ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2018 г. по делу № 3а-42/2018
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
с участием в деле:
административного истца – акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск», его представителя ФИО1,
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя ФИО2,
исполняющего обязанности прокурора Республики Мордовия Максимова А.А., прокурора отдела прокуратуры Шитовой Е.П.,
рассмотрев в г. Саранске 20 сентября 2018 г. в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Газпром газораспределение Саранск» о признании недействующими пунктов 145 и 273 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91,
установил:
приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29ноября2016 г. № 91 на 2017 г. определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов).
Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134(25.449)-60.
Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.
АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пунктах 145 и 273 Перечня объектов указаны принадлежащие обществу объекты – административное здание, адрес: <адрес>, кадастровый номер <№> (далее – Краснослободское административное здание) и административное здание, адрес: <адрес>, кадастровый номер <№> (далее – Рузаевское административное здание).
Данные здания были включены в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов.
Включение этих зданий в Перечень объектов привело к тому, что налоговая база налога на имущество за него стала определяться исходя из кадастровой стоимости здания, и соответственно размер налога на имущество значительно увеличился.
Вместе с тем Краснослободское и Рузаевское административные здания не отвечают требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанных зданиях располагаются филиалы общества, в них размещаются работники филиалов, в основном имеющие рабочие специальности, здания используются для обеспечения деятельности общества на территориях Краснослободского и Рузаевского муниципальных районов Республики Мордовия, соответственно.
Самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность в этих зданиях не осуществляется, помещения в аренду не сдаются.
Краснослободское административное здание расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Рузаевское административное здание расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для производственных целей.
В связи с этим административный истец считает, что оспариваемые пункты 145 и 273 Перечня объектов противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.
Полагает, что оспариваемыми пунктами нарушаются права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. Административный истец просил признать пункты 145 и 273 Перечня объектов не действующими.
Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, сославшись на результаты обследования вышеназванных зданий, проведённых 1 и 2 ноября 2016 г., согласно которым установлено их фактическое использование как офисных, вследствие чего включение спорных зданий в Перечень объектов соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного истца К.Е.ПБ. административный иск поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 просила оставить административный иск без удовлетворения по основаниям, указанным в письменных возражениях.
В судебном заседании прокурор Максимов А.А. дал заключение, в котором полагал, что оспариваемые пункты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме законность оспариваемых положений нормативного акта, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29ноября2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14сентября2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.
Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.
По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.
Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г. (т. 1, л.д. 222-228).
Из вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно справке АО «Газпром газораспределение Саранск» от 7августа2018 г. № <№> размер налога на имущество за Краснослободское административное здание, рассчитанный исходя из остаточной стоимости здания, составляет 45 477 рублей, а исходя из кадастровой стоимости – 162 568 рублей, за Рузаевское административное здание, рассчитанный исходя из остаточной стоимости здания, составляет 18317 рублей, а исходя из кадастровой стоимости – 118 663 рублей (т. 1, л.д.114).
Вышеназванная справка подтверждается налоговыми декларациями по налогу на имущество организаций АО «Газпром газораспределение Саранск» за 2016 и 2017 годы, налогооблагаемой базой по которым указаны остаточная (2016 г.) и кадастровая (в 2017г.) стоимости Краснослободкого и Рузаевского административных зданий (т. 1, л.д. 115-137).
Следовательно, АО «Газпром газораспределение Саранск» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него и этим актом нарушаются его законные интересы.
Предметом судебного контроля являются оспариваемые пункты 145 и 273 Перечня объектов, в которые, по мнению административного истца, незаконно включёны принадлежащие ему объекты.
В пунктах 145 и 273 Перечня объектов указаны Краснослободское и Рузаевское административные здания, соответственно.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 мая 2018 г. основной вид деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск» – транспортирование по трубопроводам газа, общество имеет филиалы, расположенные, в частности, по адресам: <адрес>, и <адрес> (т. 1, л.д. 140-167).
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26июня2018 г. подтверждается, что Краснослободское и Рузаевское административные здания принадлежат на праве собственности АО«Газпром газораспределение Саранск», записи о регистрации прав сделаны 18 июля 2002 г. и 10января 2003 г., соответственно (т. 1, л.д. 233, 234).
Краснослободское административное здание расположено на земельном участке, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 мая 2018 г. (т. 1, л.д.9-14).
Рузаевское административное здание расположено на земельном участке, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для производственных целей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 мая 2018 г. (т. 1, л.д. 15-42).
Как видно из технического паспорта на Краснослободское административное здание от 28 февраля 2002 г., административное здание является отдельно стоящим зданием, его назначение – административное, использование – то же (т. 1, л.д. 22-42).
Как видно из технического паспорта на Рузаевское административное здание от 19 января 2002 г., административное здание является отдельно стоящим зданием, к которому пристроен пристрой, котельная, пристрой АДС, склад и гаражи (т. 1, л.д. 43-82).
Из фотографий фасадов Краснослободского и Рузаевского административных зданий видно отсутствие на нём вывесок, указателей, объявлений и иной наглядной рекламы делового, административного и коммерческого назначения (т. 1, л.д. 106, 113).
Согласно штатным расписаниям в Краснослободском и Рузаевском филиалах АО «Газпром газораспределение Саранск» осуществляют трудовую функцию работники, имеющие рабочие специальности, и инженерно-технические работники (т. 1, л.д. 83-90, 91-100).
Из экспликаций технических паспортов Краснослободского и Рузаевского административных зданий, и справок о фактическом размещении в помещениях административных зданий сотрудников вышеназванных филиалов АО «Газпром газораспределение Саранск» установлено, что в зданиях осуществляют трудовую функцию работники филиалов, в основном имеющие рабочие специальности.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Отсутствуют доказательства, подтверждающие сдачу указанных зданий или помещений в них в аренду.
Совокупность представленных АО «Газпром газораспределение Саранск» доказательств (технические паспорта на здания, перечень специальностей и должностей в Краснослободском и Рузаевских филиалах, штатные расписания указанных филиалов, фотографии) подтверждает, что нежилые помещения, учтённые в актах обследования от 1 и 2 ноября 2016 г., фактически используются для размещения подразделений и работников АО«Газпром газораспределение Саранск», которые обеспечивают осуществление обществом основных функций.
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учёта наименования зданий и помещений в них, виды разрешённого использования земельных участков, фактическое использование зданий и помещений в них, свидетельствует, что Краснослободское и Рузаевское административные здания не относятся к административно-деловым центрам, поскольку их использование связано с обеспечением производственной деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск». По этим же причинам помещения в этих зданиях не могут быть отнесены к офисам и объектам общественного питания.
Акты обследования от 1 и 2 ноября 2016 г. также не свидетельствуют об использовании этих зданий в качестве административно-деловых центров.
В связи с этим пункты 145 и 273 Перечня объектов не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункты 145 и 273 Перечня объектов подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29ноября 2016 г. № 91, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» удовлетворить полностью.
Признать пункты 145 и 273 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29ноября2016 г. № 91, не действующими со дня вступления в силу данного приказа.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение суда изготовлено 25 сентября 2018 г.