дело № 3-44/2014
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 25 августа 2014 г.
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре К
с участием прокурора Волгоградской
областной прокуратуры Елансковой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения Волгоградское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 6 августа 2014 г. № 182/1233-5 о регистрации списка кандидатов в депутаты Волгоградской областной Думы, выдвинутого избирательным объединением региональным отделением народной политической партией «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области по единому избирательному округу,
установил:
постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 2014 года № 116/5301 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Волгоградской областной Думы нового созыва.
Избирательной комиссией Волгоградской области 6 августа 2014 г. принято постановление № 182/1233-5 о регистрации списка кандидатов в депутаты Волгоградской областной Думы, выдвинутого избирательным объединением региональным отделением народной политической партией «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области по единому избирательному округу (далее – политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов»).
Избирательное объединение Волгоградское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» (далее – политическая партия «Яблоко»), список кандидатов которого также зарегистрирован по единому избирательному округу, обратилось в суд с заявлением об отмене регистрации списка кандидатов избирательного объединения регионального отделения народной политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области, ссылаясь на то, что при принятии решения Избирательной комиссией Волгоградской области (далее – избирательная комиссия) не были учтены нарушения избирательного законодательства, допущенные избирательным объединением в документах, представленных на выдвижение и регистрацию.
Так, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу оформлен с нарушениями требований п.5.1 ст.27 Закона Волгоградской области от 25 октября 2008 г. № 1751-ОД «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы» (далее - Областной закон): даты выдачи паспорта С. и А, указанные в списке, не соответствуют действительности; в адресе места жительства М не указан номер дома; в адресе места жительства С отсутствует название улицы и номер дома.
Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу на основании подп. «в», «г» п.12 ст.30 Областного закона и подп. «б.1», «б.2» п.25 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Кроме того, при принятии решения о регистрации списка кандидатов избирательная комиссия проверку представленных политической партией «Альянс зеленых и социал-демократов» подписных листов осуществила ненадлежащим образом, признав недействительными и недостоверными всего 185 подписей избирателей. По мнению заявителя, 668 подписей избирателей в этих же подписных листах (куда входят признанные недействительными рабочей группой подписи 31 избирателя) следует признать недействительными, в связи с чем общее число недействительных и недостоверных подписей составит 822 подписи (42% от числа подписей, отобранных для проверки), что лишает политическую партию «Альянс зеленых и социал-демократов» права регистрации списка кандидатов в депутаты. Выявленное количество недействительных и недостоверных подписей составит более 10%, что согласно подп. «г» п.25 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ и подп. «д.2», «е.1» п.12 ст.30 Областного закона является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
По мнению заявителя, при проверке подписных листов необоснованно рабочей группой избирательной комиссии не были учтены как недействительные следующие подписи избирателей в папке № 5:
- в 59 подписных листах №№ № <...> подписи 292 избирателей, в которых не указана дата выдачи паспорта лица, осуществившего сбор подписей;
- в 2-х подписных листах № <...> и № <...> подписи 10 избирателей, в которых указана дата выдачи паспорта сборщика подписей, не соответствующая действительности;
- в 11 подписных листах №№ <...> подписи 58 избирателей, в которых отсутствует дата рождения лица, осуществившего сбор подписей;
- в листе № <...> подписи 2 и 4 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подписи 2 и 4 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подписи 2 и 4 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подписи 2, 4, 5 избирателя, листе № <...> подписи 2 и 5 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 5 избирателя, листе № <...> подписи 4 и 5 избирателя, листе № <...> подпись 2 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 5 избирателя, листе № <...> подписи 4 и 5 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 1-го избирателя, листе № <...> подпись 2 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подпись 5 избирателя, листе № <...> подпись 5 избирателя, листе № <...> подпись 1-го избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подпись 2 избирателя, листе № <...> подпись 2 избирателя, листе № <...> подпись 2 и 3 избирателя, листе № <...> подпись 4 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подпись 3 избирателя, листе № <...> подпись 1, 3 и 4 избирателя, листе № <...> подпись 2 избирателя, листе № <...> подпись 2, 3, 4 и 5 избирателя, всего подписи 52 избирателей, в графе «адрес места жительства» которых не указано наименование субъекта Российской Федерации;
- в 19 подписных листах №№ <...> подписи 93 избирателей, в которых в сведениях о месте жительства лица, осуществившего сбор подписей, не указано наименование субъекта Российской Федерации.
