Дело № 3-46/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 15 августа 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
и адвоката Зейналова Ш.Н.
при секретаре Береговской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области от 01 августа 2014 года № 86 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области от 01 августа 2014 года № 86 «О регистрации кандидатов в депутаты Брянской областной Думы VI созыва» ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
Территориальная избирательная комиссия Погарского района Брянской области обратилась в суд с заявлением об отмене решения от 01 августа 2014 года № 86 «О регистрации кандидатов в депутаты Брянской областной Думы VI созыва», ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято с нарушением пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нарушает принцип равенства кандидатов, выдвинутых по Погарскому одномандатному избирательному округу № 25.
В обоснование доводов указано, что анализ документов, представленных кандидатом в депутаты ФИО1 для уведомления о выдвижении, указывает на множественные нарушения, допущенные с его стороны. В заявлении о согласии баллотироваться от 10 июля 2014 года имеет место очевидная неполнота сведений о месте рождения ФИО1 (отсутствует указание «Брянская область»), о профессиональном образовании (его уровне), о занимаемой должности (начальник отдела департамента), необоснованно сокращены наименования органа выдачи паспорта и образовательного учреждения. Представленная ФИО1 копия паспорта содержит только 4 страницы (2-3, 4-5), 2 разворота. Таким образом, это не полная копия документа и не копия допустимых отдельных страниц паспорта в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 04 июня 2011 года № 233/1478-6.
Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах от 10 июля 2014 года представлены ФИО1 с нарушением формы, установленной в Приложении № 1 к Федеральному закону и в Приложении № 4 к Закону Брянской области. Кроме того, требуемые законом сведения представлены не в полном объеме: отсутствует наименование источника выплаты дохода, полные адреса места нахождения недвижимого имущества, вид транспортного средства, адреса места нахождения банков, в которых у кандидата имеются счета, адреса места нахождения организаций, в которых кандидат принимает участие. Справка об иностранном имуществе, в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 546, представлена не отдельно на каждого члена семьи (кандидата и супругу), а в едином документе, а также содержит неполноту сведений о дате выдачи паспорта и ИНН ФИО4(супруги кандидата). Справка о расходах, в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 546, представлена не отдельно на каждого члена семьи (кандидата и супругу), а в едином документе и также содержит неполноту сведений о дате выдачи паспорта и ИНН ФИО4(супруги кандидата).
Кроме того, первый финансовый отчет кандидата ФИО1 не содержит даты, заполнен не полностью, остаток денежных средств на дату сдачи финансового отчета не подтвержден банковской справкой ( строка 300 раздел 5). Соответствующий документ банка отсутствует. Кандидатом не представлено уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Протокол об итогах сбора подписей не был представлен одновременно с документами на регистрацию, данный протокол ФИО1 представил только после проведения выборки (жеребьевки) подписных листов для проверки.
Проверка подписных листов и содержащихся в них подписей избирателей была проведена ненадлежащим образом, в подписных листах имеется большое количество исправлений, специально неоговоренных избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей. Все подписи (171 подпись), отобранные для проверки (100%), являются недействительными по различным основаниям.
Считает, что избирательная комиссия располагала основаниями для отказа в регистрации кандидата на основании подп. «в», «в.1», «в.2», «г.1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые не были приняты во внимание на момент принятия решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО1
Просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Погарского района с полномочиями окружной избирательной комиссии Погарского одномандатного округа № 25 по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва от 01 августа 2014 года № 86 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области ФИО2 и представитель Избирательной комиссии Брянской области ФИО3 заявленные требования поддержали, просили отменить решение Территориальной избирательной комиссии Погарского района от 01 августа 2014 года № 86 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по основаниям, изложенным в заявлении.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО1 и адвокат Зейналов Ш.Н. в его интересах требования заявителя не признали, полагали, что оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что заявление Территориальной избирательной комиссии Погарского района об отмене решения избирательной комиссии о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года. В соответствии с положениями статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З (ред. от 10 декабря 2013 года ) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» указанное постановление официально опубликовано в областной газете «Брянская учительская газета», № 21, 12 июня 2014 года.
