дело № 3-458/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 19 апреля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» к Совету муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании недействующим решения Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в пункте 13.1. приложения №2 ставки арендной платы за земельные участки для размещения железнодорожных путей не общего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,91 % от кадастровой стоимости;
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159) утверждены правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности района, и земли государственная собственность на которые не разграничена, ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 октября 2018 года, вступившим в законную силу, решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в пункте 9.1. приложения №2 ставки арендной платы за другие земельные участки промышленных предприятий, в том числе под железнодорожными путями необщего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков; в пункте 13.6 приложения № 2 ставки арендной платы: за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещений наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности:
- земельные участки гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков признано недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
После чего 25 октября 2018 года решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 190 были внесены изменения в решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159, пункт 13.1 приложения №2 изложен в редакции: земельные участки для размещения железнодорожных путей не общего пользования: ставки арендной платы за земельные участки в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,91 % от кадастровой стоимости (далее-решение Совета муниципального района Белорецкий район от 25 октября 2018 года №190).
Акционерное общество «Белорецкий металлургический комбинат» (далее - АО «Белорецкий металлургический комбинат»), арендатор земельных участков для обслуживания и эксплуатации железнодорожных путей не общего пользования, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим решения Совета муниципального района Белорецкий район от 25 октября 2018 года №190 в части установления в пункте 13.1 приложения №2 ставки арендной платы за земельные участки в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,91 % от кадастровой стоимости.
По мнению представителя административного истца, увеличение ставок арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), поскольку увеличение ставок арендной платы в 10 раз произведено без учета роста доходности земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержала по указанным выше основаниям, просила удовлетворить.
Представители Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Белорецкий Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з (редакция от 22 июня 2018 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзацу 11 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 (редакция от 07 марта 2018 года № 96) органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно статьям 19, 20 (подпункт 3 пункта 7) и 36 Устава муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 13 декабря 2005 года №33-2 с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета.
Порядок принятия решения, установленный статьями 33-49, 85 Регламента Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (утвержденного 22 мая 2013 года решением Совета № 87) также был соблюден.
Решение Совета размещено 25 октября 2018 года на официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан https://beloretsk.bashkortostan.ru, применено в расчетах арендной платы с 25 октября 2018 года.
Таким образом, решение Совета было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 года № 582: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Данные принципы являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Из названного постановления следует, что в соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что увеличение арендной платы за земельные участки за земельные участки для размещения железнодорожных путей не общего пользования: ставки арендной платы за земельные участки в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,91 % от кадастровой стоимости было осуществлено произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности.
На запрос суда административный ответчик экономическое обоснование изменение ставок арендной платы при принятии оспариваемого в части решения Совета не представил. В отзыве на административный иск представитель Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан указал, что полагают достаточным основанием для увеличения оспариваемых ставок постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480. Однако указанное постановление Правительства Республики Башкортостан содержит интервалы ставок арендной платы за земли, но не экономическое обоснование их повышения в Белорецком районе Республики Башкортостан.
Соответствие этих ставок интервалу ставок, установленных в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена», не исключает необходимости их экономического обоснования.
Муниципальный представительный орган в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в Белорецком районе Республики Башкортостан, расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета оспариваемых ставок арендной платы 1,63% и 1,91%.
Установление решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 оспариваемых ставок арендной платы за землю в пределах интервала ставок арендной платы за земли, определенных в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы АО «Белорецкий металлургический комбинат», поскольку приводит к необоснованному увеличению в 7 раз размера арендной платы за земельные участки, арендатором которых является административный истец.
Следовательно, решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки административного истца, при этом арендная плата не была оплачена в оспариваемом размере, то суд полагает необходимым признать решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
В удовлетворении ходатайства представителя Совета муниципального района о прекращении производства по делу, в связи с утратой силы решения Совета муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190, суд считает необходимым отказать.
Согласно разъяснениям абзаца 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Поскольку публичные права АО «Белорецкого металлургического комбината» были нарушены начислением арендной платы в повышенной размере с 2018 года, то отмена оспариваемого нормативного акта в ходе рассмотрения дела решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан 28 февраля 2019 года №230 не является основанием для прекращения производства по делу.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в официальном печатном издании Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу административного истца понесенные расходы по уплате государственной пошлины 4500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года № 190 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в пункте 13.1. приложения №2 ставки арендной платы за земельные участки для размещения железнодорожных путей не общего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,91 % от кадастровой стоимости.
Взыскать с Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» возврат государственной пошлины 4500 рублей.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова