ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-440/2015 от 03.09.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3-440/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Пронченко И.Е.,

при секретаре Шандрамайло Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово «03» сентября 2015 года дело по заявлению ООО «АДФ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «АДФ» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 18 577 кв.м., расположенного по адресу <адрес> в размере рыночной стоимости, в сумме 7 757 000 руб.

Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что Общество является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды от 24.12.2012 года.

Заявитель намерен воспользоваться правом выкупа данного земельного участка. Выкупная стоимость земельного участка поставлена в зависимость от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость указанного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет 96 001 663, 29 руб. Между тем рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка составляет 7 757 000 руб.

Представитель ООО «АДФ» ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просили в удовлетворении требований отказать ввиду того, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является не надлежащим заинтересованным лицом по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв.

Представитель Комитета по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованных лиц, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из представленных материалов, ООО «АДФ» является собственником здания административного корпуса №1 и нежилого здания, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , площадью 18577 кв.м. по адресу: <адрес> о чем предоставлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 8, 9).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 113) и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 марта 2015 года (л.д. 18) кадастровая стоимость указанного земельного участка, постановленного на кадастровый учет 7 марта 2012 года составляет 96 001 663,29 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «АДФ» 03.06.2015 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, с заявлением в порядке требований главы 111.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в РФ», однако получили отказ (л.д.36-38).

Из утвержденного акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 12.03.2012 года (л.д.200), следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области № 519 от 27.11.2008 года.

Согласно кадастровому делу, указанный участок подвергался количественным и качественным изменениям, а именно был осуществлен кадастровый учет данного земельного участка в связи с образованием нового земельного участка.

Суд считает, что заявитель вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости.Так, в соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.1.1 ст.36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Пунктом 1.2 данной статьи ЗК РФ предусмотрено, что цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Принимая во внимание указанные требования закона, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности заявителя, в связи с чем он вправе оспаривать эти результаты.

Из представленного заявителем отчета ООО «НИИ РР» № ОН/84-01-04-2015-5 от 19.05.2015 года, об оценке рыночной стоимости земельного участка (л.д. 39-84) следует, что рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером , по состоянию на 12.03.2012 года составляет 7 757 000 рублей.

Согласно положительному экспертному заключению, подготовленного экспертом НП «Межрегиональный союз оценщиков» № 878/08-15 от 03 августа 2015 г. (л.д. 233-253) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № ОН/84-01-04-2015-5 от 19.05.2015 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, данный отчет подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в отчете на дату оценки: 12 марта 2012 года в размере 7 757 000 рублей

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12 марта 2012 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка, поставленного на кадастровый учет 07.03.2012 года, установлена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.03.2012 года в связи с образованием нового земельного участка.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.

Судом установлено, что датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является 12.03.2012 года.

При указанных обстоятельствах следует признать, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7 757 000 руб. определена по состоянию на 12.03.2012 года правомерно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ФИО5 пояснил, что объекты-аналоги подбираются по ценообразующим факторам, кадастровый номер не является ценообразующим фактором. К тому же в объявлениях не указываются кадастровые номера земельных участков, это закрытая информация и открывается она обычно на этапе сделки. Согласно ФСО №7 оцениваемый земельный участок для определения его рыночной стоимости оценивается как условно свободный, не застроенный, поэтому наличие или отсутствие коммуникаций не учитывается. Подъездные пути у объекта оценки и объектов-аналогов являются идентичными, именно потому нет необходимости в корректировке. Все подобранные объекты-аналоги соответствуют виду разрешенного использования с объектом оценки, нет оснований полагать, что вид разрешенного использования не соответствует. К тому же, вид разрешенного использования следует из предложения. Относительно категории земель, все земельные участки находятся в населенном пункте, а, следовательно, могут быть только землями населенных пунктов.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, как и положительное экспертное заключение, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять отчету и экспертному заключению.

Заинтересованными лицами не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости земельных участков. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков и оснований для назначения по делу судебной экспертизы по инициативе суда, судом не установлено.

В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, правами пользования и приобретения в собственность которым он обладает его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права заявителя на выкуп земельного участка по его реальной стоимости, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

При этом доводы представителей заинтересованных лиц о том, что они являются не надлежащими заинтересованными лицами по настоящему делу, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований.

При таких обстоятельствах требования ООО «АДФ» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ООО «АДФ» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301001:3350, площадью 18577 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере 7 757 000 руб., равном его рыночной стоимости.

Датой обращения ООО «АДФ» в суд считать 03.06.2015 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 07 сентября 2015 года.

Судья: И.Е.Пронченко