В папке № <...> недействительными следует считать подписи следующих избирателей:
- в 6 подписных листах №№ № <...> подписи 30 избирателей, поскольку в них не указана дата выдачи паспорта лица, осуществившего сбор подписей;
- в 17 подписных листах №№ <...> (подписи 85 избирателей), в которых отсутствует дата рождения лица, осуществившего сбор подписей;
- в 3 подписных листах №№ № <...> подписи 15 избирателей, которые внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществившим сбор подписей;
- в подписном листе № <...> (подписи 5 избирателей), в связи с неверным указанием даты рождения лица, осуществившего сбор подписей;
- в подписных листах №№ № <...>, подписи 10 избирателей, не заверенные лицом, осуществившим сбор подписей;
- в подписных листах №№ <...> подписи 15 избирателей, поскольку в них отсутствует дата выдачи паспорта лица, осуществившего сбор подписей;
- в подписном листе № <...> подписи 3, 4 и 5 избирателя, поскольку они внесены позже заверения листа лицом, осуществившим сбор подписей.
Кроме того, заявитель сослался на то, что кандидаты в депутаты С и С, указавшие в заявлениях о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной партии, во всех подписных листах не указали свою принадлежность к политической партии.
Также, указанные С и С в подписных листах статусы в политической партии, не соответствуют статусам, указанным ими в заявлении о согласии баллотироваться.
Кроме того, кандидат Т в заявлении о согласии баллотироваться внесла сведения о принадлежности к политической партии. Однако во всех подписных листах она указала лишь статус в политической партии.
Названные обстоятельства, по мнению заявителя, влекут признание недействительными всех подписей избирателей, поскольку в нарушение п.9 ст.37 Федерального закона 67-ФЗ в подписные листы не внесены сведения, предусмотренные избирательным законодательством, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов на основании подп. «е.1» п.12 ст.30 Областного закона и подп. «г» п.25 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В ходе судебного заседания представитель избирательного объединения З заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Волгоградской области И возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность оспариваемого постановления.
Представитель политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» С просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя сослался на нарушения, касающиеся несоблюдения требований к оформлению документов для выдвижения и регистрации списка кандидатов политической партией.
В судебном заседании обстоятельства, которые могли бы явиться поводом для отмены решения избирательной комиссии о регистрации указанного списка кандидатов в депутаты по основаниям, установленным избирательным законодательством, не установлены.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Пунктом 25 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подп. «б.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подп. «б.2»).
Аналогичные правовые предписания установлены подп. «в», «г» п.12 ст.30 Областного закона.
Согласно п.16 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательное объединение обязано составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы.
Подпунктом «в.1» п.2 ст.28 Областного закона предусмотрено, что для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в Избирательную комиссию Волгоградской области список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц (если в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу производился сбор подписей). При этом сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, включают в себя перечень сведений, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 27 настоящего Закона.
В соответствии с п.5.1 ст.27 Областного закона при сборе подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, ставит свою подпись и дату её внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату её внесения.
Судом установлено, что в Избирательную комиссию Волгоградской области уполномоченным представителем политической партией «Альянс зеленых и социал-демократов» для регистрации списка кандидатов были представлены все необходимые избирательные документы, в том числе список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей и подписи этих лиц.
Из исследованного судом списка лиц, осуществивших сбор подписей избирателей, копий паспорта С и А, сведений из УФМС России по Волгоградской области, установлено, что даты выдачи паспорта С и А, указанные в списке сборщиков подписей, не соответствуют действительности (<.......>).
В списке указано, что паспорт С выдан ДД.ММ.ГГГГ, тогда как он выдан ей ДД.ММ.ГГГГ
А паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в списке указано, что он выдан ему ДД.ММ.ГГГГ
Также судом установлено, что в списке лиц, осуществивших сбор подписей избирателей, адрес места жительства М указан не полностью: не указаны номер дома и квартиры.
По сведениям УФМС России по Волгоградской области М проживает в <адрес>.
Из пояснений нотариуса Центрального района г.Волгограда П, данных ею в ходе судебного заседания следует, что сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу избирательным объединением политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов», удостоверены ею. Каждый гражданин лично представлял паспорт, после чего удостоверялись сведения о лице и его подпись. При заполнении данных о дате выдачи паспорта С и А, и данных о месте жительства М произошли сбои в компьютере, следствием чего явились указанные технические ошибки. В адресе места жительства С нарушений допущено не было.
Также П подтвердила, что при удостоверении личности С, ею был представлен паспорт с датой выдачи, соответствующей действительности – ДД.ММ.ГГГГ., А представлен паспорт с датой выдачи – ДД.ММ.ГГГГ г., в паспорте М в адресе места жительства был указан <адрес>.