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/903-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» на Территориальную избирательную комиссию Погарского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Погарскому одномандатному избирательному округу № 25.
Решением Территориальной избирательной комиссии Погарского района от 01 августа 2014 года № 86 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Согласно пункту 1.1 указанной нормы закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в статье 24 и пункте 7 статьи 56 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
Как следует из заявленных требований и объяснений председателя Территориальной избирательной комиссии Погарского района ФИО2, в представленных кандидатом в депутаты ФИО1 документах для уведомления о выдвижении имела место неполнота сведений о месте рождения ФИО1 (отсутствует указание «Брянская область»), о профессиональном образовании (его уровне), о занимаемой должности (начальник отдела департамента), также имелись сокращения в наименованиях органа выдачи паспорта и образовательного учреждения; представленная ФИО1 копия паспорта содержала только 4 страницы (2-3, 4-5), 2 разворота, т.е. копия документа была неполной.
Проверяя доводы заявителя в этой части, суд установил, что в данном случае в нарушение требований указанного выше пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Территориальная избирательная комиссия Погарского района не уведомила кандидата в депутаты ФИО1 о неполноте представленных сведений и возможности внесения уточнений и дополнений в сведения о нем, а также представления надлежащей копии паспорта, что, исходя из пункта 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, не могло повлечь отказ в регистрации кандидата на основании пунктов «в.1» и «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вместе с тем, согласно подп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно статье 20 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» о самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия уведомляется подачей заявления в порядке, установленном настоящим Законом. Заявление представляется в избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней после публикации решения о назначении выборов депутатов Брянской областной Думы (до 18 часов по местному времени). Окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Брянской областной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном федеральным законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения ( пункты 1 и 2).
В соответствии с пунктами 2.1 - 4 указанной нормы Закона Брянской области к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи прилагаются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону.
При проведении выборов депутатов областной Думы вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Исходя из положений пункта 1 статьи 20 названного выше закона области и постановления о назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва от 10 июня 2014 года № 5-1680, опубликованного 12 июня 2014 года, документы для выдвижения кандидата могли быть представлены в избирательную комиссию до 18 час. 13 июля 2014 года.
Как следует из акта приема документов от кандидата в депутаты Брянской областной Думы ФИО1, 10 июля 2014 года им были представлены в избирательную комиссию заявление о самовыдвижении, копия паспорта, диплом, копия трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе.
Судом установлено, что справка о принадлежащем кандидату, его супруге ( супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и справка о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), утв. Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546, представлены ФИО1 не на каждого отдельно члена семьи ( кандидат и супруга), а единым документом, при этом содержат неполные сведения о дате выдачи паспорта и ИНН ФИО4(супруги кандидата), что также свидетельствует об их ненадлежащем оформлении.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы представителей Территориальной избирательной комиссии Погарского района и Избирательной комиссии Брянской области об отсутствии в данном случае документов, необходимых для уведомления о выдвижения кандидатом, поскольку согласно Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении кандидата и для регистрации ( пункт 4.12)
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Брянской области (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); в) первый финансовый отчет кандидата; г) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 20 либо пунктом 14 статьи 21 настоящего Закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов); д) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что представленный ФИО1 первый финансовый отчет заполнен не полностью, о чем он, в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не был надлежащим образом извещен избирательной комиссией. Вместе с тем, уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами в Территориальную избирательную комиссию Погарского района представлено не было.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у Территориальной избирательной комиссии Погарского района имелись основания для отказа Цыганку С.И. в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва в соответствии с подп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с отсутствием документов необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, однако, указанные обстоятельства не были приняты во внимание избирательной комиссией при решении вопроса о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
Проверив доводы заявления о признании недействительными всех подписей избирателей, отобранных для проверки, представленных кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/905-5 «О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам» установлено необходимое и предельное количество подписей для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва. По Погарскому одномандатному избирательному округу № 25 необходимое количество подписей для регистрации составляет 851, предельное количество подписей для регистрации - 936.
