заключение экспертов ФБУ Пензенская ЛСЭ К. Ю.А. и Т.О.В. от 01 декабря 2016 г. №3115/2-4 суд считает правильным, обоснованным и объективным, поскольку оно подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследования, предупреждёнными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное заключение полное, ясное, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, и соответствует требованиям федеральных стандартов оценки.
Административный истец согласился с правильностью выводов экспертов о размере рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков. О проведении повторной экспертизы лица, участвующие в деле, не ходатайствовали. Доказательств, которые опровергали бы установленную экспертами рыночную стоимость земельных участков, либо свидетельствовали об ином её размере, административными ответчиками не представлено.
Поэтому суд не усматривает оснований для несогласия с заключением экспертов и заключение экспертов может быть принято в целях установления рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление рыночной стоимости земельных участков является основанием для пересмотра результатов определения их кадастровой стоимости.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Учитывая, что в данном случае оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков определена в результате массовой государственной оценки на основании Приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия», а не по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, Госкомимущества Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия являются надлежащими административными ответчиками по требованию о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, и указанное требование подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требование АО «Рузхиммаш» к Госкомимуществу Республики Мордовия о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков его рыночную стоимость удовлетворению не подлежит по следующим мотивам.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учёта, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. № 473 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы. Эти полномочия на территории Республики Мордовия возложены на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия.
Поскольку полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости на административного ответчика Госкомимущество Республики Мордовия не возложены, и согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности обязанность внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом, основания для удовлетворения требования АО «Рузхиммаш» к Госкомимуществу Республики Мордовия о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость отсутствуют.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2015 г.
АО «Рузхиммаш» подало в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков 27 ноября 2015 г.
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2015 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме этого, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Удовлетворение требования административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поэтому с учётом разъяснений, данных судам в пункте 31 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы должны быть отнесены на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., и возложении на Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельных участков их рыночную стоимость удовлетворить частично.
Удовлетворить требование акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
1) площадью 16 612 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации внутриплощадочного железнодорожного пути №222, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 4 832 101 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи сто один) рубль;
2) площадью 1181 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения объекта торговли и бытового обслуживания (нежилого помещения А.З.С. стационарной автозаправочной станции), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 723 437 (семьсот двадцать три тысячи четыреста тридцать семь) рублей;
3) площадью 11 451 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 3 473 988 (три миллиона четыреста семьдесят три тысячи девятьсот восемьдесят восемь) рублей;
4) площадью 43 949 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 11 882 709 (одиннадцать миллионов восемьсот восемьдесят две тысячи семьсот девять) рублей;
5) площадью 45 647 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание заводоуправления. Участок находится примерно в 250 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 12 240 419 (двенадцать миллионов двести сорок тысяч четыреста девятнадцать) рублей;
6) площадью 33 908 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание заводоуправления. Участок находится примерно в 550 м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 9 360 466 (девять миллионов триста шестьдесят тысяч четыреста шестьдесят шесть) рублей;
7) площадью 93 487 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание заводоуправления. Участок находится примерно в 330 м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 23 581 733 (двадцать три миллиона пятьсот восемьдесят одна тысяча семьсот тридцать три) рубля;
8) площадью 141 493 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: здание заводоуправления. Участок находится примерно в 800 м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 34 558 159 (тридцать четыре миллиона пятьсот пятьдесят восемь тысяч сто пятьдесят девять) рублей;
9) площадью 6870 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 2 170 075 (два миллиона сто семьдесят тысяч семьдесят пять) рублей;
10) площадью 81 614 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 20 865 061 (двадцать миллионов восемьсот шестьдесят пять тысяч шестьдесят один) рубль;
11) площадью 1374 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения железнодорожных путей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 498 022 (четыреста девяносто восемь тысяч двадцать два) рубля;
12) площадью 39 402 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 10 742 778 (десять миллионов семьсот сорок две тысячи семьсот семьдесят восемь) рублей;
13) площадью 72 235 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 18 713 539 (восемнадцать миллионов семьсот тринадцать тысяч пятьсот тридцать девять) рублей;
14) площадью 2968 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 1 008 187 (один миллион восемь тысяч сто восемьдесят семь) рублей;
15) площадью 22 874 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 6 522 383 (шесть миллионов пятьсот двадцать две тысячи триста восемьдесят три) рубля;
16) площадью 94 739 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 23 897 545 (двадцать три миллиона восемьсот девяносто семь тысяч пятьсот сорок пять) рублей.
В удовлетворении требования акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения» к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости указанных земельных участков их рыночную стоимость отказать.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Датой подачи административного искового заявления акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 27 ноября 2015 г.
Судебные расходы отнести на акционерное общество «Рузаевский завод химического машиностроения».
На решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2016 г.