ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-46 от 11.11.2011 Вологодского областного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 3-46/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

11 ноября 2011 года

Вологодский областной суд в составе:

судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,

при секретаре Торковой Т.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №... Сурмачева О.Г. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды №... от 28 октября 2011 года «Об отказе в регистрации Сурмачеву О.Г. – кандидату в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения»,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 31 августа 2011 года № 427 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва на 4 декабря 2011 года.

Сурмачеву О.Г. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №... на выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области 4 декабря 2011 года на основании постановления Территориальной избирательной комиссии города Вологды (далее – ТИК, избирательная комиссия), выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по ... одномандатному избирательному округу №..., №... от 28 октября 2011 года (л.д. 6).

Оспаривая правомерность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №..., 7 ноября 2011 года Сурмачев О.Г. обратился в суд с заявлением об установлении фактов имеющих юридическое значение, частичной отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды №... от 28 октября 2011 года, возложении на ТИК обязанности регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №....

В обоснование требований заявитель указал, что 25 октября 2011 года рабочей группой, проводившей проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, из 629 представленных им 19 октября 2011 года для проверки подписей избирателей признаны недействительными по различным основаниям 117 подписей, в результате чего были усмотрены основания для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области. С указанным решением ТИК он частично не согласен, так как лица, осуществлявшие сбор подписей в его поддержку, обладая активным избирательным правом, имели право на выполнение произведенных ими действий. Допущенные его сборщиками фактические ошибки в оформлении и удостоверении подписных листов не могут служить основанием к отказу ему в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области.

На основании изложенного просил суд установить:

- факт сбора 20 подписей избирателей по его выдвижению кандидатом в депутаты по ... одномандатному избирательному округу №... Н., признав эти подписи достоверными и действительными, установив, что в датах внесения подписей избирателями на подписных листах с 97 по 100 указан месяц октябрь;

- факт сбора подписей избирателей по его выдвижению кандидатом в депутаты по ... одномандатному избирательному округу №... О., признав собранные подписи избирателей достоверными и действительными в количестве 10 волеизъявлений, установив, что на подписных листах с 95 по 96 должно быть их удостоверение О. вместо П.;

- факт количества собранных им достоверных и действительных подписей избирателей 572 из необходимого минимального количества подписей 572 для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... избирательному одномандатному округу №...;

признать законным и обоснованным итоговый протокол проверки подписных листов от 25 октября 2011 года в части «количество достоверных подписей 572»;

постановление ТИК города Вологды №... от 28 октября 2011 года отменить в части, касающейся указанных обстоятельств на основании установления фактов, имеющих юридическое значение, для возникшего случая; признать за ним право на регистрацию кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... избирательному одномандатному округу №...;

возложить на ТИК обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения.

В судебном заседании Сурмачев О.Г. свои требования уточнил, указав, что подал заявление о защите избирательных прав в порядке главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), установлением юридических фактов хотел доказать суду незаконность постановления ТИК №... от 28 октября 2011 года и правомерность заявленных им требований признания действительными части данных в подписных листах. На основании этой нормы процессуального права просит разрешить данный спор.

Представители территориальной избирательной комиссии города Вологды, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по ... одномандатному избирательному округу №... по доверенностям Зубов О.А., Блинов А.В., Орлов С.В. и Пьянкова Ю.Ф. с заявлением Сурмачева О.Г. не согласились, заявив ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с пропуском заявителем срока для обращения в суд, по существу его заявления пояснили, что в поддержку самовыдвижения Сурмачева О.Г. было заявлено 629 подписей избирателей, фактически представлено 630 подписей. В результате проверки признаны недействительными 117 подписей, из которых на основании Закона Вологодской области № 909-ОЗ от 09 июня 2003 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (далее Закон Вологодской области № 909-ОЗ):

- пункта 3 части 9 статьи 40 - 42 подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, несоответствующие действительности;

- пункта 4 части 9 статьи 40 - 1 подпись избирателя, не указавшего в подписном листе всех необходимых сведений;

- пункта 6 части 9 статьи 40 - 30 подписей избирателей в связи с исправлением даты их внесения в подписной лист, поскольку это исправление специально не оговорено избирателем;

- пункта 6 части 9 статьи 40 - 11 подписей избирателей, даты внесения которых не были проставлены избирателями собственноручно;

