ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-440/2015 от 06.04.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-48/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2016 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд

в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

при секретаре: Мельниковой Н.А.

с участием представителя административного истца ООО «ЗАО «Лира» Овчаровой О.М.

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК- Юхновой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ЗАО «Лира» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере его рыночной стоимости

У С Т А Н О В И Л:

Представитель ЗАО «Лира» обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства нежилого здания - магазина, с кадастровым номером <…>, площадью 524,4 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, <…>; нежилого здания – магазина, с кадастровым номером <…>, площадью 941, 5 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <…>размере их рыночной стоимости.

В обоснование требований указав, что ЗАО «Лира» является собственником указанных объектов недвижимости на основании соответственно свидетельства о государственной регистрации права.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 11.10.2012 года №376-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 17.12.2011 года.

Согласно кадастровым справкам от 12.11.2015 года кадастровая стоимость нежилого здания – магазина с кадастровым номером <…>составляет 21817226,75 рублей, с кадастровым номером <…>– 20 518260, 14 рублей.

Не согласившись с результатами оценки указанных выше земельных участков, истец обратился автономную некоммерческую организацию «Экспертно-консультативное бюро» для определения рыночной стоимости данных объектов капитального строительства.

По итогам независимой оценки, проведенной АНО «Экспертно-консультативное бюро», на основании отчета <…>рыночная стоимость объектов капитального строительства определена с кадастровым номером <…>составляет 3273000 по состоянию на 17.12.2011 года, с кадастровым номером <…>–5002000 руб. по состоянию на 03.03.2015 года.

На указанные акты оценки получено положительное экспертное заключение от 30.09.2015 года <…>, выданные Саморегулируемой организацией «Деловой союз оценщиков».

ЗАО «Лира» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, однако по результатам рассмотрения заявление отклонено Решением №551 от 19.11.2015 года.

Результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанных объектов капитального строительства являются недостоверными и нарушают его права как плательщика налога на имущество, поскольку кадастровая стоимость объектов капитального строительства в разы превышает его рыночную стоимость и расчет налога производится из кадастровой стоимости объектов капитального строительства..

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения просила установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами <…>по состоянию на 17.12.2011 составляет <…>рублей, с кадастровым номером <…>по состоянию на 03.03.2015 года 4639960,13 рублей.

Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Юхнова Ю.С. поддержала письменные пояснения по делу.

В судебное заседание не явились представители администрации г. Пятигорска, г. Железноводска, Правительства Ставропольского края, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела. От представителя Министерства имущественных отношений поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства устанавливается для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 11.10.2012 года №376-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 17.12.2011 года.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов капитального строительства по результатам государственной кадастровой оценки земель, установлена с кадастровым номером <…>составляет 21817226,75 рублей, с кадастровым номером <…>– 20 518260, 14 рублей.

По итогам независимой оценки, проведенной «Экспертно-консультативное бюро», на основании отчета №00003, № 00006 от 27.08.2015 года рыночная стоимость объектов капитального строительства определена с кадастровым номером <…>составляет 3273000 по состоянию на 17.12.2011 года, с кадастровым номером <…>–5002000 руб. по состоянию на 03.03.2015 года.

На указанные акты оценки получено положительное экспертное заключение <…>, выданные Саморегулируемой организацией «Деловой союз оценщиков».

ЗАО «Лира» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, однако по результатам рассмотрения заявление отклонено Решением №551 от 19.11.2015 года.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельных

По заключению судебной экспертизы №22.03.2016 г. от 22 марта 2016 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет», рыночная стоимость объектов капитального строительства определена.

В судебном заседании суда представитель истца пояснила, что согласна с выводами судебной экспертизы.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Согласно части 13 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, и признал его относимым и допустимым доказательством размера рыночной стоимости земельных участков.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении №22.03.2016 г. от 22 марта 2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Требования ЗАО «Лира» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной рыночной стоимостиудовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства: нежилого здания - магазина, с кадастровым номером <…>, площадью 524,4 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. <…>по состоянию на 17.12.2011 года в размере 2775110,35 (два миллиона семьсот семьдесят пять тысяч сто десять, 35) рублей; нежилого здания – магазина, с кадастровым номером <…>, площадью 941, 5 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, <…>, по состоянию на 03.03.2015 года в размере 4639960, 13 (четыре миллиона шестьсот тридцать девять тысяч девятьсот шестьдесят, 13) рублей.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости поступило в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 27 октября 2015 года.

Кадастровая стоимость установлена на период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года.

Судья Ставропольского

краевого суда Э.А. Шеховцова