ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-46 от 09.06.2010 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-46/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июня 2010 года Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Мертиковой В.А.,

с участием прокурора Брухтей О.С.,

при секретаре Грицышиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года № 81-па «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения», в части,

у с т а н о в и л :

администрация Партизанского городского округа Приморского края обратилась в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что постановлением Администрации Приморского края № 81-па от 18 апреля 2005 года «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения» внесены изменения в 11 постановлений Администрации Приморского края, в том числе в постановление от 17 декабря 1993 года № 470 «О выделении земель рекреационного назначения в Приморском крае» и постановление от 13 сентября 1994 года № 1001-р «О выделении земель рекреационного назначения в г.г. Артеме и Партизанске». Указанными актами на территории муниципального образования г. Партизанск (Партизанский городской округ) выделялись земли рекреационного назначения.

Оспариваемым постановлением в указанных постановлениях слова «земли рекреационного назначения» заменены словами «особо охраняемые природные территории рекреационного назначения».

Это повлекло изменение правового режима использования земель и нарушение прав администрации Партизанского городского округа на использование этих земель по их целевому назначению, как это предусмотрено частью 5 статьи 98 Земельного кодекса РФ. Режим использования земель особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения имеет большие ограничения и запрещает любую деятельность, не связанную с сохранением и изучением природных комплексов и объектов.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ 2001 года документы зонирования утверждаются и изменяются актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Порядок использования определяется в соответствии с зонированием территории. Органы власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями по утверждению правил землепользования и зонирования территории земель поселения, упразднению рекреационной территории либо изменению режима землепользования этих территорий.

Администрация Партизанского городского округа с ходатайствами об изменении режима землепользования земель рекреационного назначения либо о создании особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Администрацию Приморского края не обращалась, поэтому Администрация Приморского края превысила свои полномочия при издании оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель администрации Партизанского городского округа поддержал заявленные требования, дополнил, что права органа местного самоуправления нарушены, поскольку в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Просил признать недействующими абзацы 2, 7 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года № 81-па «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения» со дня издания.

Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился, указав на то, что оспариваемым нормативным правовым актом не изменялся статус земельных участков, поскольку земли так и являются рекреационными и относятся к особо охраняемым территориям. Наименование земель «особо охраняемые природные территории рекреационного назначения» применено вместо наименования «земли рекреационного назначения» в целях приведения постановлений Администрации и Губернатора Приморского края в соответствие с терминами, установленными Законом Приморского края от 10.02.1999 № 34-КЗ «Об особо охраняемых территориях Приморского края», постановлением Думы Приморского края от 26.10.1998 № 253 «О внесении изменений в решение Малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 05.07.1993 № 300».

Кроме того, органами местного самоуправления в порядке, установленном частью 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ, вопрос об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий (в частности, рекреационных – подпункт 3 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ) не урегулирован, поэтому продолжает свое действие изданное ранее, до введения в действие Земельного кодекса РФ, оспариваемое постановление Администрации Приморского края.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления.

Постановление Администрации Приморского края от 18.04.2005 № 81-па «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения» опубликовано в изданиях «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края», от 25.04.2005, № 11 и «Утро России», № 62 (3307) от 26.04.2005, что соответствует требованиям постановления губернатора Приморского края от 9 июня 2004 года № 141 «О порядке опубликования и вступления в силу актов губернатора Приморского края и администрации Приморского края», действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

Указанным постановлением внесены изменения в 11 постановлений Администрации Приморского края, в том числе в постановление от 17 декабря 1993 года № 470 «О выделении земель рекреационного назначения в Приморском крае» и постановление от 13 сентября 1994 года № 1001-р «О выделении земель рекреационного назначения в г.г. Артеме и Партизанске». Изменения касались замены слов «земли рекреационного назначения» словами «особо охраняемые природные территории рекреационного назначения» в соответствующих падежах.

Постановлением Администрации Приморского края от 17 декабря 1993 года № 470 «О выделении земель рекреационного назначения в Приморском крае» утвержден перечень территорий Приморского края, выделенных в земли рекреационного назначения, в том числе в г. Партизанске, с указанием конкретных территорий (городского парка и стадиона, лесопарковой зоны в районе озера Порода и других), их площади, описанием границ.