- пункта 7 части 9 статьи 40 - 4 подписи избирателей в связи с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, поскольку эти исправления специально не были оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей;

- пункта 11 части 9 статьи 40 – 9 подписей избирателей, поскольку сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи и не лицом, осуществившим сбор подписей, внесенных в подписной лист;

- пункта 12 части 9 статьи 40 – 20 подписей избирателей, которые внесены в подписной лист позднее его удостоверения лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Для регистрации Сурмачева О.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №... подписей избирателей, признанных достоверными и действительными, недостаточно. Проверка подписных листов Сурмачева О.Г. проводилась в строгом соответствии со статьей 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ рабочей группой, созданной постановлением избирательной комиссии от 6 сентября 2011 года №.... Сурмачев О.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени проверки, на выполнение этих мероприятий не явился. Распоряжением Председателя территориальной избирательной комиссии города Вологды к проверке подписных листов были привлечены специалисты ЭКЦ Управления Министерства внутренних дел и Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Вологодской области. Сурмачевым О.Г. при сборе подписей избирателей были допущены нарушения требований действующего избирательного законодательства, в связи с чем принято решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №....

Представитель Избирательной комиссии Вологодской области, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на заявление Сурмачева О.Г. секретарь Избирательной комиссии Вологодской области, ссылаясь на пропуск заявителем процессуального срока обращения в суд, просил производство по делу прекратить.

Суд, исследовав подлинные документы, материалы гражданского дела, выслушав мнение Сурмачева О.Г., представителей избирательной комиссии города Вологды, специалистов - экспертов С. и П., свидетелей П.,О. и Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований заявителю, полагает, что оснований для удовлетворения ходатайства ТИК города Вологды о прекращении производства по делу в связи с пропуском заявителем процессуального срока, установленного частью 2 статьи 260 ГПК РФ, не имеется по следующим основаниям.

Действительно, в силу части 2 статьи 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. При этом установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.

Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 ГПК РФ.

Пунктом 1 статьи 107 в контексте пункта 2 статьи 108 ГПК РФ определено, что процессуальные сроки определяются датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В случае если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Установлено, что оспариваемое решение избирательной комиссией принято 28 октября 2011 года, то есть датой окончания 10-дневного срока является 6 ноября 2011 года. В связи с тем, что эта дата является выходным днем, днем окончания срока на подачу заявления являлся понедельник 07 ноября 2011 года. Согласно почтовому штемпелю на конверте (л.д.8) заявление Сурмачевым О.Г. направлено почтой в Вологодский областной суд 07 ноября 2011 года, то есть в установленный законом процессуальный срок.

Заявленные Сурмачевым О.Г. требования по существу не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ, Закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 вышеназванного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 8 статьи 41 Закона Вологодской области № 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (далее Закон Вологодской области № 909-ОЗ).

Исходя из приложения № 1 к Постановлению Законодательного собрания Вологодской области от 29 июня 2011 № 365 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного собрания Вологодской области созыва 2011-2016 годов» число избирателей, зарегистрированных в Заречном избирательном округе составляет 57135 человек.

Количество подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения для его регистрации должно составлять 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего округа или 572 подписи (часть 1 статьи 36 Закона Вологодской области № 909-ОЗ).

В ходе судебного разбирательства спора судом установлено, что Сурмачевым О.Г. в территориальную избирательную комиссию города Вологды представлено 630 подписей избирателей в его поддержку в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, в результате проверки которых признаны недействительными 117 подписей, что составило 18,57 % от общего числа проверенных подписей, в связи с чем избирательной комиссией 28 октября 2011года принято постановление об отказе Сурмачеву О.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области.

В судебном заседании представитель ТИК города Вологды подтвердил, что избирательной комиссией допущены 3 ошибки в подсчете общего количества подписей избирателей: на подписном листе 86 одна подпись признана недействительной дважды, на подписном листе 96 4 подписи избирателей признаны недействительными, а в общей ведомости проверки подписных листов недействительных подписей проставлено 5, на подписном листе 125 порядковый номер 2 при проверке данных избирателя через УФМС, территориальной избирательной комиссией заявлен в адресе места жительства избирателя неверный номер квартиры, достоверно отраженный сборщиком в подписном листе.