Согласно представленному в суд протоколу об итогах сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 следует, что собрано 933 подписи, что составило 47 листов, при проведении жеребьевки проверке подлежат подписи с 374 по 561. Несмотря на то, что указанный протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 составлен не по форме, установленной Избирательной комиссией Брянской области и утвержденной постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 05 мая 2014 года № 126/894-5, в нем содержатся все необходимые реквизиты, установленные данной формой.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, представившие в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке ( часть 14 статьи 24 Закона Брянской области).
Таким образом, проверке подлежали подписи избирателей, представленные в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, в количестве 171 подписи ( 851 х 20% =171).
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов кандидата в депутаты ФИО1, из отобранных избирательной комиссией для проверки подписей признано недействительными 8 подписей.
Проверяя доводы заявителя о признании недействительными всех подписей избирателей по основаниям, предусмотренным подп. «г», «з» «и», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд исследовал подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, отобранные для проведения проверки.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 статьи 38 названного Закона.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:
- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист ( подп. «г»);
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом ( подп. «з»);
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона( подп. «и»);
- подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума (подп. «н»).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 указанного Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 10 названной нормы закона предусмотрено, что на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, специального счета фонда референдума, с которых произведена оплата изготовления подписных листов.
Согласно статье 41 Устава Брянской области от 20 декабря 2012 года (ред. от 03 апреля 2014 года) Брянская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Брянской области.
В силу требований статьи 22 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы», подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Брянской областной Думы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к данному закону области (пункт 1); в подписном листе указывается дата голосования, номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. При сборе подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в подписном листе также указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность ( в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе ( пункт 3).
Как следует из исследованных в судебном заседании подписных листов в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, отобранных для проверки, ни в одном подписном листе не содержится сведений о номере специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. Таким образом, все подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1, отобранные для проверки ( 171 подпись), подлежали признанию недействительными на основании подп. «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. в подписные листы не внесены сведения, предусмотренные пунктом 10 статьи 37 указанного Федерального закона и пунктом 3 статьи 22 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
Кроме того, согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Исходя из буквального толкования подп. "з" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона, все подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществляющее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющий объем сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дата своего рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
Вместе с тем, ни в одном из отобранных для проверки подписном листе в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 не содержится сведений о дате рождения лиц, осуществлявших сбор подписей, что также является основанием для признания всех отобранных для проверки 171 подписей избирателей недействительными по подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Территориальной избирательной комиссии Погарского района о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы является незаконным, т.к. все представленные им в свою поддержку подписи избирателей с учетом указанных выше требований закона подлежали признанию недействительными, однако указанные обстоятельства не были приняты во внимание избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения от 01 августа 2014 года № 86. Доводы заявителя о признании недействительными отдельных подписей избирателей по иным основаниям, в данном случае значения не имеют, поскольку, если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
На основании изложенного заявление Территориальной избирательной комиссии Погарского района о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области от 01 августа 2014 года № 86 «О регистрации кандидатов в депутаты Брянской областной Думы VI созыва» в отношении ФИО1 подлежит удовлетворению, т.к. судом установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Доводы ФИО1 и адвоката Зейналова Ш.Н. в его интересах о том, что копии бланков документов, необходимых для представления для выдвижения и регистрации кандидата, в том числе и копии бланка подписного листа, ФИО1 получил в Территориальной избирательной комиссии Погарского района, которая впоследствии проверяла представленные им документы и не установила нарушений при их оформлении, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных избирательной комиссией требований, поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов установленным требованиям, несет кандидат в депутаты, в данном случае ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Погарского района Брянской области от 01 августа 2014 года № 86 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.А.Богородская