Постановлением Администрации Приморского края от 13 сентября 1994 года № 1001-р «О выделении земель рекреационного назначения в г.г. Артеме и Партизанске» утвержден перечень территорий в г. Артеме и его поселках и г. Партизанске (с. Хмельницкое), выделенных в земли рекреационного назначения, с описанием границ этих земель и их площади.

Выделение земель рекреационного назначения в г. Партизанске произведено с соблюдением статьей 71 и 92 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.

В результате замены слов «земли рекреационного назначения» в указанных постановлениях словами «особо охраняемые природные территории рекреационного назначения» изменились названия постановлений и их содержание.

Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что государственная собственность на земли в Приморском крае не разграничена, регистрация территорий, выделенных в земли рекреационного назначения, в г. Партизанске не произведена. Между тем, территории, выделенные в земли рекреационного назначения, в силу требований статьи 71 Земельного кодекса РСФСР и статьи 85 Земельного кодекса РФ по своей территориальной зоне относятся к землям населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и другое, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Исходя из смысла названных норм, суд полагает, что распоряжение и использование земель поселений и зонирование территорий отнесено к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ 2001 года в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

Субъект Российской Федерации полномочиями по утверждению правил землепользования и зонирования территории земель поселений, упразднения рекреационной территории либо изменения режима землепользования этих территорий не наделен.

Поскольку с ходатайством об изменении режима землепользования земель рекреационного назначения администрация Партизанского городского округа не обращалась, суд полагает, что Администрация Приморского края превысила свои полномочия при издании оспариваемого постановления. С изменением названия зоны вида разрешенного использования фактически изменен режим использования земель и нарушено право администрации Партизанского городского округа на использование земель рекреационного назначения в соответствии с их целевым назначением (статья 98 ЗК РФ). Режим использования земель особо охраняемых природных территорий имеет большие ограничения и запрещает любую деятельность, не связанную с сохранением и изучением природных комплексов и объектов (статья 95 ЗК РФ), поэтому ссылка представителя Администрации Приморского края на то, что изменение слов «земли рекреационного назначения» словами «земли особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения» не повлекло изменение режима использования земель, несостоятельна.

Также не принимается во внимание довод представителя Администрации Приморского края о том, что издание оспариваемого постановления осуществлено на основании части 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что органом местного самоуправления вопрос об отнесении земель к землям особо охраняемых природных территорий не решен. Названной нормой к полномочиям органов госвласти субъектов Российской Федерации отнесены установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий и порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения, тогда как в данном случае изменен вид разрешенного использования и режим использования земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, статьей 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Представителем заинтересованного лица не представлено суду доказательств того, что территории, отнесенные к землям рекреационного назначения в г. Партизанске, находятся в собственности субъекта.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий, чем те, которые установлены частью 1 названной статьи. Вместе с тем, суд полагает, что это положение закона само по себе не свидетельствует о праве органа исполнительной власти субъекта изменять смысл и содержание ранее изданных нормативных правовых актов о выделении земель.

Также не означает, что все земли рекреационного назначения в Приморском крае должны перейти в категорию земель особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения, коль скоро пунктом 2.4 Временного положения о землях рекреационного назначения в Приморском крае, утвержденного решением малого совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 05.07.1993 № 300 «О землях рекреационного назначения Приморского края» (в редакции постановления Думы Приморского края от 26.11.1998 № 253), впервые было закреплено название «земли особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения».

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом и превышении субъектом полномочий при его издании.

Вместе с тем, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования только в части, касающейся г. Партизанска, поскольку оспариваемым постановлением Администрации Приморского края внесены изменения в постановления о выделении земель рекреационного назначения не только в г. Партизанске, но и в других населенных пунктах Приморского края.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, это положение закона, суд полагает возможным признать оспариваемое постановление Администрации Приморского края недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-197, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление администрации Партизанского городского округа Приморского края удовлетворить частично.

Признать недействующими абзацы 2 и 7 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года № 81-па «О внесении изменений в некоторые постановления администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения» в части, касающейся г. Партизанска Приморского края, с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявления администрации Партизанского городского округа Приморского края отказать.

Обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в изданиях «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края» и «Утро России», по вступлении решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.

Председательствующий В.А. Мертикова