ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-45 от 08.11.2011 Вологодского областного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 3 - 45/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

08 ноября 2011 года

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Охапкиной Г.А.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО1 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа №..., о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО2,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 31 августа 2011 года №... «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва на 4 декабря 2011 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа №... от 18 октября 2011 года №... ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., выдвинутого избирательным объединением «Р».

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа №... от 21 октября 2011 года №..., ФИО2 также зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., выдвинутого избирательным объединением «В».

ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца №... от 21 октября 2011 года.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения стадии выдвижения кандидата ФИО2 допущены грубые нарушения требований действующего избирательного законодательства Российской Федерации и Вологодской области.

Из содержания положений статьи 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» следует, что выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. Учитывая тот факт, что решение о назначении выборов в Законодательное Собрание было опубликовано 03 сентября 2011 года, и, принимая во внимание, что количество дней в сентябре равно (составляет) 30, последним днем для осуществления выдвижения кандидатов является 03 октября 2011 года.

На основании пунктов 1,2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Заявление о согласии баллотироваться кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, должен представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии.

Заявление о согласии баллотироваться было подано кандидатом ФИО2 в территориальную избирательную комиссию за пределами срока, установленного статьей 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области», что свидетельствует о нарушении требований избирательного законодательства.

На основании изложенного просит суд отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Череповца №... от 21 октября 2011 года о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №....

В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., ФИО3 полагает заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании пояснил, что, оснований для отказа в регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., предусмотренных статьей 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области», не имелось. Выдвижение и регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО2 были осуществлены в полном соответствии с действующим избирательным законодательством Российской Федерации и Вологодской области. Основания для отмены постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца №... от 21 октября 2011 года, предусмотренные пунктом 6 статьи 76 и пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-Ф «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отсутствуют.

Представитель Избирательной комиссии Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. В письменных возражениях представитель Избирательной комиссии Вологодской области ФИО4 указывает о несогласии с требованиями ФИО1 Статья 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» не регулирует порядок предоставления кандидатами документов в территориальные избирательные комиссии, выполняющие полномочия окружных. Данной статьей установлен порядок и сроки выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным избирательным округам списком на выборах 4 декабря 2011 года в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии принято на конференции "В" 28 сентября 2011 года. Требования статьи 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» данным избирательным объединением соблюдены, список кандидатов по одномандатным избирательным округам в количестве ... человек заверен постановлением Избирательной комиссии Вологодской области 5 октября 2011 года №.... Ограничений по сроку предоставления кандидатом, включенным в заверенный список, документов в соответствующую территориальную избирательную комиссию, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии, Закон Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» не содержит. Полагает, что предоставление кандидатом ФИО2 в территориальную избирательную комиссию города Череповца документов, в том числе заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., 07 октября 2011 года соответствует требованиям Закона области. Просит в удовлетворении заявления ФИО1 отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Избирательной комиссии Вологодской области.

ФИО2 в судебное заседание не явился. Направил письменные возражения о несогласии с доводами и требованиями, содержащимися в заявлении ФИО1, полагает их необоснованными. Просит в удовлетворении заявления ФИО1 отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснения представителя территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Первомайскому одномандатному избирательному округу №..., ФИО3, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Пункт 1 статьи 16 «Обжалование и ответственность за нарушение избирательных прав и свобод граждан» Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года) предусматривает, что в случае нарушения провозглашенных в данной Конвенции стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах. Это положение корреспондирует статье 46 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на судебную защиту, которое выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.

В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями (отказа в регистрации кандидата в том числе являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 данного Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований указанного Федерального закона, иного закона;

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 поименованного Федерального закона, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

В силу пункта 2.1 статьи 35 этого же Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Законом Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" предусмотрено право избирательного объединения выдвигать кандидатов, областные списки кандидатов (статья 28 Закона).

В силу статей 33, 34, 35 этого Закона решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается на съезде политической партии (конференции или общем собрании ее регионального отделения) в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", выдвижение кандидатов осуществляется соответствующими органами политических партий, их региональных отделений.

Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам). Избирательное объединение вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию области не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Избирательная комиссия области в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.

Решение Избирательной комиссии области о заверении областного списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией соответствующего заверенного списка кандидатов либо об отказе в заверении списка кандидатов выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляется Избирательной комиссией области в соответствующие территориальные избирательные комиссии, выполняющие полномочия окружных избирательных комиссий.

Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии свое заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания области. Вместе с заявлением кандидат представляет документы, предусмотренные частью 11 статьи 35 указанного Закона.

Судом установлено, что ФИО2 выдвинут избирательным объединением «В» в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... в составе списка, утвержденного решением конференции "В" 28 сентября 2011 года.

Согласно подтверждению о приеме документов, представленных уполномоченным представителем избирательного объединения «В» для заверения списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по выборам 04 декабря 2011 года, в Избирательную комиссию Вологодской области 04 октября 2011 года в 19 часов 09 минут избирательным объединением были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 3 статьи 35 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области".

Учитывая, что решение о назначении выборов принято 31 августа 2011 года и постановление Законодательного Собрания Вологодской области об их назначении официально опубликовано в газете «К» 03 сентября 2011 года, представление избирательным объединением документов, необходимых для заверения списка кандидатов, произведено в установленный статьей 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" срок, исчисленный с учетом требований части 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №...- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Постановлением от 05 октября 2011 года № 14/93 Избирательная комиссия Вологодской области заверила список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по одномандатным избирательным округам в количестве ... человек, выдвинутых в ходе избирательной компании по выборам 04 декабря 2011 года избирательным объединением «В».

В территориальную избирательную комиссию города Череповца, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии Первомайского одномандатного избирательного округа №..., данное постановление поступило 06 октября 2011 года.

Согласно подтверждению о приеме избирательных документов кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... в территориальную избирательную комиссию города Череповца, выполняющую полномочия окружной избирательной комиссии, заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области с приложением пакета необходимых документов ФИО2 направлено 07 октября 2011 года.

Из анализа системного толкования статьи 35 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" следует, что уведомление избирательной комиссии производится кандидатом в депутаты после включения его в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам (часть 11 статьи 35 Закона).

При этом срок предоставления данного уведомления кандидатом в депутаты после включения его в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам названным Законом не установлен.

Учитывая данные обстоятельства, суд находит довод ФИО1 о нарушении ФИО2 предусмотренного статьей 33 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" 30-ти дневного срока для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидатов в депутаты несостоятельным. Указанный срок установлен для выдвижения избирательным объединением по одномандатным избирательным округам списка кандидатов и его представления в областную Избирательную комиссию, а не для уведомления кандидатов окружной избирательной комиссии о таком выдвижении.

Суд полагает, что ФИО2 соблюден порядок уведомления окружной избирательной комиссии о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты, соблюден порядок и срок предоставления документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты. Основания для отказа в регистрации, предусмотренные пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пунктом 8 статьи 41 Закона Вологодской области от 09 июня 2003 года № 909-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области", отсутствуют.

Таким образом, оснований для отмены постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии, о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО2 от 21 октября 2011 года №... не усматривается.

При таких обстоятельствах заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО1 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Череповца, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии, о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по Первомайскому одномандатному избирательному округу №... ФИО2 отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение 5 дней.

Судья Г.А. Охапкина