ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-46/2014 от 11.07.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 Дело № 3-46/2014

 РЕШЕНИЕ

             именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ                                                                                         <адрес>

 Верховный Суд У. Республики в составе: председательствующего судьи: Полушкина А.В.,

 при секретаре: Зеленцовой Н.З.

 с участием: прокурора прокуратуры У. Республики Борзенковой Т.А.,

 представителей заявителя Михеева Т.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия один год), П. У. Республики Ким С.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г.), У. Росреестра по Удмуртской Р. Ш. С.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г.),

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление Гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» о признании недействующим отдельных положений постановления П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ»,

 УСТАНОВИЛ:

 Гаражно-строительный кооператива «<данные изъяты>» (далее ГСК «<данные изъяты>») обратился в суд с заявлением о признании недействующим отдельных положений постановления П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».

 Заявление мотивировано тем, что ГСК «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:041067:0005, площадью 59118 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов У. Республики. Пунктом 1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (приложение). Согласно приложению № к постановлению под пунктом 37041 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:041067:0005, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ №211«О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в указанное выше постановление внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041067:0005 стала составлять <данные изъяты>

 Изменение кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого являлся ГСК «Рубин» явилось основанием для увеличения подлежащей уплате арендной плате и ее перерасчет за истекшие периоды.

 Заявитель полагает, что П. У. Республики была нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов У. Республики и измененная кадастровая стоимость арендуемого ГСК «<данные изъяты>» земельного участка, установлена произвольно. В частности не соблюден порядок принятия решения об изменении стоимости в результате кадастровой ошибки и не направлены уведомления заинтересованным лицам.

 В судебном заседании представитель заявителя Михеев Т.С. на удовлетворении заявления настаивал по изложенным в нём доводам.

 Представитель П. У. Республики Ким С.В. против удовлетворения заявления возражал, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях.

 Представитель У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Р. Ш. С.А.. против удовлетворения заявления возражала, основывая свою позицию на письменных пояснениях.

 Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры У. Республики Борзенковой Т.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются её права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее Постановление П. УР № 275) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению 1. под пунктом 37041 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:041067:0005, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>

 Постановление П. УР № зарегистрировано в У. Минюста России по Удмуртской Р. ДД.ММ.ГГГГ N RU18000200800410, и было опубликовано в «Собрании законодательства У. Республики» от ДД.ММ.ГГГГ N 22.

 Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее - Постановление П. УР № 211) были внесены изменения в Постановление П. УР № 275. В частности, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041067:0005 стала составлять <данные изъяты>.

 Пунктом 4 Постановления П. УР № установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ

 Постановление П. УР от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано в У. Минюста России по Удмуртской Р. ДД.ММ.ГГГГ N RU1000201200313, опубликовано в «Собрании законодательства У. Республики» от ДД.ММ.ГГГГ N 41.

 ГСК «Рубин» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:041067:0005 с ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Указанные обстоятельства следуют из объяснений участников процесса и представленных письменных доказательств.

 Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Ф. законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Ф. законам. В случае противоречия между Ф. законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Ф. закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.

 Согласно части 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее в тексте - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Ф. агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Ф. агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил оценки).

 Анализ перечисленных норм законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят П. У. Республики в пределах своей компетенции.

 Давая оценку соблюдению процедуры принятия оспариваемого акта, суд учитывает следующее.

 Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Ф. законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон № 221-ФЗ).

 Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории У. Республики проводились Пермским филиалом ФГУП ФКЦ «<данные изъяты>».

 По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. принято постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № 275, которое утвердило кадастровую стоимость земельных участков.

 В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

 Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

 На основании части 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Ф. закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

 Согласно части 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.

 Согласно пункту 3 Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

 Из объяснений представителей П. У. Республики и У. Росреестра по Удмуртской Р., основанием для принятия П. У. Республики оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в У. Росреестра по У. Республики новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов У. Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что следует также из пояснительной запиской к проекту постановления.

 Представителями заинтересованных лиц вышеуказанный отчет в материалы дела не представлен.

 Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения уполномоченного органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались.

 П. У. Республики не представлено доказательств того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041067:0005 допущена ошибка и имелась необходимость её устранения.

 Позиция представителей П. У. Республики и У. Росреестра по Удмуртской Р. о том, что в данном случае, возможно было исправление сведений о кадастровой стоимости земельных участков без принятия об этом решения, не основана на законе.

 Порядок исправления кадастровой ошибки органами кадастрового учета определен в статье 28 Закона № 221-ФЗ.

 Ф. служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.

 При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что П. У. Республики, принимая оспариваемое заявителем постановление, нарушило процедуру его принятия.

 Оспариваемый заявителем нормативный правовой акт в части касающийся заявителя, безусловно, нарушает права ГСК «<данные изъяты>», поскольку в связи с его принятием на ГСК возложены дополнительные расходы по выплате арендных платежей. Из представленных в суд документов следует, что ГСК «<данные изъяты>» начислена задолженность по арендной плате в размере <данные изъяты>, образовавшаяся в результате применения оспариваемого нормативного акта.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении П. У. Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов У. Республики, поскольку измененная П. кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащих заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, то есть, в противоречие с Ф. законодательством.

 Суд приходит к выводу, что постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 28 Ф. закона «О государственном кадастре недвижимости», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316, в связи с чем, является недействующим в части изменения цифры «<данные изъяты>» (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру «<данные изъяты>» подпункта 10 в разделе «<адрес>» в пункте 37041 приложения 1 к постановлению П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».

 Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, оспариваемое заявителем Постановление П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ к таковым не относится.

 Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.

 С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Так же, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ с П. У. Республики в пользу заявителя подлежат взысканию, расходы, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины при подаче заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд У. Республики

 РЕШИЛ:

 заявление Гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» удовлетворить.

 Признать недействующим с момента принятия постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в части пункта 1 изменения цифры «<данные изъяты>» (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру «<данные изъяты>» подпункта 10 в разделе «<адрес>» в пункте 37041 приложения 1 к постановлению П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».

 Взыскать с П. У. Республики в пользу Гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд У. Республики.

 Председательствующий судья                                                    А.В. Полушкин

 КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