Таким образом, суд признает заявление Сурмачева О.Г. в этой части обоснованным, тем не менее, полагает, что эти ошибки избирательной комиссии на существо решения избирательной комиссии, отказавшей Сурмачеву О.Г. в регистрации кандидатом в депутаты по основанию недостаточного количества достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата, не влияют.

Проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, подписей и даты внесения подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, осуществляет в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, которая вправе на основании части 3 данной статьи создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии области, территориальной избирательной комиссии, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии, работников аппарата Избирательной комиссии области, указанной территориальной избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

В соответствии с частью 4 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ проверке подлежат все представленные подписи, собранные в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов, и соответствующие им данные об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.

В целях проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, представленных в избирательную комиссию в поддержку самовыдвижения Сурмачева О.Г., постановлением избирательной комиссии от 06 сентября 2011 года создана рабочая группа, которой проверено 630 подписей избирателей, из них обоснованно 114 подписей признаны недействительными.

Основания, по которым подписи признаны недостоверными (недействительными), указаны в итоговом протоколе и ведомости проверки подписных листов, содержащей данные о расположении недостоверных (недействительных) подписей (номер листа в папке, номер строки на листе).

Сурмачев О.Г., исходя из уточненных требований, оспаривает 62 подписи избирателей, признанных недействительными по причине внесения исправлений в дату внесения подписи, не оговоренных избирателем, либо недостоверности даты внесения подписи, или проставления такой даты не избирателем; 10 подписей избирателей, признанных недействительными в связи с тем, что серия или номер паспорта избирателя, указанные в подписном листе, не соответствуют действительному документу, удостоверяющему личность этого лица или внесения в эту запись исправлений, не оговоренных избирателем либо сборщиком подписей; 9 подписей избирателей признанных недействительными по причине недостоверности указанного в подписных листах адреса места жительства, исправления, неоговоренного избирателем, либо сборщиком подписей, отсутствия этих данных в полном объеме; 5 подписей избирателей, признанных недействительными в связи с несоответствием фамилии либо отчества избирателя, 1 подпись избирателя, признанную недействительной по причине недостоверности данных о годе рождения этого лица, 10 подписей избирателей, признанных недействительными по причине внесения их в подписной лист не избирателем и не лицом, удостоверившим подписной лист.

Суд не может согласиться с такой позицией заявителя по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 38 Закона Вологодской области № 909-ОЗ при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Из материалов дела следует, что на подписных листах 95-96 содержится 10 подписей избирателей, эти листы 14 октября 2011 года удостоверены сборщиком П., который фактически сбор подписей этих избирателей не производил, что не отрицалось им в суде.

Нормами пункта 8 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ предусмотрено признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указанные в подписном листе, не соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах суд считает, что избирательная комиссия, признав недействительными подписи избирателей в перечисленных подписных листах, действовала в точном соответствии с указанными нормами избирательного законодательства. Требования заявителя о признании таких подписей избирателей действительными на том основании, что фактически сбор подписей осуществила О. на основании заключенного с нею кандидатом в депутаты договора, нельзя признать обоснованными, так как сборщик О. своей подписью эти подписные листы не удостоверила.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований Сурмачева О.Г. о признании действительными подписей избирателей, не зачтенных ему в поддержку самовыдвижения исходя из данных, указанных в таблице УФМС и в справке об исследовании №... от 21 октября 2011 года Экспертно-криминалистического центра ....

На основании статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий (п.16); государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссии в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно (п.19).

Пунктом 3 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ установлено, что недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

Часть 3 данной статьи предусматривает, что для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия может привлекать экспертов из числа специалистов ОВД, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года протокола к Соглашению от 22 декабря 2010 года с приложением бланка сопроводительного письма и таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, подтверждена возможность направления в отделения ФМС запросов избирательными комиссиями на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей.

В рамках работы ТИК города Вологды и на основании указанных документов 24 октября 2011 года за №... начальнику УФМС ... направлено сообщение о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах избирателей в поддержку кандидата Сурмачева О.Г. с приложением таблицы с заполненными семью графами, за исключением графы «результаты проверки на соответствие» с просьбой внесения данных УФМС в эту графу таблицы, что и было сделано УФМС 25 октября 2011 года в виде печатной таблицы с заполненной последней графой.

