Дело № 3-44/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Варлакова В.В.,
при секретаре судебного заседания Измалкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива № 26 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
Гаражно-строительный кооператив № 26 (далее – ГСК № 26) обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявления указано, что ГСК № 26 владеет на праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуальных гаражей, по <адрес>
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.
В соответствии с данным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2010 года установлена в размере <...>
Согласно отчету №, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью <...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2010 года составляет <...> руб.
В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются права истца, как владельца, обязанного уплачивать земельный налог, который исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона «О государственном кадастре недвижимости», нормы главы III.I Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебном заседании представители заявителя ГСК № 26 на основании выписки из протокола конференции ГСК № 26 - ФИО1 и представитель по доверенности ФИО2 заявленное требование поддержали. С учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы просили установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости - <...> рублей.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявлением не согласилась. Считала, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области права заявителя не нарушены. Указала, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании с заявлением не согласилась. Указала, что государственным органом исполнительной власти субъекта были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая проведена в установленном законом порядке.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) по доверенности ФИО5 в судебном заседании с заявлением не согласилась. Возражала против привлечения Управления Росреестра по Курганской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Полагала, что действиями Управления Росреестра по Курганской области права заявителя не нарушены.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана по доверенности ФИО6 в судебном заседании с заявлением не согласился. Пояснил, что заявитель является плательщиком земельного налога. Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение поступлений денежных средств в бюджет города Кургана.
Заинтересованные лица ФИО7 и ФИО8, представитель заинтересованного лица ООО «ДЛЛ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Заслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.I Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При этом, с учетом обстоятельств судом в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлекаются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие в качестве получателей налоговых доходов и арендных платежей, а также органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Из материалов дела следует, что ГСК № 26 на праве бессрочного (постоянного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуальных гаражей, площадью <...> кв.м., местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 16 февраля 2015 года земельный участок с кадастровым номером № ранее имел номер № и был внесен в государственный кадастр недвижимости 8 июля 1993 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как ранее учтенного земельного участка, установлена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <...> в рамках государственной кадастровой оценки земель на территории Курганской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».
В соответствии с отчетом <...>№ от 13 ноября 2014 года об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером № составляет <...> руб.
На данный отчет в материалы дела представлено положительное экспертное заключение <...>№, составленное 14 ноября 2014 года, подписанное экспертом ФИО12
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пунктам 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом внесены изменения в Закон об оценочной деятельности, который дополнен главой III.I «Государственная кадастровая оценка».
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что ГСК № 26 обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области. В принятии заявления к рассмотрению было отказано. ГСК № 26 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ГСК № 26 в заявлении ссылается на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения величины земельного налога, в связи с чем, установление конкретного размера кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права и обязанности заявителя.
Суд полагает, что заявитель вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость – 1 января 2010 года.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Предусмотренные законом документы (отчет и положительное экспертное заключение) представлены заявителем в материалы дела.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка № от 13 ноября 2014 года, составленному <...> по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером № составляет <...> руб.
В ходе рассмотрения дела для определения рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года была проведена судебная оценочная экспертиза.
По экспертному заключению ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Курганский филиал № от 12 мая 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2010 года составляет <...> руб.
Между тем, кадастровая стоимость земельного участка заявителя, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, по состоянию на 1 января 2010 года установлена в размере <...>
Представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости и его рыночной стоимости и, следовательно, правомерности требований ГСК № 26 об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд принимает в качестве достоверного доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, определенную заключением эксперта, в размере <...> руб.
Суд исходит из того, что экспертное заключение ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Курганский филиал № от 12 мая 2015 года подготовлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Возражения относительно порядка проведения оценочной экспертизы суду не представлены. Выводы экспертного заключения участвующими в деле лицами не оспариваются.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуальных гаражей, по <адрес> должна быть установлена равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей.
Доводы представителей Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области о том, что представляемые ими лица не имеют заинтересованности в рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, суд находит необоснованными, поскольку применительно к обстоятельствам данного дела указанные лица являются государственными органами, наделенными полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету объектов недвижимости на территории Курганской области.
Руководствуясь статьями 194-195, 198, 245-250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Гаражно-строительного кооператива № 26 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуальных гаражей, по <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2015 года в 15.00 часов.
Судья Варлаков В.В.