В силу подп. «м» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесённым в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как следует из Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 128/986-6, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в разделе V «Работа со списком лиц, осуществлявшим сбор подписей» указала, что данные о лицах, осуществлявших сбор подписей, содержащиеся в списке, используются при проверке подписных листов. При необходимости списки лиц, осуществлявших сбор подписей, используются проверяющими для уточнения данных о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Судом установлено, что избирательной комиссией в результате процедуры случайной выборки подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, отобраны подписи избирателей в количестве 1956 подписей, которые были собраны С и другими лицами.
Проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных А, М и С, избирательной комиссией не проводилась.
Из исследованных судом подписных листов установлено, что С была уполномочена проводить сбор подписей избирателей, поскольку она внесена в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
При проверке подписных листов для уточнения данных о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в избирательную комиссию помимо списка лиц, осуществлявших сбор подписей, была представлена копия паспорта С. В подписных листах сведения о С указаны в полном объёме и соответствуют действительности.
Допущенные при оформлении списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей ошибки в указании даты выдачи паспорта С и А, а также адресе места жительства М являются техническими ошибками, не влияющими на правовую судьбу постановления о регистрации списка кандидатов избирательного объединения.
Доводы заявителя о том, что список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, оформлен с нарушением требований избирательного законодательства, поскольку в отношении С содержатся не полные сведения о месте жительства (отсутствуют название улицы и номер дома), суд считает несостоятельными.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как «адрес места жительства»: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» даны разъяснения о том, что в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, в том случае, если они фактически отсутствуют (в населённом пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
По сведениям УФМС России по Волгоградской области, адрес места жительства С не содержит наименования улицы и номера дома.
Таким образом, отсутствие в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в адресе места жительства С наименования улицы и номера дома не является нарушением оформления названного документа.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что в отобранных для проверки подписных листах 822 подписи являются недостоверными и недействительными, что составляет более 10% от общего числа подписей и является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов согласно подп. «г» п.25 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ и подп. «д.2», «е.1» п.12 ст.30 Областного закона.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут список кандидатов. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 статьи 37 данного Закона, являются недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16, 16.2 или 16.4 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 38 поименованного Федерального закона установлено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Пунктами 6.3 и 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены основания для признания подписей недостоверными или недействительными.
Согласно подпункту "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Подпунктом «д.2» п. 12 ст.30 Областного закона установлено, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием отказа в регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, региональным отделением народной политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области для регистрации списка кандидатов в Избирательную комиссию Волгоградской области были представлены подписные листы, содержащие 10524 подписей, из которых согласно протоколу случайной выборки от 29 июля 2014 года для проверки отобрано 1957 и признано недействительными (недостоверными) 185 подписи избирателей (в том числе 31 подпись избирателя, которые заявитель просит признать недействительными) (<.......>).
Статья 37 Федерального закона 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку кандидатов.
В пункте 11 названной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Аналогичные правовые предписания установлены в частях 4 и 5.1 статьи 27 Областного закона.
Как указывалось выше, под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.5 ст.2 Федерального закона 67-ФЗ).
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования субъекта Российской Федерации, даты выдачи паспорта, даты рождения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Исследовав подписные листы, сопоставив содержащиеся в них сведения об избирателях, лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей с представленными материалами дела, суд не находит оснований для признания подписей избирателей недействительными и недостоверными по основаниям, указанным в заявлении.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.
Подпункт «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ предусматривает признание недействительными всех подписей избирателей, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Между тем, в папке № <...> в 59 подписных листах №№ № <...> (подписи 292 избирателей), папке № № <...>, в подписных листах №№ № <...> дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей С, указана, - ДД.ММ.ГГГГ г.
В папке № № <...>, в подписных листах № <...> и № <...> (подписи 10 избирателей) указано, что паспорт лицу, осуществившему сбор подписей избирателей Х, был выдан ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанные сведения являются достоверными, поскольку подтверждаются сведениями, представленными с УФМС России по Волгоградской области (<.......>).
В папке № № <...>, в подписных листах №№ <...> (подписи 58 избирателей), в папке № № <...>, в подписных листах №№ <...> дата рождения лица, осуществившего сбор подписей К, указана, – ДД.ММ.ГГГГ Дата рождения соответствует действительности, поскольку подтверждается сведениями, содержащимися в списке лиц, осуществившими сбор подписей избирателей, удостоверенном нотариусом.