С учетом приведенных положений закона суд приходит к мнению, что направление запроса в УФМС от имени председателя избирательной комиссии на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, не противоречит приведенным нормам и не ограничивает права избирательной комиссии как коллегиального органа на принятие соответствующих решений при том, что решение о действительности и (или) достоверности подписей избирателей принимается избирательной комиссией исключительно в коллегиальном составе при рассмотрении вопроса о наличии либо отсутствии оснований к регистрации кандидата. Отсутствие данных, разрешающих УФМС сообщение таких сведений избирательной комиссии, не свидетельствует о недействительности этой таблицы.

В данном случае также следует учесть, что компетентным органом в отношении регистрации граждан по месту жительства являются органы миграционной службы по Вологодской области.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

По сведениям, данным УФМС, из представленных заявителем подписей избирательной комиссией признаны недействительными: 15 подписей в связи с указанием неправильного адреса места жительства (номер дома, квартиры, не имеющего регистрации, не значащегося зарегистрированным, имеющим регистрацию по месту пребывания),   1 – в связи с неправильным указанием года рождения, 17 – в связи с неправильным указанием серии, номера паспорта избирателя и 11 подписей  в связи  с неправильным написанием фамилии, имени, отчества избирателя.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Аналогичная норма содержится и в части 4 статьи 38 Закона Вологодской области № 909-ОЗ, в соответствии с которым избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, областного списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов признаны недействительными по пункту 3 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ подписи избирателей в количестве 42 подписей.

На основании положений вышеназванной нормы материального права суд не соглашается с позицией заявителя о признании действительными подписей избирателей в связи с технической ошибкой при указании адреса их места жительства: подписной лист 2 порядковый номер 3; подписной лист 8 порядковый номер 1, подписной лист 22 порядковый номер 3, подписной лист 54 порядковый номер 3, подписной лист 62 порядковый номер 2, подписной лист 73 порядковый номер 5, подписной лист 74 порядковый номер 3, подписной лист 86 порядковый номер 1, подписной лист 101 порядковый номер 2, подписной лист 102 порядковый номер 1, подписной лист 105 порядковый номер 5, подписной лист 109 порядковый номер 4, подписной лист 122 порядковый номер 1, подписной лист 132 порядковый номер 5, так как по данным УФМС России по Вологодской области адрес избирателей, указавших в подписном листе сведения о своем месте жительства, фактически иной.

При этом суд учитывает, что в подписном листе 125 порядковый номер 2 (К.) несоответствия в адресе места жительства избирателя не имеется, так как в таблице, составленной ТИК города Вологды, неверно отражен номер квартиры избирателя, что послужило основанием для УФМС отразить его несоответствие в графе 8 «результат проверки на соответствие».

Суд также считает неправомерным решение ТИК о признании недействительной подписи избирателя Е. в подписном листе 65 порядковый номер 1 на основании пункта 3 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ по причине несоответствия адреса его места жительства фактическому, так как данные УФМС в графе 8 (порядковый номер таблицы 29) подтверждают его проживание по адресу: . Указание избирателем комнаты места проживания не опровергает иных данных его места жительства, поэтому не может служить основанием для признания недействительной подписи этого избирателя в поддержку кандидата в депутаты Сурмачева О.Г.

Ссылка Сурмачева О.Г. на незаконность исключения ТИК подписей избирателей, имеющих регистрацию в том же избирательном округе, но по иному адресу, не указанному в подписном листе, не может быть принята во внимание, так как этот адрес их места жительства не был отражен ни избирателем, ни сборщиком подписей в подписном листе.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

Суд не соглашается с позицией заявителя и о признании действительными подписей избирателей в части наличия технической ошибки при указании номера либо серии паспорта:  подписной лист 1 порядковый номер 2, подписной лист 2 порядковый номер 4, подписной лист 21 порядковый номер 5, подписной лист 48 порядковый номер 5, подписной лист 70 порядковый номер 3, подписной лист 74 порядковый номер 5, подписной лист 78 порядковый номер 5, подписной лист 84 порядковый номер 4, подписной лист 86 порядковый номер 3, подписной лист 90 порядковый номер 3, подписной лист 92 порядковый номер 3, подписной лист 101 порядковый номер 2, подписной лист 109 порядковый номер 2, подписной лист 116 порядковый номер 4, подписной лист 118 порядковый номер 2, подписной лист 121 порядковый номер 5, подписной лист 122 порядковый номер 1, подписной лист 129 порядковый номер 5, поскольку избиратели указали в подписном листе сведения не соответствующие действительности, что достоверно подтверждено результатами проверки этих данных УФМС.

