Дело № 3-45/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 14 августа 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Фокинского района г. Брянска №7-10 от 29 июля 2014г. «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7»,
У С Т А Н О В И Л:
14 сентября 2014г. назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на основании Постановления Брянской областной думы от 10 июня 2014г. №5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва», текст которого опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» №21(584) от 12 июня 2014г.
Решением территориальной избирательной комиссии Фокинского района г. Брянска от 29 июля 2014г. №7-11 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7.
Решением территориальной избирательной комиссии Фокинского района г. Брянска от 29 июля 2014г. №7-10 ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7 ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене регистрации ФИО2, указывая, что территориальная избирательная комиссия приняла решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и пунктом 9 статьи 48 Закона Брянской области от 23 января 2008г. №4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы». Кандидат ФИО2 представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата позже заявителя, однако, решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты было принято избирательной комиссией раньше решения о регистрации ФИО1, в связи с чем, избирательные права заявителя нарушены.
В ходе рассмотрения дела, ФИО1 уточнил заявленные требования, просил отменить решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы, т.к. в нарушение положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО2 представил в избирательную комиссию сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, в которых не указал в требуемом законом объеме сведения об адресе места жительства.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в нарушение требований федерального закона кандидатом ФИО2 в представленных сведениях о расходах и принадлежащем имуществе в графе «адрес регистрации (места жительства)» не указан субъект «Брянская область». Указанные сведения о расходах и принадлежащем имуществе не должны были быть приняты избирательной комиссией. Согласно пункту 1.1 статьи 38 федерального закона избирательная комиссия обязаны была уведомить ФИО2 об отсутствии указания на субъект в адресе регистрации. В нарушение требований указанной нормы, каких-либо уточнений в представленные сведения ФИО2 не вносил, что свидетельствует о незаконности его регистрации.
Представитель территориальной избирательной комиссии Фокинского района г. Брянска с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7 и представитель избирательной комиссии Брянской области ФИО3, действующая по доверенности, заявленные требования не признала, указала, что согласно Указу Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 предусмотрена специальная форма сведений о расходах и принадлежащем имуществе и порядок их проверки. Избирательная комиссия законно не направила уведомление об устранении недостатков в представленных ФИО2 документах, поскольку неуказание в графе «адрес регистрации (места жительства)» субъекта РФ не является неполнотой сведений. Нарушений требований закона при регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты избирательной комиссией не допущено.
В судебном заседании ФИО2, его представитель ФИО4, заявленные требования не признали, суду пояснили, что избирательной комиссией принято решение о его регистрации кандидатом в депутаты в соответствии с нормами федерального и областного избирательного законодательства и оснований для его отмены не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2012 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В пункте 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 14 статьи 21 закона Брянской области от 23 января 2008 г. №4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
В приложении 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приведена форма Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" утверждены формы представляемых кандидатами справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (далее - справка об имуществе), а также справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/903-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные объединения" полномочия окружной избирательной комиссии по Фокинскому одномандатному избирательному округу № 7 возложены на территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска.
Судом установлено, что 21 июля 2014 г. в 19-45 ФИО2 были представлены в территориальную избирательную комиссию Фокинского района г.Брянска все документы, необходимые для выдвижения в качестве кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7; в том числе, в справке от 4 июля 2014г. им представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, также представлена справка о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах муниципальных районов и глав городских округов. Указанные справки составлены ФИО2 по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546.
Оценивая требования заявителя об отмене решения территориальной избирательной комиссии Фокинского района г.Брянска №7-10 от 29 июля 2014 г. «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7» по тем основаниям, что в нарушение пункта 5 статьи 2 Федерального Закона № 67-ФЗ ФИО2 не указал в представленных сведениях о принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, а также в сведениях о своих расходах, в требуемом законом объеме - сведения об адресе места жительства, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам «в.2)» и «в.1)» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, являются основаниями отказа в регистрации кандидата.
Как следует из представленных в избирательную комиссию справок об имуществе и расходах, по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546, в графе «Адрес регистрации (места жительства)» ФИО2 указаны данные о регистрации по месту жительства, содержащиеся в паспорте в штампе о регистрации ОУФМС России по Брянской области в <адрес> г.Брянска, где он значится зарегистрированным по <адрес> <адрес>.
Как следует из содержания преамбулы статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", приведенные в соответствующих пунктах данной нормы значения терминов и понятий имеют значение исключительно для целей настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 2 данной нормы, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", разъяснено, что для указания в подписных листах под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. N 1483-О, а ранее отмечалось в Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2006 г. N 39-О, подпункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ лишь определяет названное понятие адреса места жительства, что предполагает его конкретизацию применительно к составлению списков избирателей на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иными законами. В Определении Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. N 1426-О-О указано, что закрепленный в названном подпункте общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер, т.к. иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Между тем, справка, утвержденная Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г., представляется непосредственно в целях исследования сведений о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе и расходах, поскольку утвержденным данным Указом Президента РФ Положением предусмотрена проверка именно достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Как указывается в Разъяснениях по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, одобренных Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией 3 июля 2013 года N 180-1-6, согласно пунктам 2 - 5 Положения основанием для проверки представленных кандидатами сведений является достаточная информация о том, что эти сведения являются недостоверными и (или) неполными, представленная в письменной форме и в установленном порядке в организующую соответствующие выборы избирательную комиссию или иную избирательную комиссию, осуществляющую проверку представленных кандидатами сведений.
Таким образом, при проверке данной справки существенное значение имеет указание кандидатом достоверных данных именно об имуществе и расходах.
Также в данной справке в отношении адреса места жительства предусматривается указание иных, отличных от названных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, сведений, а именно: «Адрес регистрации (места жительства)». При этом суд отмечает, что необходимых пояснений по заполнению данной графы, содержащихся в ссылках к другим графам (так, например, для графы: «Фамилия, имя, отчество кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» имеется ссылка: <1> Справка заполняется отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения), в данной графе справки не содержится, то есть Указом Президента РФ от 6 июня 2013 г. не предусмотрено обязательного указания наименования субъекта в графе «Адрес регистрации (места жительства)».
Нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе и пунктом 3.1 статьи 33 закона, в соответствии с которым кандидаты обязаны представить сведения об имуществе и расходах, по форме, предусмотренной Указом Президента РФ, не установлено императивного предписания об указании в данной справке наименования субъекта, а также и не содержится отсылки об указании адреса в справке в точном соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Кроме того, суд учитывает, что в приложении 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в справке приведенной формы Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, не содержится соответствующей графы, где предусмотрено указывать адрес места жительства.
В связи с вышеизложенным суд полагает доводы заявителя о нарушении ФИО2 подпункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, по причине неуказания в представленных сведениях о принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, в требуемом законом объеме сведений об адресе места жительства, необоснованными и подлежащими отклонению.
Исследовав собранные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что указанный ФИО2 в справке об имуществе и расходах адрес, соответствует его адресу регистрации и места жительства, согласно паспортным данным. Неуказание наименования субъекта не повлияло на достоверность представленной ФИО2 информации об имуществе и расходах, и не может быть расценено, как достаточное основание для признания факта нарушения требований, предъявляемых к оформлению документов, учитываемых в соответствии с подпунктами «в.2)» и «в.1)» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Фокинского района г.Брянска №7-10 от 29 июля 2014г. «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Фокинского района г.Брянска №7-10 от 29 июля 2014г. «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Фокинскому одномандатному избирательному округу №7» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения судом через Брянский областной суд.
Судья
Брянского областного суда - Е.В. Стоян