В папке № № <...>, в подписных листах №№ № <...>, указанная дата рождения лица, осуществившего сбор подписей избирателей С, - ДД.ММ.ГГГГ г.р., соответствует действительности и подтверждается сведениями, содержащимися в списке лиц, осуществлявшими сбор подписей избирателей, удостоверенном нотариусом.
В папке № <...> подписные листы №№ № <...> заверены подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей - У
В папке № № <...>, в подписных листах №№ <...> сведения о дате выдачи паспорта лицу, осуществившему сбор подписей Ш, указаны, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ г.
В папке № № <...>, в подписных листах №№ <...> в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей Х наименование субъекта Российской Федерации указано – Волгоградская обл.
Пунктом 11 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрена обязанность избирателя в подписном листе указать адрес места жительства (указание субъекта Российской Федерации является обязательным).
В соответствие с подп. «г» п.6.4 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Между тем, подписи избирателей, перечисленных в подписных листах в папке № № <...>: № <...> (строка 4), № <...> (строка 3), № <...> (строка 2), № <...> (строка 4), № <...> (строка 5), № <...> (строка 2), № <...> (строка 4), № <...> (строка 5), № <...> (строка 4 и 5), № <...> (строка 2), № <...> (строка 4), № <...> (строка 5), № <...> (строка 4 и 5), № <...> (строка 4), № <...> (строка 4), № <...> (строка 1), № <...> (строка 2), № <...> (строка 3), № <...> (строка 3), № <...> (строка 5), № <...> (строка 5), № <...> (строка 1), № <...> (строка 4), № <...> (строка 3), № <...> (строка 2), № <...> (строка 2), № <...> (строка 2 и 3), № <...> (строка 4), № <...> (строка 3), № <...> (строка 3), № <...> (строка 1, 3 и 4), № <...> (строка 2), № <...> (строка 2, 3, 4 и 5) содержат полные данные о месте жительства избирателей, в том числе указан субъект Российской Федерации – Волгоградская обл.
То обстоятельство, что наименование субъекта Российской Федерации в некоторых подписях избирателей внесено на разделительную полосу таблицы, нельзя расценить как отсутствие в адресе места жительства избирателя наименования субъекта Российской Федерации.
Подписи избирателей в подписных листах: № <...> (строка 2), № <...> (строка 4), № <...> (строка 2 и 4), № <...> (строка 4), № <...> (строка 2 и 4), № <...> (строка 5), которые, по мнению заявителя, оформлены с нарушением установленного порядка, были признаны недействительными избирательной комиссией, что подтверждается итоговым протоколом проверки подписных листов (<.......>).
Подпунктом «н» п.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
В папке № <...> подписной лист № <...> был заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей Е 22 июля 2014 г., тогда как подписи избирателей вносились 13 и 20 июля 2014 г. Подписной лист № <...> был заверен также Е 22 июля 2014 г., подписи избирателей вносились 20 и 21 июля 2014 г. Подписной лист № <...> был заверен Е 19 июля 2014 г., подписи избирателей внесены 19 июля 2014г.
В папке № <...> подписной лист № <...> был заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей С 15 июля 2014 г., подписи избирателей внесены 15 июля 2014 г.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии в подписных листах сведений о дате выдачи паспорта лицу, осуществившему сбор подписей избирателей, отсутствии сведений о дате рождения сборщика подписей, сведений о наименовании Субъекта Российской Федерации, а также о том, что подписи избирателей были внесены в подписные листы после заверения листов лицами, осуществлявшими сбор подписей, не нашли своего подтверждения.
При обстоятельствах, указанных выше, избирательная комиссия обоснованно не признала недействительными и недостоверными подписи избирателей в вышеуказанных подписных листах.
Несостоятельны, по мнению суда, доводы заявителя о признании недействительными всех подписей избирателей, поскольку: в подписные листы кандидатами С, С и Т не внесены сведения о принадлежности к политической партии; названный в подписных листах С и С статус в политической партии не соответствует их статусу, указанному в заявлениях о согласии баллотироваться; наименование политической партии, указанное в подписных листах, не соответствует наименованию, указанному в документе о государственной регистрации партии.
В соответствии с п.9 ст.37 Федерального закона 67-ФЗ, если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
В определении от 11 мая 2012 г. № 658-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Судом установлено и из материалов дела следует, что С, указавшая в своём заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о том, что она является членом партии народная политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов», председателем Совета регионального отделения народной политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области, в подписные листы внесла сведения только о том, что она является председателем Совета РО НПП «Альянс зеленых и социал-демократов» в ВО (членство в партии не указала) (<.......>).