Не признаются судом требования Сурмачева О.Г. и в части признания действительными подписей избирателей, где имели место ошибки в изложении фамилии, имени, отчества:  подписной лист 1 порядковый номер 3,  подписной лист 36 порядковый номер 1, подписной лист 74 порядковый номер 3, подписной лист 99 порядковый номер 3, подписной лист 109 порядковый номер 5,  подписной лист 111 порядковый номер 5, подписной лист 112 порядковый номер 4; подписной лист 115 порядковый номер 4, подписной лист 122 порядковые номера 3 и 4, подписной лист 131 порядковый номер 4, поскольку по данным УФМС по Вологодской области, указанные в этой графе подписного листа данные, также не соответствуют действительности.

По аналогичному основанию суд признает правомерным признание ТИК недействительной подписи избирателя в подписном листе 63 порядковый номер 1, поскольку она содержит недостоверную запись о годе рождения избирателя.

Также недействительными в силу пункта 6 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, что подтверждено заключением эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В рамках исполнения полномочий ТИК в адрес начальника ЭКЦ ... направлено отношение о проведении почерковедческого исследования и получения ответов на поставленные вопросы в отношении подписей избирателей в подписных листах, представленных Сурмачевым О.Г., которое основано на положениях статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ и распоряжении председателя ТИК города Вологды №...-р от 20 октября 2011 года о привлечении к работе по проверке достоверности подписей и иных сведений, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области специалистов-почерковедов ЭКЦ .... Результатом исполнения отношения явилась справка об исследовании №... от 21 октября 2011 года за подписью П. и С.

Допрошенный судом в качестве специалиста С. пояснил, что при проведении исследования подписных листов не присутствовал, подтвердил выводы эксперта П., поставив, как непосредственный начальник последнего, свою подпись в справке об исследовании в рамках исполнения должностных полномочий. Допрошенный судом в качестве специалиста П. пояснил, что справка от 21 октября 2011 года составлена им по результатам исследования подлинных подписных листов кандидата Сурмачева О.Г. Исследование документов проводилось им визуально по месту расположения ТИК с помощью технических средств. Оформление справки имело место по месту его непосредственной работы – в ЭКЦ ... по адресу . Поддерживает выводы, изложенные в справке.

  Суд принимает данную справку в качестве надлежащего доказательства, как отвечающую требованиям относимости, допустимости и достоверности, поскольку не доверять данным исследованиям специалистов и их объяснениям у суда нет оснований. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, Сурмачев О.Г. суду не представил.

Требования Сурмачева О.Г. о признании действительными 20 подписей избирателей, собранных сборщиком Н., в связи с технической ошибкой в части указания даты внесения подписи на подписных листах с 97 по 100 удовлетворению не подлежат, так как на этих документах избирателями проставлена дата внесения подписи 14 ноября 2011 года, удостоверение подписных листов произведено лицом, собравшим подписи избирателей 16 октября 2011 года, кандидатом в депутаты 18 октября 2011 года. Исправление даты внесения подписи избирателями, ошибочно проставившими ее, в соответствии с требованиями действующего законодательства не произведено.

На основании положений пункта 12 части 9 статьи 40 Закона Вологодской области № 909-ОЗ подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, кандидатом, признаются недействительными.

При таких обстоятельствах основания неправомерности избирательной комиссией признания недействительными 4 подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области Сурмачева О.Г., установленные судом, недостаточны для признания оспариваемого постановления незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемое постановление является законным.

Таким образом, предусмотренные законом основания для отмены оспариваемого Сурмачевым О.Г. постановления территориальной избирательной комиссии города Вологды от 28 октября 2011 года за №..., которым заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области, отсутствуют. В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт представления заявителем в избирательную комиссию необходимого количества достоверных подписей избирателей. Кроме того, доказан факт, что в ходе проверки подписей выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Руководствуясь статьями 260, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Сурмачеву О,Г. в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии города Вологды от 28 октября 2011 года №... «Об отказе в регистрации Сурмачеву О.Г. – кандидату в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения», его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области по ... одномандатному избирательному округу №..., выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья В.Н.Белякова