С, указавшая в своём заявлении о согласии баллотироваться сведения о том, что она является членом партии народная политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов», председателем местного отделения Иловлинского района и города Михайловки Волгоградской области, в подписных листах указала только то, что является председателем местного отделения Иловлинского района РО НПП «Альянс зеленых и социал-демократов» (членство в партии не указала) (<.......>).
Т в заявлении о согласии баллотироваться указавшая то, что она является членом политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов, в подписные листы внесла только сведения о том, что она является членом Совета РО НПП «Альянс зеленых и социал-демократов» (членство в партии не указала) <.......>).
Принадлежность названных кандидатов к политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» подтверждается справками официально заверенными постоянно действующим руководящим органом политической партии (<.......>).
Согласно Уставу народной политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» только член партии может быть избранным в руководящие органы Партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений (под.2 п.2 ст.17). Руководство региональным отделением Партии осуществляют руководящие органы регионального отделения, в том числе Председатель Совета регионального отделения (п.6 ст.30). Местное отделение Партии является структурным подразделением Партии, руководство которым осуществляют руководящие органы местного отделения (ст.36). Совет местного отделения Партии является постоянно действующим коллегиальным руководящим органом местного отделения Партии (<.......>).
Суд, проанализировав вышеуказанные положения Устава партии, приходит к выводу о том, что кандидаты С, С и Т, занимающие руководящие должности в региональном и структурном подразделениях партии «Альянс зеленых и социал-демократов», и указавшие в подписных листах свой статус в политической партии, фактически внесли в подписные листы сведения о принадлежности к названной партии.
Наличие в подписных листах информации о статусах кандидатов не препятствует однозначному восприятию сведений в отношении принадлежности кандидатов к политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» и не нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный в п.1 ст.39 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствие с п.10 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
В силу п.3 ст.6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.
Из анализа вышеприведённых норм закона следует, что наименование региональных отделений и иных структурных подразделений (местных, первичных отделений) политической партии включает в себя наименование самой политической партии с указанием территориальной принадлежности данного регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии.
По общему правилу территориальная принадлежность регионального отделения партии связана с наименованием соответствующего субъекта Российской Федерации, а местного отделения – с наименованием соответствующего муниципального образования или иной административно-территориальной единицы (города, района), в границах которых эти отделения действуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Управлением Министерством юстиции Российской Федерации по Волгоградской области зарегистрирована «Народная политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов» (<.......>).
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указано полное наименование политической партии «Региональное отделение народной политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области. Также предусмотрены сокращенные наименования: РО АЗДС, Альянс ВО НПП Альянс зеленых ВО (т<.......>).
Суд, проанализировав положения Федерального закона «О политических партиях», на основании установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что наименование регионального отделения политической партии в подписных листах соответствует требованиям закона, поскольку оно включает в себя наименование самой политической партии с указанием территориальной принадлежности. Краткое наименование названия политической партии допустимо в использовании, поскольку оно внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.
Доводы представителя заявителя о том, что сведения о дате выдачи паспорта лиц, осуществлявших сбор подписей, о дате рождения этих лиц, наименование субъекта Российской Федерации в адресе места жительства, были внесены в подписные листы другими лицами после регистрации списка кандидатов, ничем не подтверждены.
В соответствии с п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в избирательные документы, за исключением подписных листов с подписями избирателей.
Представитель избирательной комиссии опровергла доводы З, пояснив, что в подписные листы политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов», после представления их в избирательную комиссию для регистрации списка кандидатов, а также после регистрации списка, никакие дописки и исправления не вносились, поскольку это запрещено избирательным законодательством.
Принимая во внимание, что все необходимые для выдвижения и регистрации списка кандидатов в депутаты избирательные документы были представлены избирательным объединением в Избирательную комиссию Волгоградской области в установленный законом срок, нарушений в их оформлении, которые могли бы повлечь за собой отмену регистрации списка кандидатов, судом не установлено, оспариваемое заявителем постановление избирательной комиссии является законным и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Волгоградский областной суд
решил:
Отказать избирательному объединению Волгоградское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 6 августа 2014 г. № 182/1233-5 о регистрации списка кандидатов в депутаты Волгоградской областной Думы, выдвинутого избирательным объединением региональным отделением народной политической партией «Альянс зеленых и социал-демократов» в Волгоградской области по единому избирательному округу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной
форме принято 26.08.2014 г.